Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Каженова Гульнар Тулегеновна
Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова

Торговля между казахами и сибирскими казаками
как фактор межкультурного взаимодействия в условиях повседневности.

  В XVIII в. для России казахская степь являлась, прежде всего, торговым путем в Среднюю Азию. Однако после открытия торговых пунктов российские власти обратили внимание на то, что торговля с казахами приносит значительные выгоды, и стали сами стимулировать торговлю с казахами, проводя поощрительные акции. В 1770 году казакам сибирских линий было дано право производить меновую торговлю с кочевниками при крепостях. Кроме того, они получили разрешение на беспошлинную торговлю с "азиатцами" [1, с. 15]. Казахам Среднего жуза, также как бухарцам и джунгарам, было разрешено вести меновую торговлю с русскими купцами "без осмотру и беспошлинно".
  Первоначально казахи вели меновую торговлю, прежде всего с казаками. Казаки выменивали пригоняемый казахами скот, привозимые ими кожи и прочее на хлеб, табак, чай, сахар, ситец. Торг со степью осуществлялся в крепостях Сибирской пограничной линии. Торговля эта носила примитивный характер, а ассортимент товара был скуден и однообразен, но в данный момент он удовлетворял обе стороны.
  Со временем, с ростом населения в приграничной зоне торговля возрастала, а всякого рода ограничения приводили к расцвету "потаенной мены". Для казаков мена с кочевниками служила большим подспорьем в повседневном быту, способствовала повышению материального достатка их семей. Попытки местных гражданских чиновников ущемить права казаков на торговлю в прилинейных районах встречала противодействие с их стороны.
  В середине ХIХ в. торговля значительно расширилась и приняла довольно большие размеры. Находясь на границе с казахской скотоводческой степью, с одной стороны, а с другой, с хлеборобными округами Тобольской и Томской губерний, казачьи поселения от начала своего основания сделались рынками для русско-казахской торговли. Благодаря деятельности казаков и транзитному положению казачьих станиц при них стали формироваться ярмарочные цепочки.
  Если первоначально сатовки проводились на линии, то в середине ХIХ в., после заселения казаков в степь, постоянная торговля производилась круглый год, беспрерывно по станицам. По замечанию Ф.Усова, каждое казачье поселение имело для казаха значение рынка, куда он гонит свой скот, возит накопившуюся кожу, мерлушки и т.п. для промена на хлеб, чай, сахар, ситец и другой товар, которыми запасаются зажиточные казаки для такой меновой торговли, или так называемой здесь сатовки [1, с. 248-249]. Особенно широко торговля с казахами развивалась у казаков Иртышской линии. Недостаток земледельческой, заводской и ремесленной промышленности казаки старались возместить торговой оборотливостью.
   Казаки не всегда были посредниками в торговле с казахами, но и непосредственными потребителями некоторых изделий казахских ремесленников. Среди казаков мало были развиты ремесла, что затрудняло приготовление разных предметов служебного снаряжения и экипировки. Кроме того, использование казаками продукции кустарной работы казахов объяснялось так же их дешевизной.
  Из-за низкого уровня благосостояния основной массы казачества, отсутствия денежных средств и возможности получения кредита, казачья торговля представляла собой, по выражению Ф.Н. Усова, беспрерывную мелочную торговлю. У большей части казачества торговля с казахами велась не столько с целью получения больших прибылей, сколько для поддержания собственного хозяйства. Вся торговля часто велась без соблюдения каких-либо прав, а обмеры и обвесы были распространенными явлениями. Несмотря на развитие неэквивалентного обмена, торговые отношения все более расширялись, и каждая станица превращалась в центр торговли в степи. Учреждение ярмарок в более важных торговых пунктах войсковой территории облегчило торговлю.
  Казаки ходатайствовали об открытии дополнительных ярмарок, которые "в особенности" могли "приносить выгоду от произведения торговли с киргизам" [2, л. 45]. В ярмарочной торговле были заинтересованы и казахи. Следствием торговли с русскими, как писали казахи, кочевавшие за Иртышом, "было совершенное сближение их с русскими, упрочение заграничной торговли в Семипалатинске и развитие между киргизами ремесленного производства и звериных промыслов, что имело благоприятное влияние на домашний быт ихних родичей" [1, с. 257].
  Казаки Пресногорьковской и Иртышской линий принимали активное участие в формировании степных торгов. Хорошо зная традиции кочевого скотоводства с длительными остановками у водоемов на скотопрогонных трактах, они выезжали с товарами в степь на места скопления скотоводов. Под их прикрытием проникали и сибирские купцы. Перенесение торговли к местам кочевий привело к образованию летних "подвижных" рынков, известных в некоторых местах под именем "таинчи". Торгующие в этих случаях постоянно двигались за пасущимся скотом [3]. Развитие летних ярмарок шло из степных сатовок естественным путем, без участия администрации. В 1870-х годах ярмарки учреждались повсеместно и стали преобладающей формой торговли в Казахстане.
  Развитию торговых отношений способствовал тот факт, что почти каждый казак на сибирских военных линиях в совершенстве владел казахским языком и легко мог объясняться с казахами. Установление непосредственных торговых отношений между казахами и казаками, способствовало сближению их быта, неизбежно происходило сближение культур, их многообразное взаимовлияние, взаимообогащение, обмен разносторонним опытом, в конечном итоге укрепляли взаимопонимание и положительные установки на межнациональное общение.
  
  Литература:

  1. Усов Ф.Н. Статистическое описание Сибирского казачьего войска. - СПб.: Издательство Главного управления иррегулярных войск, 1879. - 284 с.
  2. ГАОО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 276. Св. 48.
  3. Ирбитский ярмарочный листок. - 1870. - № 16. - 18 февраля.

©  Г.Т. Каженова, 2014