Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Осипова Жансая Каирбековна
Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова

Мусульманское движение в Казахстане в конце XIX - начале XX вв.

  Одной из важных проблем в истории национально-освободительного движения тюркоязычных народов конца XIX - начала XX вв. является мусульманское движение. Популярность мусульманской религии возрастала. Это было, с одной стороны, признанием роли религии в сохранении национальных традиций, нравственных норм, а с другой, проявлением протеста против правительственных акций, направленных на преследование ислама и активизацию миссионерской деятельности православных священников.
  Этот период ознаменован также формированием казахской интеллектуальной элиты, выражавшей национальные интересы через призму европейских светских идей и ценностей.
  Казахское общество в определенной степени испытало влияние мусульманского реформаторства, которое в конце XIX в. охватило российских мусульман. Это движение - джадидизм (от арабского "усул - аль - джадид" означает "новый метод") являлось общественно-политическим, культурно-просветительским движением, зародившееся в 80-х гг. XIX в. среди татар в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. распространившееся в Средней Азии. Движение джадидов тесно связано с именем крымско-татарского просветителя Исмаила бей Гаспралы - И. Гаспринского (1851-1914 гг.). До революции 1917 года имя И.Гаспралы было широко известно культурному миру. Прежде всего его знали как знаменитого издателя -и бессменного редактора первой в истории России тюрко-татарской газеты "Терджиман" ("Переводчик"), пламенного публициста. Еще более Гаспралы был известен как талантливый педагог, последовательный реформатор школьного образования у тюрко-татарских народов. (1. С.41)
  Ч.Валиханов считал, что дальнейшая исламизация казахского общества будет только тормозить его развитие. (3) Ы.Алтынсарин выступал за модернизацию школьного образования. Отмечая неразвитость религиозного фанатизма среди казахского народа, он считал, что народ "представляет благородную почву для образования"(4)
  На волне мусульманского бума, апеллировавшего к исламу как одному из главных средств противостояния агрессивной экспансии метрополии, возникают также и другие формы защиты. Давление со стороны метрополии вызывало подъем национального самосознания, чувства единства, общности судеб, необходимости выработки единой политической линии всех тюрко-мусульманских народов. Эти идеи в Казахстане поддерживали Мухаммед-Салим Кашимов, Абубакир Кердери и другие, которые призывали всех российских мусульман к объединению. Необходимо отметить, что движение тюркизма с самого начала носило оборонительный характер и культурное содержание в нем преобладало над политическим. Об этом, в частности, писал Мамед Эмин Расул заде в статье, посвященной тюркизму. В ней он указывал, что "тюркизм - движение не политическое. Это школа научно-философско-этическая. Другими словами это метод борьбы за культурное объединение. Национализм европейский - идеология агрессивная, национализм же на Востоке - явление политически - оборонительное, социально-прогрессивное". (5)
  В конце XIX в. вопросы образования казахского, татарского и башкирского народов приобрели немалый общественный резонанс. Лозунг светской и национальной школы стал единым и цельным призывом, важной сферой деятельности интеллигенции и одной из форм идеологии национального возрождения. Движение за "европеизацию" просвещения возглавили главным образом представители относительно сильной татарской торговой буржуазии, сосредоточенной в Казани, Уфе, Оренбурге, Орске и Троицке. Их поддерживали представители казахской интеллектуальной элиты, также разделявшие идею светской школы с обучением на родном языке и подготовки национальных кадров.
  В Казахстане проповедниками новометодного образования были Н. Таласов (Науан Хазрет), Ш. Косшыгулов, А.Байтурсынов, А. Букейханов, М. Шокаев, М. Дулатов, Г. Карашев, М. Сералин, М. Жумабаев, Ж.. Аубакиров и др.
  Движение за реформу школы постепенно оформилась в политическое движение мусульман Российской империи. При совместном действии представителей интеллектуальной элиты тюркоязычных народов по консолидации мусульман России была создана партия "Иттифак-эль-муслимин" (Союз мусульман). (6)
  Таким образом, под влиянием активизации деятельности представителей национальной интеллигенции происходила эволюция общественного сознания тюркоязычных народов региона. Переходным этапом от конфессионального к национальному сознанию явилась идея тюркского единства, которая соответствовала жизненным потребностям народа в политическом единстве и сохранении общего культурного наследия.
  
  Примечания:

  1. Климович Л.И. Ислам в Царской России. Москва, 1936.
  2. Озганбай О. Духоборец. Алматы, 1999.
  3. Мустафина Р. Ислам в Казахстане (ХIХ в.)// Ислам: история и современность. Алматы, 2001.
  4. Мажитов С.Ф. Религиозный фактор в национально-освободительном движении в Казахстане и Центральной Азии (конец ХVIII- начало XX вв.)// Валихановские чтения-8. Т.1. Кокшетау,2003.
  5. Макарчук С.В. Мусульмане Степного края и национальный вопрос в 1917 г.// Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов ( ХVIII-XX вв.). Омск,1998.
  6. Ушакова О.В. К вопросу об открытии духовной семинарии в Омской епархии // Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов ( ХVIII-XX вв.). Омск,1998.
  7. Ислам и христианство: возможности духовной консолидации народов Казахстана. (Под редакцией А.Г. Косиченко). Алматы, 2001.

©  Ж.К. Осипова, 2014