Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Предисловие
   Ламин В. А.
[От "страны тьмы" к геополитическому освоению]
   Резун Д. Я.
[Люди на сибирском фронтире]
   Мамсик Т. С.
[У истоков сибирского евразийства]
   Шиловский М. В.
[Сибирская политика правительства]
   Родигина Н. Н.
[Образ Сибири в массовом сознании]
   Ефимкин М. М.
[Азиатское пространство в цивилизационной динамике]
   Ус Л. Б.
[Менталитет сибирского горожанина]
   Бойко В. П.
[Менталитет сибирского купечества]
   Дегальцева Е. А.
[Общественные организации]
   Дамешек Л. М.
[Интеграция коренных народов]
   Гончаров Ю. М.
[Сибирская городская семья]
   Матханова Н. П.
[Женщины в общественно-политической жизни]
   Туманик Е. Н.
[Национальный вопрос в политике А.Н. Муравьева]
   Скобелев С. Г.
[Этнодемографическое развитие коренного населения]
   Шерстова Л. И.
[Аборигены Южной Сибири]
   Карих Е. В.
[Сегрегационные этнические группы]
   Аблажей Н. Н.
[Возвратная миграция из Китая в СССР]
   Ноздрин Г. А.
[Взаимоотношения русского и еврейского населения]
   Зиновьев В. П.
[Переход Сибири к индустриальному обществу]
   Болоцких В. Н.
[Декабристы о перспективах развития Сибири]
   Катионов О. Н.
[Московско-Сибирский тракт]
   Андрющенко Б. К.
[Сфера обмена Сибири]
   Щеглова Т. К.
[Традиции и новации в размещении ярмарок]
   Николаев А. А.
[Маслодельная кооперация]
   Запорожченко Г. М.
[Городская и рабочая потребительская кооперация]
   Кириллов А. К.
[Налоговая система]
   Пронин В. И.
[Хозяйственная деятельность городского самоуправления]
   Андреев В. П.
[Горнодобывающая промышленность и города Кузбасса]
   Ильиных В. А.
[Налоги в деревне в конце 1920-х - начале 1950-х]
   Исаев В. И.
[Городской образ жизни]
   Зубов В. Е.
[Реформа государственной службы]
   Куперштох Н. А.
[Научные центры Сибири]
   Долголюк А. А.
[Управление строительным производством]
   Сведения об авторах
   Список сокращений

 

Ноздрин Г. А.

Взаимоотношения русского и еврейского населения Сибири
во второй половине XIX - начале ХХ в.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 02-01-00344

   Появление антисемитизма в России явилось следствием обострения национальных противоречий. Он подпитывался конфликтами между евреями-предпринимателями и рабочими, конкуренцией ремесленников различных национальностей. На отношении к евреям в регионах сказывалась антисемитская политика министров внутренних дел Н.П. Игнатьева, П.Н. Дурново, В.К. Плеве и генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, принявших целый ряд законов по ограничению прав евреев, сопровождавшихся погромами. С.Ю. Витте и П.А. Столыпин, намеревавшиеся решить еврейский вопрос, не рискнули это сделать. В результате ни одна национальность России не дала такого процента революционеров как евреи, что способствовала еще большему росту антисемитизма. По свидетельству адмирала Дубасова, антисемитизм великого князя Сергея Александровича и Трепова революционизировал Москву и превратил ее в центр российской революции  [1].
   Численность евреев в России с 1815 г. по 1915 г. выросла в 6 раз с 1,2 млн. до 5,5 млн. чел. В 1897 г. они составляли 4 % населения (5 млн.), в 1915 г. - 5 %, это при учете того, что с 1897 по 1917 г., опасаясь погромов, из России выехало 1228 тыс. евреев. Как отмечал Д.И. Менделеев, ни в одной стране мира не было такого количества евреев [2]. В Западной Сибири численность представителей этой национальности возросла с 4962 в 1874 г. до 11611 человек в 1897 г. (см. табл. 1), т.е. в 2,4 раза. В 1897 г. в Сибири проживало 32244 еврея, что составляло 0,6 % всего населения региона. В сельской местности в Сибири насчитывалось 14107 человек, или 43 % всех евреев, в Западной Сибири - 3160 (27 %), в Восточной Сибири - 10947 (53 %). Наибольшие еврейские колонии были в губерниях: Томской - 7611 чел., Иркутской - 7111 чел., Енисейской - 5058 чел.; в Забайкальской области - 7883 человека (см. Табл. 2). Основная масса еврейского населения группировалась в крупнейших городах: в Иркутске проживало 54 % всех евреев губернии, в Чите и Верхнеудинске - 50 %, в Томске, Каинске, Мариинске - 63 %, в Омске - 70 %. В результате удельный вес евреев в общей численности населения городов составлял 5-7 %, в Мариинске - 10 %, а в Верхнеудинске и Каинске - 23-30 %.
   Основными источниками пополнения еврейского населения служили естественный прирост, миграции купцов, предпринимателей, ремесленников, лиц с высшим образованием, медицинских работников, ссылка. Евреи, сосланные за экономические преступления, в отличие от ссыльных других национальностей и политических, обычно обзаводились семьей. В Каинске процветал бизнес по доставке еврейских женщин из черты оседлости в город.

