![]() |
Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 234-237.
С установлением советской власти
большевики начинают проводить активную антирелигиозную политику. И первым шагом
в этом направлении было опубликование Декрета СНК «об отделении церкви от
государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года, согласно которому
православная церковь лишалась своих привилегий, а собственность церкви
передавалась в «руки народа». Но это было только начало широкомасштабной
антирелигиозной политики. На местах
создаются комитеты по отделению церкви от государства, в стране
проводится массовая антирелигиозная агитация. Все эти мероприятия проводились
лишь с одной целью - уничтожение церкви как централизованной структуры, оказывающей
огромное идеологическое влияние на народ. В 1921-1922 гг. в молодой Советской
республике бушевал страшный голод, от которого погибло около 5 млн. человек.[1] По всей стране начинается
сбор пожертвований в пользу голодающих, собранные суммы направлялись в комитет
помощи голодающим (Помгол). Не осталась
в стороне от этого и православная церковь, 22 августа 1921 года Патриарх
Тихон выпустил Послание, в котором призывал верующих людей всех конфессий, как
в России, так и во всем мире к помощи голодающим. Правительство долгое время
колебалось, опасаясь роста авторитета церкви, но в конце концов все же решило
принять ее помощь: 8 декабря 1921 года ВЦИК разрешил религиозным организациям
сбор средств на помощь голодающим. К февралю 1922 года Церковь собрала более 8
млн. 962 тыс. рублей, - огромную по тем временам сумму, не считая
драгоценностей и натуральной помощи голодающим.[2]
19 февраля выходит новое послание патриарха «в котором он обращается к тем
группам верующих на которых лежит обязанность попечения о церквах, с призывом о
передаче на дело помощи голодающим такого рода вещей, как ценные золотые и
серебряные подвески к ризам, все старые вышедшие из употребления предметы…»[3]. Неожиданным был ответ
властей на это послание. 26 февраля выходит постановление ВЦИК, согласно
которому изъятию подлежали все церковные ценности, в том числе имеющие
богослужебное значение. Но в тоже время, несмотря на столь решительные действия
властей изъятия, происходили с некоторыми оговорками, например «в случае если
будут встречаться литье из благородных металлов и иконы называемые
чудотворные» то их посредством подачи
ходатайства от приходских советов в ЦК Помгол можно было оставить, заменив
их соответствующим эквивалентом[4]. Власти решили воспользоваться моментом, и
повели новое наступление на православную церковь под маской помощи голодающим.
В ответ на действия властей 15(28) февраля патриарх выпустил послание, в
котором выразил протест против того, что правительство, не обращая внимания на
борьбу Церкви с голодом, принуждает её совершать канонические преступления, так
как каноны запрещают использование богослужебных предметов не для священных
целей. В послании отмечена неоправданная антицерковная пропаганда в печати[5]. Л.Д. Троцким была разработана специальная
инструкция для проведения кампании по изъятию. Согласно инструкции на местах
создавались две комиссии: секретная подготовительная комиссия по изъятию
ценностей и официальная комиссия при комитетах помощи голодающим для формальной
приемки ценностей; так же в инструкции содержатся указания к проведению
мероприятий по расколу в среде духовенства, путем выявления священников открыто
выступающих в пользу изъятия, а священников, которые пользовались доверием у
населения, предполагалось не трогать, но предупредить их «что в случае каких-либо
эксцессов они ответят первыми».[6] Таким образом, была
разработана продуманная программа, направленная на раскол церкви, а так же на
подрыв ее авторитета у народных масс.» Семипалатинская губернская комиссия по
изъятию ценностей была образована 9 марта «под председательством члена
ВЦИК Букейханова, от Губисполкома Нечаева»[7].
