Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Предисловие
  1.1.  1.2.  1.3.
  Комментарии 1
  2.1.  2.2.  2.3.
  Комментарии 2
  3.1.  3.2.  3.3.  3.4.  3.5.   3.6.  3.7.  3.8.  3.9.  3.10.   3.11.  3.12.  3.13.  3.14.  3.15.
  Комментарии 3
  4.1.  4.2.  4.3.  4.4.  4.5.   4.6.  4.7.  4.8.  4.9.  4.10.   4.11.  4.12.  4.13.
  Комментарии 4
  5.1.  5.2.  5.3.  5.4.
  Комментарии 5
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 75-84.

№ 2.3. Предложения Земского отдела МВД по вопросам колонизации Сибири.

   Высочайше учрежденный Комитет Сибирской железной дороги уже в самом начале своей деятельности обратил внимание на тесную связь, существующую между возложенной на него Высочайшею волею задачею и колонизацией Сибири выходцами из губерний Европейской России. Связь эта считалась настолько тесной, что мерам, направленным к надлежащей постановке и развитию Сибирской колонизации, признано было необходимым отвести первое место в ряду остальных вспомогательных предприятий, соединенных с сооружением новаго железнодорожнаго пути. В соответствии с сим, переселенческому вопросу посвящена была первая организационная деятельность Высочайше учрежденнаго Комитета, ныне уже успевшая выразиться в выработке таких мероприятий, которыя в ближайшем будущем обещают создать условия, способныя обезпечить безпрепятственное развитие переселенческаго движения в пределы громаднаго района Сибирской железной дороги. Значение и важность принятых мер не могут подлежать никакому сомнению, если принять в соображение, что задачей их поставлено, с одной стороны, изучение местности, долженствующей служить преемником переселенческаго движения, и образование необходимаго для него земельнаго запаса, а с другой - расширение денежных средств, предназначенных для обезпечения водворяющемуся в новых местах населению возможности скорейшаго хозяйственнаго устройства. За всем тем нельзя не обратить внимания, что стремясь к устранению условий, тормозивших доселе более широкое развитие сибирской колонизации, и к созданию таких, которыя могут ему споспешествовать, принятыя до сего времени меры ни в чем не затрагивали усвоенных уже действующим законом и существующей практикой начал правительственной деятельности в области переселенческаго дела. Само по себе такое отношение к вопросу столь громадной важности и по самому свойству своему, обязывающему к особой осторожности, не только не требует оправдания, но не нуждается даже и в объяснениях. Но, с другой стороны, трудно сомневаться, что это отношение, понятное и необходимое на первых порах, отнюдь не может и не должно быть усвояемо в качестве постояннаго и неизменнаго основания во всей дальнейшей правительственной деятельности в данной области управления. Обозревая ее во всем предшествовавшем ходе развития, позволительно отметить в ней одну, весьма явственно обозначающуюся черту - предпочтение, которое всегда отдавалось заботам о хозяйственном преуспеянии населения Европейской России пред интересами колонизации Сибири. Невозможно конечно отвергать, что Правительство всегда сознавало важное значение скорейшаго заселения обширных пространств наших азиатских владений и не упускало из виду этой задачи во всех своих мероприятиях по переселенческому делу. Но вместе с тем нельзя отвергать и того, что уже при первоначальном приступе к решению переселенческаго вопроса, в тридцатых годах, видное место в ряду руководящих начал правительственной деятельности получила мысль о заселении Сибири преимущественно в видах создания правильнаго выхода для безземельнаго и малоземельнаго населения внутренних губерний и что засим с течением времени эта именно мысль получила значительное преобладание над заботами о скорейшей колонизации Сибири. Последствием сего явилось прежде всего то, что заселение Сибири - поскольку оно совершалось по почину Правительства, шло сравнительно очень медленно, ибо самыя экономическия условия того времени вовсе не способствовали развитию во внутренних губерниях значительного контингента безземельных и малоземельных крестьян, а затем и то, что самый правительственный почин в этом деле был приостановлен, как только завершившееся поземельное устройство крестьян в губерниях Европейской России временно положило конец попечительной деятельности, направленной к обезпечению их быта. Когда впоследствии, под влиянием увеличения густоты населения и обнаружившагося вместе с тем земельнаго стеснения, Правительство вновь вынуждено было возвратиться на путь попечения об устройстве быта сельскаго населения и переселенческий вопрос естественно занял подобающее ему место в ряду мероприятий