Таблица 1. Число евреев и цыган в городах и округах Западной Сибири
во второй половине XIX в.

Округа, города

1874 г.

1897 г.

евреи, чел.

цыгане, чел.

евреи, чел.

цыгане, чел.

Томская губ.

2241

756

7611

2192

г. Томск

1498

57

3016

87

г. Нарым

-

-

-

5

г. Колывань

22

-

122

55

г. Кузнецк

4

-

13

-

г. Барнаул

5

-

24

-

г. Каинск

160

5

924

6

г. Змеиногорск

-

-

1

-

г. Бийск

-

-

21

-

г. Мариинск

234

30

828

36

Томский округ

69

-

349

397

Мариинский округ

32

269

762

390

Каинский округ

187

395

1352

519

Барнаульский округ

30

-

181

335

Кузнецкий округ

-

-

10

8

Змеиногорский округ

-

-

1

160

Бийский округ

-

-

7

194

Тобольская губ.

1291

1454

2387

1526

г. Березов

14

-

29

-

г. Ишим

60

10

96

51

г. Курган

6

2

69

5

г. Сургут

-

-

1

-

г. Тара

7

13

62

36

г. Тобольск

750

15

1227

14

г. Туринск

1

-

-

-

г. Тюкалинск

-

-

74

49

г. Тюмень

37

112

247

53

г. Ялуторовск

59

7

98

26

Березовский округ

5

20

-

-

Ишимский округ

181

345

60

265

Курганский округ

3

323

12

263

Сургутский округ

4

-

-

-

Тарский округ

69

-

86

218

Тобольский округ

70

39

21

24

Туринский округ

11

55

1

62

Тюкалинский округ

-

-

281

213

Тюменский округ

4

16

10

58

Ялуторовский округ

10

497

13

189

Акмолинская обл.

1333

195

1613

64

г. Омск

383

36

1127

33

г. Акмолинск

60

-

173

1

г. Атбасар

-

-

-

-

г. Кокчетав

-

-

-

-

г. Петропавловск

196

-

299

3

Омский округ

590

159

5

-

Акмолинский округ

-

-

2

-

Кокчетавский округ

10

-

-

26

Петропавловский округ

94

-

7

1

Другие области

Степного края

 

96

 

10

 

-

 

-

г. Семипалатинск

76

-

нет данных

нет данных

г. Усть-Каменогорск

20

-

нет данных

нет данных

Семипалатинский округ

-

10

нет данных

нет данных

Всего

по Западной Сибири

 

4962

 

2415

 

11611

 

3782

в городах

3593

287

8451

460

в сельской местности

1369

2128

3160

3322


   Таблица составлена по: ГАОО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 11887. Л. 3-119; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. СПб., 1904. Т. 74. С. 62; Т. 75. С. 54-59; Т. 78. С. 76-79; Т. 79. С. 70- 75; СПб., 1905. Т. 80. С. 46-47; Т. 81. С. 50-51; Т. 83. С. 52-53.

