Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Голикова О.А.

Динамика развития начального образования Акмолинской области

в конце XIX – начале XX вв.

В конце XIX – начале XX в. в административном плане Акмолинская область состояла из пяти уездов: трех северных – Омского, Петропавловского и Кокчетавского и двух южных – Акмолинского и Атбасарского. Центральным городом был Омск. Общая площадь области ровнялась 497 кв.верст. Население делилось на две категории – оседлое и кочевое. В северной части области проживали преимущественно русские, занимавшиеся земледелием, а в южной части – кочевые скотоводы "киргизы".[1] Согласно статистическим данным за 1883 г. доля "киргизского" населения составляла 86%, на 1 русского приходилось 6,2 "киргиза".[2]

По данным переписи 1897 г. численность населения составляла 682.608 человек. Доля городского населения была малочисленным, так в городах проживало 39.383 мужчины и 35.369 женщин, всего 74.752 человека, в уездах – 315.579 мужчин и 292.277 женщины, всего – 607.856 человек. Из них 128,365 вели оседлый образ жизни и 338,059 – кочевой. Плотность населения была незначительной – 1,4 человека на 1 кв.версту.[3]

Исходя из того, что большинство населения проживало в сельской местности, преобладающим типом начальных школ были сельские училища Министерства народного просвещения и внутренних дел.

С образованием Западно-Сибирского учебного округа в 1885 г.[4] для заведования начальным образованием была учреждена специальная должность инспектора народных училищ,[5] а в 1902 г. и директора. После создания специальных органов контроля для управления начальными школами их число начало увеличиваться. Так с 1883 г. по 1898 г. рост составил 60%, с 1898 г. по 1905 г. – 52%, с 1905 г. по 1911 г. – 76%, с 1911 г. по 1916 г. – 43%.

На рассматриваемый период в стране начался процесс введения всеобщего начального образования. После издания закона 3 мая 1908 г. государственные ассигнования на начальную школу заметно увеличились. С 1913 г. Западная Сибирь была официально включена в зону действия этого закона,[6] однако заметных изменений для Акмолинской области это не принесло. Прослеживая динамику развития начального образования, нельзя отметить значительного роста начальных школ. Это дает возможность судить о том, что особого влияния данная мера правительства в рассматриваемом регионе не имела. С утверждением проекта школьной сети по осуществлению всеобщего образования развитие начального обучения в городах близилось к завершению. Основным препятствием было отсутствие помещений под школы.[7]

В 1883 г. всего в области насчитывалось 134 учебных заведения, из них начальных – 125. В начальных школах учились 4991 мальчик и 1024 девочки, всего – 6015 детей.[8] В 1898 г. число учебных заведений достигло 196, из них начальных было 188, количество обучающихся составило 10.891 человек, мальчиков – 7.793, девочек – 3.098. Большая часть образовательных учреждений находилась в Омске – 26 школ, в которых обучалось 5660 мальчиков – 35,5%, 4935 девочек – 24%. Таким образом, в среднем в одной школе обучалось 407 детей. В других городах области располагалось 18 школ, с общим числом детей школьного возраста 7325 человек, из них 3724 мальчика и 3601 девочка. В школах обучалось 923 мальчика – 25% и 383 девочки – 10,6%.

В сельской местности насчитывалось 66 школ, при общем количестве детей школьного возраста – 24462, из них 12850 мальчиков и 11612 девочек. В процесс обучения были вовлечены 1981 мальчиков – 15,4% и 631 девочек – 5,4%. Таким образом, одна школа приходилась на 370 детей школьного возраста.[9]

Более благоприятная ситуация сложилась в казачьих селениях. На 1897 г. в них действовало 99 школ, в которых обучалось 3437 детей, мальчиков – 2589, девочек – 848, при общем числе детей школьного возраста – 19322 (9815мальчиков и 9507 девочек). Таким образом, на одну школу приходилось 195 детей; школы посещали 26,3% мальчиков школьного возраста и 9% девочек.

Данная тенденция сохранялась на протяжении всего рассматриваемого периода. Увеличение численности школ в основном шло за счет училищ, расположенных в сельской местности. Рост школ, расположенных в городах, являлся более медленным. Самым низким он был в казачьих селениях. Более наглядно представить динамику развития начального образования Акмолинской области можно, обратившись к приведенной таблице.

В заключение можно сказать о том, что для начального образования Акмолинской области были в целом характерны те же тенденции развития, что и для всего Западно-Сибирского учебного округа – медленный рост числа начальных школ, ограниченное количество обучавшихся детей, проблема нехватки собственных учебных заведений.

Таблица

Динамика роста начальных училищ Акмолинской области 1898-1915 гг.[10]

Название школ

1898 г. число школ

Число детей школьного возраста на 1 школу

1905 г. число школ

Число детей школьного возраста на 1 школу

1911 число школ

Число детей школьного возраста на 1 школу

1916 число школ

Городские

44

407

73

230

98

157

116

Сельские

66

370

140

209

357

248

578

Казачьи

99

195

104

140

104

-

106

Всего школ

209

972

317

579

559

461

800

 



[1] Обзор Акмолинской области за 1898 г. Омск, 1900. с. 2-3

[2] Обзор Акмолинской области за 1883 г. Омск, 1884. с.5

[3]Турчанинов Н.В. Население Азиатской России  //Азиатская Россия. Т.1. СПб.1914. с. 87

[4] ПСЗРИ. Собр.3-е. Т.V. СПб., 1887. с.102

[5] ГАТО. Ф.126. Оп.1. Д.50. Л. 21

[6] Подробная объяснительная записка к проекту сметы на 1914 г. СПб., 1914. с.6-7.

[7] Обзор Акмолинской области за 1915 г. Омск, 1917. с. 70

[8] Обзор Акмолинской области за 1883 г. Омск, 1884. Приложение №8.

[9] Обзор Акмолинской области за 1898 г. Омск, 1900. Приложение №8.

[10] Составлено нами по: Обзорам Акмолинской  области за 1898г, 1905 г., 1911 г., 1916 г., Школьное дело за Уралом. Турчанинов//Азиатская Россия. Т.1. СПб.1914.

© О.А. Голикова, 2011