экономической политики государства, - изменившияся условия времени сами не позволяли уже преследовать колонизационныя цели, заставив наоборот направить все усилия к обезпечению путем переселений пошатнувшагося благосостояния сельскаго населения Европейской России. И действительно, изданные в 80-х годах законы о крестьянских переселениях всецело усвоили прежнюю точку зрения нашего законодательства, поставив главною своею задачей устройство быта нуждавшегося населения Европейской России. Усвоение этого взгляда по самому существу его устраняло возможность сколько[-] нибудь широкаго развития переселенческаго движения, ставя размеры его в прямую зависимость от размера денежных средств, которыя затрачивались на переселение нуждающихся крестьян и которыя конечно не могли быть значительными. Эта же точка зрения предопределяла и самый состав переселенческаго движения, направлявшагося в Сибирь[,] - участие в нем преимущественно, если не исключительно, экономически слабейших элементов, из которых оно неизменно слагалось и продолжает слагаться. Если при такой постановке вопроса, заселение Сибири поныне шло, непрерывно развиваясь, и колонизация ея происходила безостановочно в постепенно увеличивающихся размерах, то причина этого лежит главнейшее в появлении и развитии так называемых самовольных переселений, - совершающихся не только вне, но прямо вопреки законам. По размерам своим это движение не может идти ни в какое сравнение с законным переселенческим движением, и конечно ему преимущественно принадлежит заслуга колонизации Сибири. Нужно ли однако прибавлять, что, отличаясь от разрешеннаго законом переселения количественно, это самовольное движение, если и отличается от него также и качественно, то только в смысле усугубляющем основной характер перваго - в смысле еще большаго преобладания в составе его неимущих лиц? Качественный состав его хорошо известен и достаточно характеризуется тем, что выражения ["]переселенец["] и ["]нищий["] сделались в нашем быту почти однозначущими. Есть ли, далее, надобность говорить и о том, что такой состав участников переселенческаго движения едва ли способен содействовать успешному достижению целей колонизации наших азиатских владений? Что оне достигаются и при таком составе - в этом не может быть никакого сомнения. Но столь же несомненно и то, что нищета колонизатора не может быть свойством, способствующим успеху дела, которое по самому существу своему прежде всего требует запаса бодрости и энергии. Впрочем вполне известные факты - многочисленность обратных переселений, наряду со всеми, ежегодно появляющим[и]ся, сведениями о бедствиях переселенцев, а засим и тот существенно благотворительный характер, каким в силу необходимости отмечена правительственная деятельность по заведыванию переселенческим делом, - все это лучше всяких разсуждений показывает, какими жертвами приходится искупать достигаемые ныне успехи в деле колонизации Сибири.
   Помимо этого Правительству пришлось уже убедиться путем прямаго опыта в недостаточной пригодности беднейшаго населения для быстраго и успешнаго достижения собственно целей колонизации наших отдаленных окраин. Когда в начале 80-х годов обращено было усиленное внимание на крайнюю важность скорейшаго заселения Южно-Уссурийскаго края, первый опыт отправки туда переселенцев из внутренних губерний сделан был на почве издавна усвоенных в переселенческом деле начал и приемов, и первыя партии переселенцев составлены были из наиболее нуждающихся в переселении крестьян Черниговской губернии. Эти наиболее нуждающиеся - малоземельные, а частью и вовсе отбившиеся от земледелия на родине, перевезены были конечно на казенный счет, по прибытии на место приняты были на полное попечение Правительства и, независимо от всевозможных льгот, получили щедрыя пособия на первоначальное устройство и обзаведение. Результат не оправдал однако ожиданий, связанных с этой попыткой, и от дальнейших опытов в этом направлении пришлось отказаться. Вопреки ожиданиям того времени оказалось, что не на такой элемент позволительно возлагать надежды успешнаго выполнения задачи быстрой и правильной колонизации края, и вся дальнейшая деятельность Правительства пошла в совершенно ином направлении - колонизаторов стали избирать уже не по признаку наибольшей нужды, а, наоборот, по степени хозяйственной самостоятельности. Такой поворот во взглядах на дело немедленно же ознаменовался и поворотом в результатах, и только благодаря этому ныне возможно сказать с полнейшею уверенностью, что все цели Правительственных начинаний по заселению Южно-Уссурийскаго края будут достигнуты.
