Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Предисловие
  1.1.  1.2.  1.3.
  Комментарии 1
  2.1.  2.2.  2.3.
  Комментарии 2
  3.1.  3.2.  3.3.  3.4.  3.5.   3.6.  3.7.  3.8.  3.9.  3.10.   3.11.  3.12.  3.13.  3.14.  3.15.
  Комментарии 3
  4.1.  4.2.  4.3.  4.4.  4.5.   4.6.  4.7.  4.8.  4.9.  4.10.   4.11.  4.12.  4.13.
  Комментарии 4
  5.1.  5.2.  5.3.  5.4.
  Комментарии 5
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 91-96.

№ 3.2. Правила 13 июня 1893 г. об образовании переселенческих и запасных участков в районе Сибирской железной дороги.

Высочайше утвержденныя, 13 Июня 1893 г., временныя правила для образования переселенческих и запасных участков в районе Сибирской железной дороги

   1. В пределах округ: Ишимской, Тюкалинской и Тарской, Тобольской губернии, Каинской, Томской и Мариинской, Томской губернии, Ачинской, Красноярской и Канской, Енисейской губернии, и Нижнеудинской, Балаганской и Иркутской, Иркутской губернии, и уездов: Петропавловскаго и Омскаго, Акмолинской области, образуются из казенных земель переселенческие и запасные участки. Первые предназначаются для водворения на них переселенцев; последние образуются для удовлетворения будущих государственных потребностей в земле.
   2. Образование переселенческих и запасных участков в порядке, указанном в нижеследующих статьях настоящих Временных Правил, возлагается на поземельно-устроительных и межевых чинов особых временных партий, образованных при Министерстве Государственных Имуществ, на основании Высочайше утвержденнаго, 4 Марта 1893 года, положения Комитета Сибирской железной дороги.
   3. Работы по образованию участков начинаются по возможности с волостей, прилегающих к железной дороге и ближайших к станциям.
   4. Пространство земель, входящих в состав волостей, а равно состоящих в пользовании отдельных сельских обществ и лиц, приводится в известность на основании имеющихся планов, после поверки их, в случае надобности; а посредством новой хозяйственной съемки - лишь в случае настоятельной в том необходимости.
   5. Для образования участков предназначаются преимущественно земли, ранее отделенныя в непосредственное распоряжение казны, а затем прочия казенныя земли, состоящия в нераздельном пользовании казны и крестьян. Образование участков из последних земель допускается лишь в тех волостях, в коих на каждую наличную душу мужскаго пола причитается свыше 15 десятин удобной казенной земли.
   Примечание. Наличными душами признаются все постоянно проживающия в сельском обществе, хотя бы временно и отсутствующия: а) лица, приписанныя к обществу или волости, к коей принадлежит общество, и б) те из неприписанных к обществу или волости лиц, которыя ко времени образования участков получат приемный приговор от общества или будут приписаны распоряжением начальства к подлежащей волости.
   6. В пределы участков не должны быть по возможности включаемы лесныя дачи, прилегающия к линии железной дороги в промежутках между станциями, в полосе шириною от 2 до 5 верст в каждую сторону от линии, за исключением лесных площадей, указанных в ст. 7; сверх того - в лесистых местностях - особо ценныя дачи, а в прочих вообще лесныя площади, составляющия уже или имеющия составить отдельныя казенныя дачи.
   7. Все лесныя площади, отстоящия ближе 5 верст от станций, а равно от тех пунктов, которые при сооружении линии будут избраны для устройства в будущем разъездов, могут быть предназначаемы под участки.
   8. При образовании участков из земель, состоящих в нераздельном пользовании казны и крестьян, принимаются по возможности во внимание заявления крестьян о тех местах, в коих они предпочли бы выделить земли под сии участки.
   9. В пределы участков не должны быть включаемы состоящия в пользовании кореннаго населения постоянныя общественныя угодья, к числу коих относятся: усадебныя земли, пашни, огороженныя поскотины, заказныя рощи (сады) и душевые покосы (переделяемые обществом по душам).
   10. Урочища, в коих разработанныя земли разбросаны клочками между землями, неразделанными и не состоящими в постоянном пользовании кореннаго населения (ст. 9), могут быть включаемы в пределы участков. При сем крестьянским обществам и лицам, пользующимся возделанными землями, вошедшими в пределы участков, предоставляется пользоваться в течение двух лет старопахотными участками, а лесными расчистками пользоваться в течение пяти лет, считая с года перваго посева или скоса травы.