Таблица 2. Численность евреев и цыган в Сибири
во второй половине XIX в.

Губернии

1874 г.

1897 г.

евреи, чел.

цыгане, чел.

евреи, чел.

цыгане, чел.

Томская губ.

2241

756

7611

2192

в городах

1923

92

4949

189

в сельской местности

318

664

2662

2003

Тобольская губ.

1291

1454

2387

1526

в городах

934

159

1903

234

в сельской местности

357

1295

484

1292

Акмолинская обл.

1333

195

1613

64

в городах

639

36

1599

37

в сельской местности

694

159

14

27

Другие области Степного края

97

10

-

-

в городах

97

-

-

-

в сельской местности

-

10

-

-

Всего в Западной Сибири

4962

2415

11611

3782

в городах

3593

278

8451

460

в сельской местности

1369

2128

3160

3322

Иркутская губ.

-

-

7111

1094

в городах

-

-

3686

143

в сельской местности

-

-

3425

951

Енисейская губ.

-

-

5058

974

в городах

-

-

2629

74

в сельской местности

-

-

2429

900

Забайкальская обл.

-

-

7833

322

в городах

-

-

3017

3

в сельской местности

-

-

4816

319

Якутская обл.

-

-

631

44

в городах

-

-

354

13

в сельской местности

-

-

277

31

По Восточной Сибири

-

-

20633

2434

в городах

-

-

9686

233

в сельской местности

-

-

10947

2201


   Таблица составлена по: ГАОО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 11887. Л. 3-119; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. СПб., 1904. Т. 74. С. 62; Т. 75. С. 54-59; Т. 78. С. 76-79; Т. 79. С.70- 75; СПб., 1905. Т. 80. С. 46-47; Т. 81. С. 52-53.

