Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Афанасьев Павел Алексеевич
Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул

Думский запрос 1912 г. о землеустройстве в Алтайском округе в контексте общественного противодействия политике Кабинета
Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Алтайского края,
проект № 13-11-22007а(р)

   С 1910 г. в хозяйственной политике Кабинета его императорского величества в Алтайском округе был взят курс на ужесточение отношений с населением. Его цель, провозглашенная управляющим Кабинетом Е.Н. Волковым, заключалась в стремлении ведомства в процессе землеустройства крестьян максимально сохранить за собой земли, удобные для дальнейшего создания на них арендного хозяйства. Однако эта политика уже с начала лета 1910 г. стала объектов критики со стороны сибирских газет. Пик обвинений Кабинета в прессе пришелся на конец 1911 - первую половину 1912 г., когда критические публикации в адрес коронного ведомства и его алтайских чинов появились во всероссийских печатных органах.
  На этом фоне 9 июня 1912 г. в последний день работы III Государственной думы от имени 33 депутатов был подан экстренный запрос министру внутренних дел об алтайском землеустройстве. Он касался земельной политики Кабинета в Алтайском округе, которая с 1908 г. приняла "совершенно одностороннюю систему защиты исключительно частновладельческих интересов округа, игнорируя существенные нужды местного населения". Запрос был основан на фактах, опубликованных в печати, поэтому с содержательной стороны он не представлял самостоятельного интереса. Интрига состояла в том, что, приведя нормы из ведомственных инструкций и распоряжений Кабинета и Управления округа о возможности земельных изъятий у крестьян в обход землеустроительного закона, депутаты обвинили в нарушении закона общее присутствие Томского губернского управления, которое как ключевой орган в документальном оформлении землеустроительных итогов подчинилось требованиям Алтайского округа. Таким образом, факты нарушений землеустройства, допущенные Кабинетом, депутатами даже не ставились под сомнение, поэтому политика ведомства не выступала как предмет запроса. Формально депутаты интересовались у министра внутренних дел о предполагаемых мерах "для восстановления нарушенной законности". Тем самым, запрос мог послужить началом широкой антикабинетской кампании уже не только в прессе.
  Уже 15 июня запрос был направлен для объяснений томскому губернатору П.К. Грану, однако его рассмотрение в общем присутствии Томского губернского управления состоялось только 24 сентября 1912 г. Губернатор предложил не обсуждать запрос, а лишь заслушать объяснения о ходе землеустройства в Алтайском округе. Губернатор позже обосновал эту процедуру нежеланием допустить в ходе обсуждения запроса критики деятельности Кабинета. Поэтому общим губернским присутствием не было принято никакого определенного решения по запросу. Больше инициативы проявил начальник Алтайского округа, по личной инициативе составивший отзыв на запрос. Напечатанный в 300 экземплярах с грифом "секретно", отзыв был отправлен управляющему Кабинетом Е.Н. Волкову для ознакомления и возможной рассылки членам Думы. Но управляющий Кабинетом не поддержал эту инициативу, поскольку в переговорах с А.А. Макаровым выяснилось, что он "не предполагал давать Думе 4-го созыва объяснения по запросу". В результате, запрос депутатов о политике Кабинета на Алтае остался без ответа.
  Думский запрос, однако, был использован Кабинетом для начала травли томского губернатора П.К. Грана. Поэтому запрос, касавшийся оценки политики Кабинета, в конечном итоге оказался обращен против ведомства внутренних дел. Запрос депутатов об алтайском землеустройстве можно считать кульминацией попыток общества оказать давление на политику Кабинета. Однако несогласованность действий губернатора и депутатов, хотя и выступавших с близких позиций, продемонстрировала слабость общественной реакции против Кабинета. Не пожелав открыто выступить против Кабинета, депутаты не сумели посредством запроса инициировать антикабинетскую деятельность Министерства внутренних дел.

©  П.А. Афанасьев, 2014