   Примечание. В губерниях Иркутской и Енисейской за лицами, пользующимися землями, отведенными Казенною Палатою  [1] или по приговору сельскаго общества, на основании ст. 417 Леснаго Устава, сохраняется пользование сими участками до истечения срока, на который дано дозволение или составлен приговор, если условия пользования, установленныя в дозволении или приговоре, выполняются.
   11. Заимки, состоящия в пользовании отдельных лиц, могут быть включаемы в черту переселенческих участков, если сие окажется по местным условиям неизбежным. При сем разделанныя угодья, не разбросанныя отдельными клочками, оставляются в пользовании лиц, имеющих на заимках прочное хозяйство или домообзаводство, под условием отказа сих лиц от пользования землями сельскаго общества, в коем они состоят.
   Примечание. По образовании на переселенческом участке сельскаго общества, означенныя лица входят в состав общества; не участвуя в пользовании отведенными переселенцам землями, лица эти подчиняются, наравне с другими членами общества, волостному и сельскому общественному управлению, участвуют в выборе должностных лиц и в других делах крестьянскаго управления, а также в раскладке и отправлении обществом казенных податей, земских повинностей и мирских сборов.
   12. Из общей площади земель, предназначенных для образования участков, от 10 до 25 %, смотря по местным условиям, оставляются по возможности в запасе; из остальных же земель, предназначенных для образования участков и не поступивших в запас, должны быть образуемы переселенческие участки.
   13. Упоминаемые в предшествующей ст. 12 запасные участки образуются в отдельных обрубах; в волостях, прилегающих к линии железной дороги, участки оставляются в запасе по возможности у самой линии, попеременно с той и другой ея стороны; причем принимаются во внимание заявления подлежащих чинов, служащих по сооружению железной дороги, о тех земельных участках, которые должны быть оставлены в запасе для добычи песка, камня и удовлетворения других потребностей дороги техническаго свойства; но все участки, отстоящие ближе 5 верст от станций, а равно от тех пунктов, которые при постройке линии будут избраны для устройства в будущем разъездов, обращаются преимущественно для водворения на них переселенцев.
   14. Как переселенческие, так и запасные участки должны быть обезпечены водою и по возможности лесом. Для образования участков избираются земли, удобныя для обращения под сельскохозяйственное пользование.
   15. При определении, какое число переселенцев может быть водворено на пространстве участка, за исключением из онаго угодий, оставляемых в пользовании лиц, упомянутых в ст. 11, исчисляется на душу мужскаго пола не свыше 15 десятин удобной земли, включая лесныя пространства.
   16. При образовании переселенческих участков указываются в натуре и на плане удобныя для устройства селений места, коих может быть в каждом участке одно или несколько, в зависимости от размеров участка и от местных условий; при этом должно быть принимаемо во внимание, чтобы пользование водяными источниками не нарушало технических потребностей железной дороги в воде. На участках, вмещающих в себе свыше 2,000 десятин удобной земли, оставляются в запасе 120 десятин под церковь и школу.
   17. Производители работ временных партий вносят свои предположения об образовании переселенческих и запасных участков на разсмотрение временных коммисий, состоящих под председательством старшаго производителя работ, - из производителя работ, составившаго проект образования участков, местнаго чиновника по крестьянским делам  [2], исправника (в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской), лесничаго (в губерниях Тобольской и Томской и Акмолинской области) и податного инспектора (в тех местностях, где таковыя должности будут учреждены). Для законнаго состава коммисии необходимо присутствие председателя и не менее двух членов оной, в том числе чиновника по крестьянским делам.