   
   О численности евреев в начале XX в. нет сопоставимых данных. Но фрагментарные сведения позволяют говорить об ее росте. Население городов Западной Сибири с 1897 по 1910 гг. увеличилось с 290034 чел. до 400787 чел., а численность евреев - с 8451 чел. до 11473 чел. [3]. В г. Томске количество евреев возросло с 3016 чел до 5984 чел., в Томском округе - с 349 до 1488 чел. [4]. В годы Первой мировой войны только в Томскую губернию прибыло 679 евреев [5]. Несмотря на рост численности евреев в Сибири в начале XX в., удельный вес их среди других национальностей не изменился.
   Анализ численности и размещения евреев в Сибири показывает, что при низком удельном весе в регионе, антисемитские настроения в нем, а особенно в сельской местности, должны были быть слабее, чем в Европейской России. Основная масса сибирских евреев концентрировалась в городах, где их удельный вес часто превышал среднероссийские показатели, что способствовало росту антисемитизма.
   Евреи, как и всякий другой народ, обладали рядом противоположных свойств, в них сочеталась жажда справедливости со страстью к наживе, территориальная разобщенность с чрезвычайной сплоченностью, приниженность положения с огромным самомнением, мессианством, значительным положением в экономических структурах. Различные черты национального характера по-разному воспринимались населением мест проживания евреев. Среди народа, по свидетельству Ф.М. Достоевского, не было религиозной ненависти к евреям, к ним относились без всякой предвзятости [6]. Но в его среде, особенно среди лавочников, полицейских, части священнослужителей, деклассированных элементов, пьяных, детей существовал бытовой антисемитизм, свойственный всем народам мира. С ним связаны отказы допустить равенство евреев, их оскорбления, насмешки над ними. Эмпирический антисемитизм представлял благоприятную среду для черносотенства и расизма и играл большую роль в антисемитских движениях.
   Другим типом антисемитизма, наиболее распространенной формой вражды к еврейству, являлось черносотенство и расизм. Классической страной расизма была Германия. Русское черносотенство, по мнению американского историка X. Роггера, не было фашистским движением, так как для этого отсутствовали условия [7]. Корни русского черносотенства лежат в экономическом и политическом антисемитизме, обвинении евреев в создании капитализма и социализма, религиозном антисемитизме.
   Экономический антисемитизм связан с конкуренцией и борьбой за преобладание. Русское дворянство, купечество и предприниматели хотели наживаться не хуже, чем евреи. В течение веков евреев принуждали заниматься одними денежными делами, закрывая другие отрасли производства. В результате они скопили громадные капиталы, превратились в ростовщиков и банкиров. Активности евреев способствовал и характер религии. Если христиане считали нищету добродетелью, то евреи - бедствием, от которого нужно избавиться. По мнению В. Зомбарта, евреи сыграли преобладающую роль в становлении капитализма [8], в чем их постоянно обвиняют конкуренты. Начальник Иркутского губернского жандармского управления полковник В.О. Янковский в 1875 г. в донесении начальнику III отделения А.Л. Потапову писал: "Величайшее зло, более всех остальных зол вместе взятых, в Сибири бесспорно евреи. Наполеон I слишком поздно сказал, что для успеха войны нужны деньги, деньги и деньги. Евреи, искони поняли эту истину и ведут войну противу всего нежидовского, употребляют все силы, все средства, по преимуществу незаконные, для приобретения денег, с тем, чтобы иметь успех, в чем они уже повсеместно и успевают. Сибирь вообще, а золотопромышленность в частности, открыли новое поприще их деятельности, и ежели их в самом непродолжительном времени не устранят отсюда, то Сибирь будет для них Эльдорадо в ущерб России" [9].
   В 1884 г. в губерниях черты оседлости среди купцов 1-й гильдии евреи составляли от 31 до 61,7 %, среди купцов 2-й гильдии - от 53 до 65 %. Им принадлежала треть фабрик [10]. Среди сибирских купцов 1-й гильдии не менее 15 были евреями. В 1897 г. из 125 человек, объявивших купеческие капиталы, 21,6 % относились к евреям [11]. Сосланный в Иркутск в начале 70-х годов XIX в. за подделку денежных документов еврей В.М. Копп приехал с 11 коп. в кармане. К 1875 г. он стал одним из влиятельных лиц Восточной Сибири, получил все казенные подряды по поставкам хлеба и нажил огромное состояние [12]. В 1897 г. 3792 еврея в Сибири занимались торговлей, 585 - извозом, 507 работали прислугой, 466 - служили в армии, 382 - находились на государственной службе [13]. Велика была роль евреев в кустарном производстве. В Каинске в начале 60-х годов XIX в. все 122 ремесленника принадлежали к евреям. Раввин Л. Брафман писал, что за еврейскими ремесленниками всегда стоял кагал, и в борьбе с ремесленниками-христианами они выходили победителями [14]. Конкуренция с евреями приводила купцов, лавочников, ремесленников в ряды черносотенцев. Но не все предприниматели были заражены антисемитизмом. Московское общество фабрикантов и заводчиков после первой российской революции протестовало против преследования евреев [15].
