Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Санников Александр Павлович
Иркутский государственный университет

Православный приход в Восточной Сибири в XVIII веке:
традиционные начала и государственная политика

  Основным фактором, определявшим развитие православного прихода в Восточной Сибири в XVIII вв. стали взаимоотношения общины верующих и церковной администрации. Община являлась носителем традиционных начал в организации приходской жизни. Церковное строительство, обеспечение храма всем необходимым для богослужений, содержание приходского духовенства и косвенно церковной администрации - вот перечень основных обязанностей, которые несли на своих плечах верующие. С другой стороны правительство все настойчивее проводило в жизнь курс на более жесткую регламентацию и централизацию всех общественных отношений, включая религиозные.
  Восточная Сибирь в этом процессе имела отличительные особенности. Здесь церковная администрация сформировалась довольно поздно. Учрежденная в 1727 г. Иркутская епархия на начальном этапе охватывала только часть территории и лишь с 1731 г. объединила весь регион в целом. У иркутских архиереев вплоть до конца XVIII в. не имелось в достаточном объеме ни экономического, ни кадрового резерва для изменения ситуации в приходах. К тому же отношения с гражданскими властями не всегда складывались ровно. К этому времени в Восточной Сибири уже сформировалось большинство приходских общин, в которых верующие, опираясь на мирские традиции, самостоятельно решали основные вопросы религиозного общения. Для изменения положения у иркутских архиереев оставался только один ресурс - административный, которым и приходилось пользоваться, выстраивая отношения между приходской общиной и церковной администрацией.
  Важнейшим вопросом во взаимоотношениях приходских общин и церковной администрации являлось определение территориального и количественного состава прихода. По традиции, сложившейся в Сибири в XVII в., каждый русский поселенец самостоятельно делал выбор, к какой приходской общине принадлежать, и какую церковь посещать.
  В 20-е гг. XVIII в. правительство предоставило право церковным властям по-своему усмотрению изменять границы приходов. Преследовалась цель - ликвидировать малые приходы и не допускать их возникновения впредь.
  В Восточной Сибири данная реорганизация началась в 1723 г. В мае этого года состоялась перепись всех населенных мест и закрепление их за приходскими церквями. Исключительное право изменения определенных границ приходов передавалось в руки епископата. В результате община теряла одно из своих прав.
  Важнейшим правом, утраченным общиной верующих в течение XVIII в. явилось право подбора и найма приходского духовенства. Традиционно приходская община приглашала к церкви священнослужителей и причетников. Прихожане рассматривали условия духовенства, выдвигали свои требования, и в случае достижения соглашения кандидату выдавался соответствующий документ - "выбор" с которым он отправлялся к епископу "на поставление".
  Епископ Михаил (Миткевич) в начале 80-х гг. XVIII в. сам начал рекомендовать кандидатов на места при церквях. Приходская община рассматривала представленную кандидатуру и выдавала "выбор". В результате кандидаты на место при церкви стали обращаться не к прихожанам, а к епископу.
  В 1797 г. Синод отменил выборы приходского духовенства. Отныне верующие должны были принимать любого назначенного епископом кандидата. Именно в это время получает бытование поговорка: "Что ни поп, то батька".
  Другим утраченным правом православных общин в регионе стало запрещение на организацию местных приходских церковных праздников - так называемых "канунов". Кануны затевались чаще всего по поводу храмовых праздников, реже по просьбе прихожан. Для их празднования изготавливалось "канунное пиво", которое выпивалось верующими, а определенная часть продавалась в приходе.
  В 1731 г. Иркутский архиерейский приказ, под давлением ратуши, запретил кануны в Иркутске и Иркутском уезде. Подобные запреты очень скоро распространились и на другие приходы. Однако празднование канунов в приходах продолжалось. Опасаясь утратить контроль за канунными праздниками, церковная администрация от запретов перешла к их регламентации. В 1736 г. по всей епархии разослали указы, предписывавшие "не варить канунных пив без позволения Его Преосвященства, а когда случитца какой храмовый праздник для какой нужды сварить, то б требовать писменно позволения". Более 15 лет такие разрешения приходским общинам выдавались. Окончательно празднование канунов в Иркутской епархии было запрещено в 1750 г.
  В XVIII в. терял одну за другой свои управляющие функции приходской сход: вопросы территориальных границ и состава прихода, ревизии церковной казны, выбора и найма причта, распоряжение церковным имуществом и др. Ведущую роль в его работе стали играть должностные лица: мирские старосты, старшины, сотские, десятские и церковные старосты, а также духовенство.
  В течение XVIII в. изменилось положение церковного старосты. Первоначально это была мирская выборная должность. Инициатива в подборе и выдвижении кандидата исходила от приходской общины. Однако постепенно роль общины в подборе кандидата снизилась. В городах, особенно в Иркутске, судьбу этой выборной должности начали решать крупные жертвователи и "благотворители" данного храма.
  Полномочия церковных старост в XVIII в. существенно ограничились. Если ранее церковный староста являлся единоличным распорядителем церковной казны и отчитывался только на сходе, то епископ Иннокентий (Нерунович) ввел по всей Иркутской епархии "счет". Церковные старосты должны были ежегодно отчитываться о состоянии церковной казны и произведенных расходах перед церковной администрацией.
  Первоначально "счет" проводил глава духовного правления - заказчик. Позднее контрольные функции передали иркутской духовной консистории, в которой для этого создали особый "счетный стол". Все церковные старосты Прибайкалья обязаны были пройти через него - "держать счет". Прихожанам лишь объявлялись итоги проведенных проверок.
  Более решительно епархиальные власти поступили с церковными трапезниками. Эту должность вывели за штат служителей, работавших при церкви (сторож, просфорня) и объявили не обязательной. Содержать трапезника или отказаться решала сама приходская община. В результате в конце XVIII в. трапезники вообще не упоминаются в 70% приходов Восточной Сибири.
  Перераспределение полномочий между приходскими общинами и церковной администрацией не означало разрыва или конфликта сторон. Иркутские епископы внимательно рассматривали и принимали многие пожелания прихожан. Касалось ли это перемещения приходского духовенства из прихода в приход или продвижения по службе; проведения крестных ходов или особых молений, в каждом случае мнение приходской общины учитывалось. Однако право принятия решения оставалось за главой епархии.
  В итоге приходская община в течение XVIII в. лишилась большинства своих прав. Это привело к усилению влияния епископата, что сказалось на активности, инициативе и заинтересованности верующих к делам своего прихода, и явилось предвестником кризиса приходской организации.

©  А.П. Санников, 2014