Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Предисловие
  1.1.  1.2.  1.3.
  Комментарии 1
  2.1.  2.2.  2.3.
  Комментарии 2
  3.1.  3.2.  3.3.  3.4.  3.5.   3.6.  3.7.  3.8.  3.9.  3.10.   3.11.  3.12.  3.13.  3.14.  3.15.
  Комментарии 3
  4.1.  4.2.  4.3.  4.4.  4.5.   4.6.  4.7.  4.8.  4.9.  4.10.   4.11.  4.12.  4.13.
  Комментарии 4
  5.1.  5.2.  5.3.  5.4.
  Комментарии 5
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 84-86.

Комментарий к документам раздела 2.

   2.1. Комитет Сибирской железной дороги был создан по инициативе министра финансов С.Ю. Витте, который в 1892 г. предложил Особому совещанию под председательством Д.М. Сольского "с целью обеспечения беззамедлительного разрешения всех вопросов, относящихся до экономической и технической стороны сооружения Сибирской железной дороги, и в видах направления исполнительных работ по этому предприятию в строгом соответствии с общим планом… образовать для руководства этим делом особый высший орган в виде Комитета"  [1]. При обсуждении текста "Положения" по предложению Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте участники заседания пришли к необходимости включения в текст документа ст. 7 о порядке рассмотрения наиболее важных дел: по делам законодательным, подлежавшим представлению императору через Общее собрание Государственного Совета, оперативные решения могли приниматься на объединенных заседаниях КСЖД и соответствующих департаментов Государственного Совета. Такой порядок существенно сокращал процедуру бюрократического прохождения документов.
   2.2. Определенным административным новшеством стало наличие при КСЖД Подготовительной комиссии, председателем которой был А.Н. Куломзин. В этой комиссии, состав которой представлен в документе, вопрос получал предварительную всестороннюю проработку, готовилось решение, результаты ее работы доводились до сведения всех членов Комитета. Это значительно облегчало работу КСЖД и устраняло многие разногласия на стадии предварительного обсуждения. По мнению В.Ф. Борзунова, Подготовительная комиссия фактически монополизировала дела, связанные с переселением, устройством церквей и школ в Сибири [2].
   2.3. Член Подготовительной комиссии А.С. Стишинский, до 1896 г. управлявший Земским отделом МВД, ходатайствовал о выделении средств на выдачу ссуд и пособий семьям, переселяющимся в Сибирь. Вопрос об идеологии крестьянских миграций неоднократно обсуждался на заседаниях КСЖД. Спорили о том, кому оказывать помощь: состоятельным крестьянам или "преимущественно неимущим лицам, не могущим пристроиться а родине". Представленный документ демонстрирует одну из точек зрения на проблему и показывает уровень подготовки материалов к заседаниям Подготовительной комиссии.


  [1] Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. СПб, 1903. С.117.
  [2] Борзунов В.Ф. История создания Транссибирской железнодорожной магистрали. Дисс. … докт. ист. наук. Томск, 1972. С. 537.