   В черте оседлости евреям принадлежало 55,3 % винокуренных заводов, 89,9 % винных погребов, 77,8 % корчем, 52,5 % трактиров и за ними закрепилась репутация инородцев, спаивающих русское население [16]. В Сибири число винозаводчиков-евреев было значительно меньше: Хотимские, Мариупольские, Рейхзелигман, Беер, - но евреи занимали ведущее место в торговле спиртными напитками. Полковник В.О. Янковский в 1875 г. отмечал, что евреи "везде развели кабаки, спаивают и разоряют народ", вокруг приисков устраивают концентрические круги незаконной торговли водкой, меняя ее на золото [17].
   Представители русской общественной мысли по-разному оценивали еврейское предпринимательство. Ф.М. Достоевский писал, что евреи поминутно жалуются на свою судьбу, но на деле царят в Европе, управляют биржами, политикой, внутренними делами. Евреи предпочитают одну профессию - торг золотом. После реформы еврейские предприниматели заместили помещиков. Но если помещики стремились не разорять крестьян, то евреям до этого нет дела. В случае если пошатнется община, то мужику придет конец, его евреи кагалом разорят. На окраинах они поставили народ в зависимость от себя. Прямо противоположную позицию занимал B.C. Соловьев. Защиту евреев он считал важнейшей задачей своей жизни. B.C. Соловьев писал, что евреи своими достижениями обязаны религиозности и самодеятельности. Их упрекали в эксплуатации народа, но они фактически являлись средним классом. Русские предприниматели угнетали крестьян не меньше евреев. В Псковской губернии "чумазые лендлорды" довели их до такого ожесточения, что они одного из них сожгли живьем [18]. Д.И. Менделеев считал предпринимательскую деятельность евреев полезной для страны [19].
   В социальном плане еврейская народность была неоднородной: в ней выделялись и богачи, и зажиточные, и беднота. Но, как справедливо отмечал М.В. Шиловский, еврейская беднота осталась в черте оседлости, а в Сибири жили, в основном, состоятельные евреи. На принадлежавших им предприятиях работали русские, недовольство эксплуатацией приобретало антисемитский оттенок и вызывало участие рабочих и крестьян в черносотенном движении [20].
   Еврейская народность была неоднородной не только по социальному составу, но, разбросанная по разным странам мира, отличалась и по степени взаимодействия с культурой стран проживания. Л.П. Карсавин различал три группы евреев: 1) религиозно-национальное еврейство, составлявшее единое культурно-религиозное целое; 2) ассимилированное еврейство, принявшее культуру новой родины; 3) евреев, только начавших ассимилироваться, занявших промежуточное положение между евреями и коренным народом [21].
   Объединение евреев в собственные организации вызвано, с одной стороны, опасением ассимиляции, с другой стороны, гонениями. В 1863 г. Адольф Кремье основал "Всемирный израильский союз", ставивший целью захват евреями мирового владычества путем денег и сплочения их до одного на основе девиза из Талмуда "все за одного и один за всех". В 1865 г. с теми же целями учреждено "Братство, пробуждающее дремлющих", в которое вошли 12 тыс. самых богатых евреев, в том числе 500 российских банкиров и коммерсантов [22]. В 1897 г. возникла Всемирная сионистская организация во главе с Т. Герцлем, ставившая целью образование еврейского государства в Палестине. На этой же платформе в России в 1904 г. создана сионистско-социалистическая рабочая партия. Программное положение сионистов о создании еврейского государства совпадало с требованием Союза русского народа о выселении евреев из России в отдельное государство, но контактов между этими партиями не было, сионисты старались не вмешиваться в политическую жизнь страны проживания. В 1898 г. в России насчитывалось, по разным подсчетам, от 373 до 800 сионистских групп [23]. К 1912 г. в Сибири имелись их организации в Верхнеудинске, Иркутске, Каинске, Новониколаевске, Петровском заводе, Томске, Чите. 27 декабря 1912 г. 18 делегатов от этих организаций собрались на съезд в Иркутске, но были арестованы полицией [24]. В различных городах Сибири создавались еврейские общества и отделы Еврейского литературного общества. В Иркутске, Томске, Каинске действовали синагоги, а при них - богадельни для престарелых и школы. В 1914-1917 гг. функционировали еврейские комитеты помощи жертвам войны [25].
   Ассимилированные крещеные евреи приняли культуру русского народа и участвовали в управлении государством и его экономикой. Из двух братьев Гессе, евреев по происхождению, один служил генералом, другой занимал пост киевского губернатора, еврей Проппер был владельцем и издателем "Биржевых ведомостей". И.Ф. Манасевич-Мануйлов работал чиновником особых поручений по вопросам печати при Совете министров. Директор Русско-Французского банка Д.Л. Рубинштейн занимал столько руководящих постов в правлениях различных акционерных обществ, что на их перечисление в справочнике "Весь Петербург" отводилось 17 строчек. Даже в Союзе русского народа в Одессе имелся филиал - Общество евреев, молящихся за царя и правительство.