   18. В Акмолинской области чиновников по крестьянским делам заменяют в составе временных коммисий, означенных в ст. 17, местные уездные начальники или их помощники, или иныя должностныя лица по назначению Степнаго Генерал-Губернатора, а в губерниях Енисейской и Иркутской особые чиновники по назначению Иркутскаго Генерал-Губернатора.
   19. По разсмотрении предположений производителей работ (ст. 17) и по разрешении могущих возникнуть недоразумений и споров, коммисия распоряжается отграничением образуемых переселенческих и запасных участков постановкою ясных и прочных отграничительных знаков.
   20. Определения коммисии излагаются в особых протоколах и постановляются по большинству голосов, причем, в случае равенства голосов, голос председателя дает перевес. Но, при несогласии с мнением большинства чиновника по крестьянским делам или лица, его заменяющаго (ст. 18), вызвавший разномыслие вопрос представляется на разрешение Губернскаго Совета  [3], причем чиновник по крестьянским делам обязан в месячный срок письменно изложить свое мнение, которое приобщается к протоколу коммисии. На определения коммисии допускаются жалобы в течение месячнаго срока со дня объявления определений.
   21. Упомянутыя в предшедшей статье жалобы и особыя мнения приносятся в коммисию (ст. 17), которая безотлагательно направляет их, со всем делопроизводством, в Губернский Совет, а в Акмолинской области - в Областное Правление. Учреждения эти разсматривают и разрешают окончательно означенныя жалобы и вызвавшие особое мнение вопросы, при участии в губерниях Тобольской и Томской и в Акмолинской области представителя от ведомства государственных имуществ.
   22. Подача жалоб или заявление особаго мнения не останавливает отграничения проектированнаго участка в натуре.
   23. О числе окончательно образованных в волости переселенческих и запасных участков, о пространстве каждаго из них и о разстоянии от ближайших станций железной дороги и почтовой, а равно от ближайшаго населеннаго пункта, старший производитель работ доносит Министерству Государственных Имуществ, местным Генерал-Губернатору и Губернатору и уполномоченному от Министерства Внутренних Дел (когда таковой будет назначен), а также уведомляет Управление Государственными Имуществами в Западной Сибири, Енисейскую или Иркутскую Казенную Палату, по принадлежности.
   24. Отдельныя казенныя лесныя дачи (ст. 6) и запасные участки поступают в заведывание лесничаго, а переселенческие участки сдаются в охрану чиновника по крестьянским делам или лица, его заменяющаго (ст. 18).
   25. Управление Государственными Имуществами в Западной Сибири и Казенныя Палаты Енисейская и Иркутская, по принадлежности, принимают меры по охране выделенных в казну лесных дач и к извлечению доходов как из запасных участков, так, по соглашению с подлежащим чиновником по крестьянским делам или лицом, его заменяющим (ст. 24), и из участков переселенческих с тем условием, чтобы последние безпрепятственно, во всякое время, могли поступить в пользование переселенцев.
   26. Старший производитель работ, по получении уведомления от чиновника по крестьянским делам (п. 8 ст. 4 Временных Постановлений о расширении предметов ведомства учреждений по крестьянским делам), об окончательном заселении переселенческаго участка, выдает переселенцам акт об отводе казенной земли в постоянное (безсрочное) пользование, на основании п. 8 приложения к ст. 33 (прим. 2) Общ[их] Пол[ожений] (Свод Зак[онов] т. IX, Особ[ое] Прил[ожение] I, по прод[олжению] 1890 г.). В этом акте оговаривается, что за казною сохраняются права на недра земли в пределах отведенных участков.
   27. Действие настоящих Временных Правил распространяется на работы отряда по образованию переселенческих участков, учрежденнаго Высочайше утвержденным, 22 Января 1885 г., мнением Государственнаго Совета.

Типографский экземпляр.
Российский государственный исторический архив. Ф. 391. Оп. 2. Д. 19. Л. 14 об.-17 об.


  [1]  Казенная палата (1775-1917) - орган Министерства финансов на губернском уровне. Среди прочего ведала перечислением переселенцев.
  [2]  Чиновники по крестьянским делам - лица, осуществлявшие надзор за крестьянским самоуправлением - на кабинетских землях Алтая с 1878 по 1898 г., а на казенных землях Западной Сибири - с 1883 по 1898 г.
  [3]  Губернские Советы существовали в Сибири в 1822 по 1895 гг.