В тот же день губисполком направил срочную телеграмму всем уездным исполкомам:
«Создать уездные комиссии и приступить к изъятию церковных ценностей,
потребуйте всех без исключения богослужебных культов описи церковных имуществ»[8]. Источником содержащим
сведения о «богатствах» местных приходов служил труд известного священника
краеведа Б.Г.Герасимова «Старинные церкви Семипалатинской области». Предстояла
большая по своим масштабам работа ведь на тот период Семипалатинская губерния
территориально включала в себя территорию современных Восточно-Казахстанской и
Павлодарской областей Казахстана. В местной печати разворачивается
масштабная антирелигиозная пропаганда, ежедневно в свет выходят статьи с гневными заголовками, такие как «Черные пауки», «Двоедушные фарисеи» и пр.,
направленные против духовенства. В местной газете «Степная Правда» нападкам
подвергается Семипалатинский епископ Киприан, которому припомнили и участие в
черносотенном «Союзе русского народа», а также сотрудничество с Колчаком, ему
дается следующая характеристика «обладает большою способностью
приспособляемости превратившись с приходом Советской власти в «тишайшего» и
незлобивого с виду «владыку»[9]. 13 апреля было проведено
заседание губернской комиссии по изъятию, на которое был приглашен епископ
Киприан. На заседании было принято решение о начале работ с 24 апреля в Семипалатинском Знаменском
соборе, также на Киприана была возложена и идеологическая подготовка кампании,
он должен был объяснить прихожанам суть работы и подготовить соответствующие
документы, а к 24 апреля разослать сообщение во все благочиния Семипалатинской
губернии. В своей проповеди, произнесенной 22 апреля в Благовещенской церкви
епископ Киприан «указал верующим на необходимость изъятия ценностей, причем в
своей речи подчеркнул, что поклонение золоту и серебру возвращает православную
церковь во времена язычества»[10]. Именно благодаря
выступлениям Киприана удалось избежать прямых столкновений прихожан с местными
властями при изъятиях, более того, при приходских советах церквей был
организован добровольный сбор средств в пользу голодающих[11]. Изъятие ценностей началось 24 апреля в
Знаменском соборе, изъятие происходило в присутствии выборных членов от приходских
советов и членов губернской комиссии по изъятию ценностей. Изъятие драгоценных
риз с икон происходило с такой
формулировкой: «ввиду того, что снятие риз не испортит самые
изображения, а значит не будет иметь никакого отношения в смысле затруднения
выполнения обрядов культа»[12]. В отношении особо чтимой
Абалакской иконы Божьей Матери, которая была привезена в Семипалатинскую
крепость еще в 1720 году, было принято
следующее решение: «Принимая во внимание, что означенная икона, как принадлежащая
к особо чтимым верующими не только Семипалатинской губернии, но и края,
означенную икону согласно ходатайству верующих оставить в распоряжении общины
Знаменского собора перенеся разрешение этого вопроса в ЦК Помгол, для чего
община должна возбудить перед последним мотивированное ходатайство на условии
замены стоимости по соответствующему эквиваленту»[13].
За день работы было изъято 17 предметов,
3 временно оставлены, но работы по изъятию в Знаменском соборе не были
завершены, продолжение было намечено на 26 апреля. Все изъятые предметы
сдавались губфинотдел, 27 апреля туда было передано 49 предметов общей массой в
три пуда, тридцать девять фунтов, пятьдесят три золотника, тридцать девять
долей, также были переданы и добровольные пожертвования общины Знаменского
собора, общим весом двадцать восемь фунтов, двадцать семь долей[14]. В целом в Семипалатинске
работы по изъятию происходили спокойно при полном содействии как верующих и
церковнослужителей с одной стороны и местных властей с другой. Окончание работ
в губернском центре было отмечено в газете «Степная Правда» от 27 мая 1922
года: «В г. Семипалатинске закончилось изъятие церковных ценностей.
Собрано в городе: 12 пудов 14 ф. серебра, 34 доли бриллиантов, 3 золотника 54
доли золота»[15]. Но на местах, то есть в уездах и волостях
дело обстояло намного сложнее. Сведения о церковных ценностях, хранящихся в
уездных и волостных храмах, не поступали в губернскую комиссию. Губисполкомом
на места была отправлена телеграмм с требованием: «ускорить работы уездных
комиссий по изъятию ценностей, а если изъятие еще не начато, немедленно
приступить к работе»[16]. Первые сведения из уездов
начинают поступать в начале мая. В городе Павлодар с 6 по 8 мая происходило
изъятие церковных ценностей из местных храмов: Церковь Флора и Лавра – 24
предмета весом 2 пуда 36 фунтов 37 зололотников 37 долей; Троицкий
собор – 14 предметов на 24 фунта 90 золотников[17]. В целом сведения из уездов вяло поступали
в губернскую комиссию, для ускорения работ по изъятию, 19 мая на заседании
Губкомиссии было принято решение о создании волостных комиссий, которые должны
были прислать в трехдневный срок сведения о ценностях, хранящихся в местных
храмах. После этого сведения об изъятиях начинают регулярно поступать в
губернскую комиссию. Часто встречаются документы, говорящие о том, что многие храмы в губернии находились в довольно
бедственном положении, и изымать из них было нечего. Наоборот, в тех селениях
где были относительно богатые приходы, местное население пыталось договориться
с властями о сохранении драгоценной утвари. Примером этому служит заявление
жителей с. Семиярска, которые предложили взамен церковных ценностей
«внести стоимость драгоценностей продуктами и разными ценностями серебром и пр.