   Евреи, только начавшие подвергаться ассимиляции, по мнению Л.П. Карсавина, занимали промежуточное положение: они уже не евреи, но не влились и в коренную народность. Их одинаково обижало, когда их называли евреями, и когда евреями не считали. Для мировоззрения ассимилирующихся евреев характерен космополитизм, интернационализм, индивидуализм, активность, направленная на утопизм и революционность [26]. С.Н. Булгаков писал, что влияние евреев проявляется у масонов, социал-демократов и наибольшее - в руководстве большевиков, хотя оно принадлежит к различным народностям [27].
   Но точка зрения Булгакова не отражает адекватно действительности. Евреи входили не только в РСДРП, но во все политические партии от анархистов до кадетов. Влияние евреев-революционеров ощущалось сильнее не у большевиков, а у меньшевистского крыла социал-демократии, к которому примкнул созданный в 1897 г. еврейский социалистический Бунд.
   Более точно определяет роль этого слоя евреев Л.П. Карсавин. Он считал, что интернационализм и материализм русской революции был созвучен денационализированным евреям и притягивал их. Сказкой является утверждение, что евреи выдумали и осуществили русскую революцию и разрушили государство. Процессы разложения охватили русскую европеизированную государственность, а евреи влились в этот процесс, обострили его и ускорили. И несчастье России не в денационализированных евреях, а в тех условиях, благодаря которым оно оказалось действенным [28]. Но неверно свести участие евреев в революции только к этническому фактору. Н.А. Бердяев писал, что евреи явились существенным элементом в революции из-за их угнетенного положения. Борьба евреев за свободу была их заслугой, но евреи были лишь попутчики революции, когда она вступила в национальную фазу, против видных евреев-коммунистов начались репрессии [29]. По мнению Г.П. Федотова, главной причиной революционного кризиса явился обвал капитализма. Все революционные силы, левые и правые, русские и евреи, объединились в одном антикапиталистическом натиске [30].
   Как бы то ни было, для противников социалистических идей, участие евреев в социалистическом движении стало источником антисемитизма. Атаман Забайкальского казачьего войска 3 января 1908 г. писал начальнику Главного управления казачьих войск Е.Г. Гарф: "Местные революционеры, вообще, это полуграмотные подонки общества, предводительствуемые евреями, и действующие по указке разных центральных комитетов" [31].
   Наиболее широко распространен религиозный антисемитизм. В бытовом антисемитизме он заключается в тезисе: "Иудеи Христа продали и распяли". Представители русской религиозной мысли конца XIX - первой половины XX в. не высказывали вражды к евреям. Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.И. Иванов, Д.С. Мережковский, B.C. Соловьев и Г.П. Федотов отвергали любой антисемитизм, Ф.М. Достоевский считал виновниками распространения антисемитизма еврейских предпринимателей, а С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин и В.В. Розанов - денационализированных евреев-революционеров [32].
   Сибирские священнослужители делились на сторонников радикальных партий, нейтралов и черносотенцев. Во всех духовных учебных заведениях края работали отделы Российского общесеминарского союза, поддерживавшего социалистические партии. В Ишимском уезде вел революционную агитацию настоятель Кучковский, в Минусинском уезде - депутат II Думы настоятель Бриллиантов, в Верхоленском уезде - дьякон Конопатский и т.д. В Красноярске часть духовенства, поддерживавшего самодержавие, но не разделявшего взгляды черносотенцев, создала Союз православных сибиряков [33]. Но большинство священнослужителей придерживалось черносотенной идеологии, они объединяли идейно все течение и играли ведущую роль в формировании его отделов. Иеромонах Игнатий, протоиереи В. Захаров, А. Голосов, К. Вавилов и И. Пляскин, священники Аскарин, А. Галензовский и А. Попов, архимандрит Киприан, епископы Гавриил и Ефимий, архиепископы Макарий, Антоний и Мефодий стали организаторами, руководителями и покровителями отделов Союза русского народа в Томске, Красноярске, Тобольске, Омске, Семипалатинске, Тайге, Канске, Иркутске [34]. Черносотенное руководство Церкви пыталось заставить священников не принимать участие в революционном движении. На совещаниях 12, 14 ноября 1907 г. епископы Митрофан, Евлогий настаивали на лишении оппозиционных священников депутатских полномочий, отнятии приходов, собеседовании митрополита Антония с ними. 31 октября 1907 г. принято решение священника Бриллиантова этапным порядком выслать за пределы Томской губернии [35]. Таким образом, русский народ жил под гнетом грубого, активного антисемитизма и черносотенства, которые нашли выражение и в погромах, и в пропаганде, и в "кровавом навете" (дело Бейлиса) и в мероприятиях русского правительства. Волна антисемитизма началась с областей католической Польши.


