Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Съемщиков Евгений Александрович
Государственный университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Имперская политика в Азиатской России: трансформация способов управления

  Три столетия присутствия России за Уралом коренным образом изменили состояние окраинных территорий государства. Так, структура местного государственного управления Азиатской России была установлена применительно к изучаемому времени Александром I в 1822 года, и имела существенные отличия от подобной в Европейской России. В Азиатской части верховная власть основные усилия направила на втягивание окраинных территорий государства в общеимперское пространство. Это коснулось Сибири, Степного края и Дальнего Востока. Имперская внутренняя политика в Азиатской России базировалась на сочетании двух принципов: "обособления", как народов, так и территорий, и "унификации", как законодательства, так и управления среди присоединенных или добровольно вошедших в состав империи народов. Действие перечисленных принципов проявилось в процессе втягивания окраинных территорий в Россию, который по времени прошел через четыре этапа: 1822-1837, 1837-1867, 1867-1896 и 1896 по февраль 1917 гг. Каждый этап имел свои особенности и присущие ему черты.
  На начальном этапе инкорпорации Сибири в Российскую империю центр широко применял принцип "обособления" в управлении, как территорий, так и отдельных народов. Он закрепляется в нормативной базе государства, в том числе в "Учреждении для управления Сибирских губерний", "Уставе об инородцах" и "Уставе о Сибирских киргизах" и т. д. На этом этапе местное управление среди инородцев и киргизов (казахов) осуществляли только представители их родовой аристократии: князьцы, нойоны, тайши, бии, султаны, шуленги, зайсанги и др. Местное государственное управление на всех уровнях осуществляли только представители русской народности, назначенные от короны, и без участия представителей аборигенов. Особенностью периода следует считать приоритет традиционного права над официальным.
  В продолжение второго этапа - 1837-1867 гг. - верховная власть продолжила в управлении окраинами применять принцип "обособления", однако в некоторых случаях стало игнорировать участие представителей рядовой аристократии коренных народов Азиатской России в управлении а уровне округ, окружных Приказов и в военных окружных управлений, приспосабливая их составы к структуре местного государственного управления как Сибири, так и Российской империи на базе светского, т.е. имперского, но не традиционного законодательства. В ходе совместно хозяйственного освоения окраинных территорий Азиатской России, имперская власть стала привлекать представителей родовой аристократии коренных народов к управлению в составе учреждений и установлений низового звена как общественного, так и местного государственного управлений, используя для этого способ "взаимодействия" между чиновными особами родовой аристократии и коронной администрации в пределах одного уровня или структуры управления, как местного, так и государственного и конфессионального. Этот этап завершился реформированием полиции в Сибири. Отныне она здесь обрела имперскую однородность по структуре и составу, целям и задачам с установлениями в Европейской России, однако разнились по уровню денежного содержания: полицейские чины в Европейской России получали большее денежное содержание, чем в Азиатской России при занятии одинаковых должностей. Для этапа стало характерным трансформация способов в управлении на низовом, т.е. распорядительном уровне местного государственного управления, а именно: от разделения сфер в управлении - к взаимодействию в сфере управления.
  В ходе третьего этапа - 1867-1896гг. - верховная власть стала комплектовать управленческие должности в структурах окружных Приказов и некоторых уездных управлений Степных областей и Приамурского края представителями родовой аристократии коренных народов.
  В процессе четвертого периода - 1896 - февраль 1917гг. - верховная власть завершила процесс адаптации учреждений и установлений окружного (уездного) и губернского (областного) уровней местного государственного управления Сибири, Степного и Приамурского генерал - губернаторств к уездному и губернскому в Европейской России. Верховная власть унифицировала установления и учреждения в Азиатской части России с подобными в Европейской части.
  Для этого:
  в течение второй половины 1897 г. завершила реформирование судебных установлений в губерниях и областях Азиатской России и ввела в них действие "Временных правил о применении судебных уставов к губерниям и областям Сибири". В результате, в приделах Российской империи стали функционировать единые по виду, структуре и составу судебные установления, а отправление правосудия осуществлять по единым имперским Уставам и правилам;
  произвела изменения в составе и структуре врачебных и сельских врачебных частей в округах губерний Сибири и уездах областей Степного генерал губернаторства и Приамурского, подтянув их составы до уровня в уездах Европейской России;
  переименовала округа в губерниях Сибири в уезды, должности - в уездные, земских заседателей в становых приставов, и установила в приделах государства единое уездное административно-территориальное деление на низовом уровне местного государственного управления;
  распространила действие "Временного положения о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской" от 2.06.1895 г. на области Амурскую, Приморскую, Акмолинскую, Семипалатинскую и Забайкальскую;
  существенно усилила составы полиций, судебных установлений, и прокурорского надзора в уездах губерний и областей, подтянув их уровню в Европейской России.
  Таким образом, имперская власть к началу XX века осуществила включение Азиатской России в общее имперское пространство государства. Уездные управления здесь стали гомогенными с подобными в Европейской России. Упразднение в апреле 1906 г. Комитета министров, ознаменовало завершение процесса 75-летней постепенной адаптации учреждений и установлений местного управления в Азиатской России - к имперскому, как общественному, так и государственному и конфессиональному. Огромная территория Азиатской России обрела имперскую однородность, а сооружение Сибирского железнодорожного пути приблизило Азиатскую Россию к Европейской России.

©  Е.А. Съемщиков, 2014