   По отношению к остальной Сибири Правительство никогда не задавалось прямыми целями возможно быстрой ея колонизации. Эта часть Сибири и по географическому своему положению, и по условиям местности и населения с самаго начала явилась прочным приобретением государства, нисколько не нуждавшимся в искусственных мерах укрепления. Что заселение ея - необходимо, это всегда стояло вне всякаго сомнения; но с другой стороны ясно было и то, что рано или поздно оно совершится само собою и что поспешность в этом деле, не будучи вызвана политическими целями, вместе с тем не оправдывалась и экономическим положением ни Сибири, ни внутренних губерний. Между тем состояние сих последних, в связи с условиями времени, безспорно требовало постепеннаго расширения земельнаго владения крестьянскаго населения и конечно естественнее всего было делать это на счет обширнаго запаса земель в Сибири, причем между прочим, - так сказать по пути, - обезпечивалась и возможность заселения далекой окраины. В самом замедлении дела колонизации в прошлом скорее всего позволительно отметить предвидение, что запас этот, при всей своей значительности, все же не неистощимый, с течением времени будет становиться все нужнее и нужнее и что поэтому излишне быстрое его расходование не может быть признано целесообразным. Последующее время вполне оправдало этот взгляд, ибо обнаружившаяся в губерниях Европейской России земельная теснота, после состоявшагося уже расширения землевладения крестьян на счет казенных земель внутренних губерний, не замедлила предъявить свои настоятельные запросы, удовлетворить которые можно было уже только на счет Сибирскаго запаса. Засим само собою разумеется, что, будучи вынуждено расширять крестьянское землевладение и не имея возможности давать землю всем, Правительство не могло поступать иначе, как путем предпочтения наиболее нуждающихся в земле пред всеми остальными. Кроме того, возвращаясь к мероприятиям по переселению крестьян в 80-х годах, Правительство застало переселенческое движение в полном развитии - в виде самовольнаго переселения, - которое оно конечно не могло ни вполне остановить, ни, овладев им в полной мере, взять в свои руки. До известной степени это едва ли доступно ему даже по отношению к той части движения, которая слагается из узаконенных переселенцев. Здесь приходится считаться с совершенно иными условиями, чем при указанном выше переселении крестьян в Уссурийский край. Там Правительство, в силу самых особенностей морскаго перевоза, является полным хозяином движения и может свободно определять основания и способы выполнения тех целей, которыя оно преследует. Здесь оно не в силах всецело руководить движением и всегда безусловно направлять его согласно своим видам. Во всяком случае в настоящее время едва ли уже может быть речь о внесении совершенно новых начал в постановку переселенческаго дела в видах направления его к служению собственно интересам колонизации Сибири, и приведенныя условия позволяют думать разве только о том, чтобы обезпечить более успешное достижение нужных целей на существующей почве. Но вместе с тем было бы вряд ли позволительно оставлять уроки прошлаго без всякаго внимания и, не покидая забот о переселении в Сибирь нуждающагося населения внутренних губерний, не обратиться к изысканию мер, способных повести к скорейшему и целесообразнейшему выполнению колонизационной задачи. Важность ея выступает с особенною настоятельностью именно в настоящее время - в связи с сооружением новаго железнодорожнаго пути, вся будущность котораго столь тесно связана с ходом и успехами колонизации. - После всего сказаннаго выше нечего уже доказывать, что сущность этой задачи сводится к привлечению в Сибирь крестьянскаго населения, могущаго доставить ей необходимый контингент деятельных колонизаторов. Нет надобности доказывать и то, что лиц способных выполнять это поистине важное государственное назначение необходимо искать в среде имущественно состоятельнаго населения Европейской России - среди того элемента ея, который самым успехом своей хозяйственной деятельности на родине оправдывает ожидания еще больших успехов в крае, изобилующем природными богатствами, но бедном личными силами и предприимчивостью. Однако одним целесообразным выбором лиц не обезпечивается еще успешное достижение намеченной цели. Не менее важным является выполнение того требования, чтобы на новом поприще своей деятельности избранныя лица поставлены были в такия условия, которыя открывали бы возможно широкое поле свободному проявлению их самостоятельнаго хозяйственнаго почина. А так как дело идет конечно о земледельческом населении, то необходимым предположением сего является освобождение от тех уз и стеснений, какия налагает на земледельца община во внутренних губерниях России. Впрочем необходимость избрания переселенцев этой категории из числа подворных владельцев, или точнее, необходимость предоставления им земель на месте новаго водворения исключительно в подворное пользование вытекает уже из того соображения, что при невозможности разсчитывать на образование общин исключительно из состоятельных крестьян, переселение таких лиц в среду других, более слабых общественников, угрожало бы направить всю деятельность их на эксплоатацию сих последних.