  [1] Витте С.Ю. Избранные воспоминания (1849-1911 гг.). М., 1991. С. 398-401.
  [2] Менделеев Д.И. К познанию России. СПб., 1912. С. 40-45; Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка 16: Политический сыск при царях. М., 1993. С. 275; Шиловский М.В. Черносотенно-монархическое движение в Сибири начала ХХ в. // Вопросы истории Сибири ХХ в. Новосибирск, 1999. С. 20.
  [3] Население Западной Сибири в ХХ в. Новосибирск, 1997. С. 151-152.
  [4] См. таблицу 1; ГАТО. Ф. 234. Оп. 1. Д. 456. Л. 3.
  [5] ГАТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 97. Л. 32.
  [6] Достоевский Ф.М. Еврейский вопрос // Тайны Израиля: Еврейский вопрос в русской религиозной мысли конца XIX-первой половины ХХ в. СПб., 1993. С. 14.
  [7] Степанов С. "Черносотенцы" революционеры наизнанку // Полис. 1993. № 1. С. 156.
  [8] Зомбарт В. Буржуа. М., 1994. С. 334.
  [9] Отечественные архивы. 1993. № 1. С. 97.
  [10] Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка 16… С. 280, 281.
  [11] Бойко В.П. Томское купечество конца XVIII-XIX в. Томск, 1996. С. 38.
  [12] ГАРФ. Ф. 109. 1 экспедиция. 1875. Д. 80. Л. 5-26.
  [13]  Шиловский М.В. Черносотенно-монархическое движение в Сибири ... С. 20.
  [14] Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка 16 … С. 281.
  [15] Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991. С. 278.
  [16] Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка 16… С. 281.
  [17] Отечественные архивы. 1993. № 1. С. 97.
  [18] Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 г. // Тайны Израиля... С. 11, 12, 17, 18, 21.
  [19] Менделеев Д.И. К познанию России … С. 45.
  [20] Шиловский М.В. Черносотенно-монархическое движение в Сибири... С. 21.
  [21] Карсавин Л.П. Россия и евреи // Тайны Израиля ... С. 412.
  [22] Оккультные силы России: Тайная война от Ивана Грозного до Николая II. СПб., 1999. С. 598, 599.
  [23] Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка 16 … С. 283.
  [24] ГАКК. Ф. 827. Оп. 1. Д. 1372. Л. 36.
  [25] ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 333. Л. 5; Ф. 7. Оп. 1. Д. 97. Л. 4, 76; Памятная книжка Томской губернии на 1885 г. Томск, 1885. С. 137.
  [26] Карсавин Л.П. Россия и евреи ... С. 413.
  [27] Булгаков С.Н. Расизм и еврейство // Тайны Израиля ... С. 386.
  [28] Карсавин Л.П. Россия и евреи ... С. 415, 416.
  [29] Бердяев Н.А. Христианство и антисемитизм // Тайны Израиля ... С. 341.
  [30] Федотов Г.П. Новое на старую тему (К современной постановке еврейского вопроса) // Тайны Израиля ... С. 451.
  [31] РГВИА. Ф. 1468. Оп. 1. Д. 11. Л. 7.
  [32] Тайны Израиля ... С. 6-458.
  [33] Кучер В.В. Православие и политика: из опыта 1905-1907 гг. // Сибирь на рубеже XIX-ХХ веков. Новосибирск, 1997. С. 70-71.
  [34] Шиловский М.В. Черносотенно-монархическое движение в Сибири ... С. 26-27.
  [35] Сибирская окраина. 1907. 21 нояб.