пр.»[18]. Но губкомиссией это
предложение было отклонено и в дальнейшем произведено изъятие ценностей. В то
же время довольно частыми были и случаи
недовольства и даже отказа прихожан от сдачи церковных ценностей. Например, в Усть-Каменогорске при обсуждении
вопроса об изъятии ценностей при местной церкви собралась толпа численностью в
двести человек преимущественно старушек, которые выступали с требованием
ценности не выдавать, но несмотря на это приходской совет дал согласие на
изъятие. На следующий день началось изъятие, к церкви начала собираться толпа
женщин, властями был выставлен караул, были арестованные[19].
В целом по губернии каких-либо серьезных столкновений прихожан с властями, приведших к человеческим жертвам зафиксировано не было. В газете «Степная Правда» за 27 июля была
помещена заметка об окончании кампании по изъятию в городах Семипалатинской
губернии «собрано около 25 ½ пудов серебра и отправлено в Москву. В
уездах работа продолжается, недоразумений нет»[20]. Губернский финотдел в своем отчете дает
следующие данные по губернии: с 14 августа по 1 октября 1922 года
церковных ценностей собрано по губернии 24 пуда, 8 фунтов, 67 золотников,
82 доли[21]. 28 октября комиссия по
изъятию обратилась в Губисполком с просьбой о роспуске ввиду окончания работ и
приложила список отправленных ценностей по месяцам 1922 года, всего было
отправлено ценностей общей массой 36 пудов, 13 фунтов, 80 золотников, 41 долей.
И уже на следующий день Губисполком принял решение о роспуске губернской
комиссии по изъятию ценностей. Этим решением была завершена кампания по изъятию
церковных ценностей в Семипалатинской губернии. Подводя итог важно отметить то, что
кампания по изъятию церковных ценностей явилась очередным мероприятием
Советской власти, направленным на уничтожение православной церкви. В целом
кампания закончилась полным провалом, расходы на ее проведение во многом
превысили сумму изъятых ценностей. Сама Советская власть признала, что на
помощь голодающим было направлено лишь около 40 % отобранных у Церкви ценностей
[22]! В свою очередь власти нанесли церкви очередной удар в дальнейшем приведший к
расколу в рядах духовенства. В Семипалатинской губернии кампания также
оказалась провальной во многом и из-за того что здесь преобладали мусульманские
селения, в мечетях которых и изымать было нечего. Во многом приходы губернии находились в бедственном положении и
не могли похвастаться богатой утварью. Кампанией был нанесен невосполнимый
ущерб художественным ценностям, хранящихся в местных храмах, с икон были сняты
искусно выполненные ризы, а также изъята старинная церковная утварь. В целом кампания по изъятию ценностей
в губернии прошла без каких-либо существенных осложнений, и при содействии
властей и церковнослужителей, последним ничего не оставалось, как подчиняться
директивам органов государственной власти. Во многом открытого выступления прихожан удалось
избежать, благодаря деятельности епископа Киприана, который призывал к сдаче
ценностей, кроме того был организован добровольный сбор пожертвований в фонд
помощи голодающим. [1] Губкин О. Русская Православная Церковь под игом
богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы. СПб, 2006. (http://www.sir35.ru/Orthodoxy/Ch_606.htm#_Toc133379901
(март 2010). [2] Там же. [3] «Степная правда». 1922. №37. [4] ЦДНИ ВКО. Ф. 73.Оп.1. Д. 140. Л.6. [5] Губкин О. Русская Православная Церковь под игом
богоборческой власти. [6]Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее
(хронология событий). Семипалатинск, 2004. С.588. [7] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140.Л.3. [8] Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска.С.593 [9] «Степная правда».1922. №76. [10] «Степная правда».1922. №87. [11] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140. Л.29-29об. [12] ЦДНИ ВКО. Ф. 73.Оп.1. Д. 140. Л.37-37об. [13] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140. Л.37-37об. [14] Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска.С.138-139. [15] Кашляк,В.Н. Храмы Семипалатинска.С.603. [16] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140.Л.57. [17] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140.Л.227. [18] ЦДНИ ВКО. Ф. 73.Оп.1. Д. 140. Л.155. [19] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140. Л.149-149об. [20] «Степная правда». 1922. №151. [21] Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска. С. 604 [22] Губкин О. Русская Православная Церковь под игом
богоборческой власти. © А.С. Безверхний, 2011
|