   Таким образом задача указанной постановки дела заключалась бы в переселении в Сибирь более состоятельных крестьян и в отводе им земли в подворно наследственное пользование. Но если цели разсматриваемой меры намечаются вполне определенно, то этого далеко нельзя сказать о способах ея осуществления. Мало того, нет никакой возможности сказать с полною уверенностью, что выполнение этой меры не встретит весьма существенных препятствий на практике.
   Из вышеизложеннаго видно, что положенная в основание ея мысль о привлечении к переселению состоятельнаго элемента, хотя и получила осуществление в организации переселений в Южно-Уссурийский край, но что особыя условия этих переселений не допускают возможности извлечь отсюда необходимыя практическия указания для разрешения вопроса в применении к переселению в другия местности Сибири. Указаний этого рода не может дать и прежний опыт отвода семейных участков переселенцам - в силу постановлений устава о благосостоянии казенных селений, ибо в прежнее время такие участки образовывались по[-]видимому только в Европейской России, не говоря уже о том, что с этой мерой не соединялось в то время мысли о водворении на семейных участках более состоятельных крестьян.
   Отсюда видно, что намеченная ныне мера будет иметь значение перваго правительственнаго опыта в этом направлении и что поэтому с осуществлением ея сопряжены все трудности перваго шага. Нет однако никакого повода сомневаться в возможности преодолеть все связанныя с осуществлением ея затруднения. С целью более подробнаго выяснения всех условий, которыя необходимы для выполнения указанной меры, Министерством Внутренних Дел уже предположено войти в нужныя сношения с начальниками Томской и Тобольской губерний и тех губерний Европейской России, которыя могли бы дать контингент подходящих переселенцев. Этим путем удастся, быть может, уже в ближайшем будущем окончательно установить практическия основания для выполнения означенной задачи и представить их на одобрение Сибирскаго Комитета.
   Ныне же, представляя изъясненныя предположения на усмотрение подготовительной комиссии, Земский Отдел имеет в виду, что осуществление их должно потребовать известных денежных средств, испрошение которых не может быть откладываемо.
   Само собою разумеется, что привлечение к колонизации Сибири лиц состоятельных совершенно исключает необходимость обычных пособий на путевые расходы, на домообзаведение и т. п. Но, с другой стороны, едва ли было бы осторожно ожидать, что выполнение разсматриваемой меры позволит обойтись без всякой затраты денежных средств. Нельзя, наоборот, не предусмотреть, что образование семейных участков при условиях, способных привлечь лучший контингент переселенцев из губерний Европейской России, вызовет расходы не только по отмежеванию, устройству дорог и т. п., но быть может даже и на выдачу ссуд - на производство тех более крупных хозяйственных затрат, которыя окажутся превышающими средства самих переселенцев. Может выясниться и то, что лица данной категории пожелают предварительно ознакомиться с условиями водворения в Сибири, и в таком случае было бы по[-]видимому уместно издержки на поездку их в Сибирь хотя бы временно, отнести на счет казны. В настоящее время нет конечно никакой возможности предусмотреть не только размер могущих потребоваться для всего этого ассигнований, но даже сколько-нибудь определенно высказаться о самом назначении его. Но имея в виду, что затраты на это дело несомненно возможны и что при особой его важности было бы менее всего желательно допускать необходимость отказа от осуществления указанной меры, или хотя бы только замедление в ея выполнении из-за недостатка денежных средств, Земский Отдел считает долгом испрашивать ассигнования в распоряжение Министерства Внутренних Дел сорока тысяч рублей на расходы, связанные с приведением в исполнение вышеизложенных предположений.
   
   Подписал: Управляющий Отделом А. Стишинский.
   
   Скрепил: Чиновник Особых Поручений Ушаков.

Типографский экземпляр.
На бланке: "МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ЗЕМСКИЙ ОТДЕЛ. По 4-му Делопроизводству. 15 ноября 1893 г. №13771".
Российская национальная библиотека. 18.241.1.14-30.