![]() |
Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 35-37.
Напряженное политическое положение начала
XVIII века вызвало усиленное
строительство крепостей и форпостов
на южных окраинах
Российского государства. На просторах
Прииртышья появились первые замкнутые пространства – фортификационные сооружения,
дистанцированные от внешнего мира. Это пространство образовывало «эндогенную» среду, созданную на относительно небольших
территориях (до Строительство укрепленных линий в России
имело давние традиции. Оборонительные линии существовали еще во времена
Киевской Руси. Создание их началось с IX в. с возведения укрепленных пунктов и валов, главным
образом, на речных рубежах. Широко применялись засеки, которые устраивались в лесах и представляли собой
заграждения из поваленных деревьев, сооружались на скорую руку и имели
временный характер. В процессе усиления Московского княжества в XIV в. создается сторожевая пограничная линия по рекам
Хопер, Воронеж и Дон. С XVI в. оборонительные линии превратились в
долговременную периодически возобновляемую оборонительную систему, которая,
кроме собственно засек, вмещала в себя ряд инженерных сооружений. Такова была
черта, построенная в середине XVI в. к югу от Оки и названная впоследствии «Большая засечная
черта». Со второй половины XVII в. «Большая засечная черта» перестала играть
сколько-нибудь существенную роль. Район столкновений переместился на сотни
километров к югу. Здесь возникли новые укрепленные города-крепости, а так же
укрепленные засечные черты: Белгородская, Симбирская, Закамская и Тамбовская.
Появление систем укрепленных линий стало возможным с образованием
централизованного государства, так как само создание крупных оборонительных
линий требовало мобилизации массы людей и крупных материальных средств. По мере
расширения границ России в XVIII в. на основе опыта засечных черт возникает
система пограничных укрепленных линий, состоявших из крепостей и укрепленных
городов, между которыми создавались полевые укрепления, обычно в виде земляного
вала, иногда – с деревянным тыном наверху и рвом. Перед рвом устраивались
засеки и ставились рогатки против конницы. Через каждые 200- В начале XVIII века при Петре
I в России велось исключительно строительство отдельных
мощных крепостей по западному образцу, а не пограничных черт, как в XVII веке. В это время на юге Западной Сибири возводятся
пограничные крепости: Омская, Железинская, Ямышевская, Семипалатинская,
Убинская, Долон – Карагайская и Усть-Каменогорская. В 1740-е гг. происходит пересмотр подходов к проблеме сооружения пограничных
укреплений. Отдельные пограничные линии начинают соединяться в системы
укреплений, которые предназначались для организации комплексного способа охраны
границ государства. В планах предполагалось соединить отдельные крепости общими
линиями, состоящими из ряда укреплений различной мощности и расположенных между
ними фортификационные единиц, которые соединялись бы сплошными рвом и валом.
Для начала было указано все дистанции аккуратно осмотреть и описать с
показанием всех удобных мест для строительства городов и проживания там людей.
Велено было особо учитывать натуральные укрепления для обороны. Для этого
важного предприятия приказали отправить из Санкт-Петербурга нарочного искусного
инженера, штаб – офицера с надлежащим числом кондукторов и геодезистов. В
1745 г. генерал-майор Х.Т. Киндерман, согласно проведенному им осмотру
местности, представил проект линий. Суть документа состояла в том, чтобы между
существующими крепостями расположить большие форпосты в 60 верстах один от
другого, и между ними – малые, на расстоянии 20 верст. Это упростило бы
организацию разъездов от форпостов, которые
задумано было проводить от каждого из них на половину расстояния. Для
этого в рапорте от 29 января Таким образом, ввиду обширности
обороняемой территории и ограниченности возможностей центральной и местной
администрации, были внесены изменения в планы согласно сложившейся ситуации.
Вместо сплошной системы земляных валов было решено возводить отдельные
укрепления в виде форпостов, редутов и маяков, привязанных к естественным
географическим преградам. В состав Иртышской линии, как сказано
выше, вошли крепости, форпосты и станции. Крепости, без сомнения, составляли
главные, обширные и сильно вооруженные опорные пункты. Здесь сосредотачивались
и более многочисленные поселения, потому что эти пункты назначались
исключительно для торговых сношений с соседними народами. Кроме ограды
(собственно крепости), в которой помещались преимущественно строения,
принадлежащие военному ведомству, имелся еще форштадт, или слобода, запланированная
как прилегающая к городу-крепости поселение, укрепленное ретраншементом и
реданом. Количество населявших форштадт внештатных казаков регламентировалось в
зависимости от величины гарнизона, оборонявшего город. Профиль оград крепостей
состоял из заплота с небольшой насыпью, примыкавшей к нему с наружной стороны,
со рвом впереди. За контрэскарпом рва, в небольшом от него расстоянии,
помещался ряд рогаток, а впереди них – еще ряд рогаток[4]. Редуты по своей форме имели квадратное
начертание со стороною около 20 саженей. В углах находились незначительные
выступы в виде бастионов. Ограда укрепления состояла из палисада,
приспособленного к стрельбе из ружья. С наружной стороны к нему прилегла насыпь
со рвом на грудную высоту. За
контрэскарпом находился ряд рогаток и надолб. На башне помещалась каланча, с
которой наблюдали за окрестностями. Внутри
редута находились: офицерские
светлицы, солдатская казарма, провиантский амбар, пороховой погреб, конюшня.
Вне редута, если он находился недалеко от берега реки – баня[5]. Форпосты по способу их ограждения
принадлежали к разряду редутов и отличались от них своей величиной. Так
называемые большие форпосты располагались в виде квадрата со стороною в 30 и
более сажень. Малые форпосты были меньше редутов. На Иртышской линии находилось
12 форпостов. Из них Осьморыжский, Чернорецкий, Коряковский, Лебяжий,
Семиярский, Долонский, Талицкий, Убинский и Красноярский форпосты имели вид
регулярного четырехугольника, состоящего из четырех равных куртин, но разной
длины, посредством которых смыкались полигоны и составляли четыре бастиона.
Профиль укреплений состоял из бруствера с одним или с двумя банкетами и
горизонтального рва в Станции представляли собой редуты со
стороною в 10 сажень и выступами на углах. Из них два противоположных имели вид
бастионов и были вооружены каждый одним оружием. Другие два выступа были
квадратной формы и состояли из казарм с открытой обороной. Вся ограда имела
профиль заплота. Внутри ограды, которая обносилась рядом надолб и рогаток, помещались
светлица, провиантский амбар, сараи и конюшня. Последние два строения
прислонялись к ограде и в стенах проделывались бойницы[6]. На Иртышской линии значилось 20 станций.
Из них 19 были построены в виде правильного четырехугольника, и только одна,
станция Соленый поворот, представляла собой иррегулярный четырехугольник.
Профилем всех этих укреплений являлся бруствером с одним банкетом и
горизонтальный ров в [1] Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М, 1978.
С.57-58. [2] Муратова С.Р. На
страже рубежей Сибири // Научно-методический и репертуарно-информационный альманах. 2007.
№16. С.32-33. [3] Муратова С. Р. На
страже рубежей Сибири. С.35-36. [4] Там же. С.38-39. [5] Там же. С.39-40. [6] Муратова С. Р.
На страже рубежей
Сибири. С.43-44. [7] Там же. С.45-46. © М.К. Каримов, М.С. Смагулова, 2011
|