Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Фефелова Оксана Анатольевна
Томский государственный педагогический университет

Социокультурная трансформация представителей высшей церковной иерархии-выпускников Киевской академии в Сибири в XVIII - первой половине XIX вв.

  В первой половине XVIII в. все митрополиты Тобольские и Сибирские были выпускниками Киевской академии. Эта практика существовала со времен Петра I. Спектр мнений о сущности их деятельности на данных территориях очень широк. Согласно одной точке зрения, для церковной политики царя было характерно стремление к полному обновлению епископата Русской православной церкви. Из архиереев была сформирована группа - особый "кадровый резерв" петровской церковной политики, который перемещался из епархии в епархию, постепенно заполняя вакантные стратегические для государства кафедры. В Сибири архиереи-выпускники Киево-Могилянской академии осуществляли христианизацию и русификацию местного населения.
  Приверженцы другой точки зрения обвиняют Петра I в "малороссизации" Русской православной церкви, называя петровскую реформу прямой "украинизацией" церковных школ. Якобы на протяжении всего XVIII в. сохранялось противостояние между великоросским и малороссийским духовенством. Выходцы из Киевской митрополии презирали местных жителей как дикарей. А те в свою очередь в случае обострения отношений "обзывали" их "черкасами".
  Такой взгляд на историю российской иерархии воспринимается как слишком узкий. Борьба за лучшие места и расположение высшей государственной власти происходила и внутри украинского, вернее было бы сказать западнорусского, сообщества. Стоит вспомнить перипетии судьбы Феофилакта (Лопатинского) или Арсения (Мацеевича).
  Жизнь Амвросия (Келембета) на Украине, епархиях в европейской части Российской империи достаточно полно освещена в историографии. В сочинениях часто приводятся сведения о разногласиях, которые возникли между Амвросием, когда он был ректором Воронежской семинарии, и преподавателем протоиереем Евгением (Болховитиновым), будущим Киевским митрополитом (1822 - 1837 гг.), известным церковным историком. Келембет был объектом его колкостей и едких замечаний. Причиной этого, по-видимому, была разница в возрасте и в образовании, полученном сослуживцами. Болховитинову было 26 лет, он учился в Московской духовной академии, слушал лекции в Московском университете, владел древними языками и, все более актуальным к началу XIX в., французским. Келембету было 48 лет. В старости, представляя свой послужной список, Амвросий написал, что обучался в "бывшей Киевской академии - с 1761 г. грамматике, поэзии, риторике, философии и богословию, притом еврейскому, греческому и немецкому, и польскому языкам". Он владел ученостью, воспроизводил систему образования, которая, конечно, казалась устаревшей "современному" молодому священнику. Тем не менее, в дальнейшем, Евгений (Болховитинов) оказывал помощь своему "несовременному" коллеге и способствовал его переводу из епархии в епархию, в том числе, и в Тобольскую.
  Насколько позволяют судить источники, в XVIII в. никто из иерархов, назначенных в Сибирь,не имел искреннего побуждения служить в далеком и суровом крае.Получив указание ехать из Чернигова в Москву, а затем в Тобольск,Иоанн (Максимович)так описал прощание с родиной, близкими, паствой:

  Не токмо знаемии сродници по плоти,
  Премногие жители и доброхоти,
  Аки мертва плакаху, не чающе зрети
  И прочее беседи со мною имети

  Некоторым удавалось избежать дальнего путешествия, как например, Никодиму (Сребницкому). Для тех же, кому пришлось жить здесь, это было неизбежное послушание:

  Мое дело творити все послушание,
  Царско слово содержу, яко предание
  Самаго Небеснаго Царя и Владыки.

  В первой половине XIX в. среди иерархов-выпускников Киевской академии самой "остросюжетной" и трагичной стала судьба иркутского архиепископа Иринея (Нестеровича), который, якобы "…подвергся расстройству умственных способностей, удален был от управления епархиею и заключен в монастырь по назначению Синода".
  Пожалуй, единственным свидетельством благополучной "прижизненной" адаптации выпускника Киевской академии служат воспоминания протоиерея Тобольского кафедрального собора П.А. Фелицына, бывшего при Амвросии (Келембете) ключарем Тобольского кафедрального собора и членом Тобольской духовной консистории. Он вспоминал о том, чток знакомым в Россию архиепископ иногда писал, что "за Уралом нашел он народ по сердцу своему и все его пастырские предприятия и дела идут согласно его желаниям".

©  О.А. Фефелова, 2014