Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Предисловие
  1.1.  1.2.  1.3.
  Комментарии 1
  2.1.  2.2.  2.3.
  Комментарии 2
  3.1.  3.2.  3.3.  3.4.  3.5.   3.6.  3.7.  3.8.  3.9.  3.10.   3.11.  3.12.  3.13.  3.14.  3.15.
  Комментарии 3
  4.1.  4.2.  4.3.  4.4.  4.5.   4.6.  4.7.  4.8.  4.9.  4.10.   4.11.  4.12.  4.13.
  Комментарии 4
  5.1.  5.2.  5.3.  5.4.
  Комментарии 5
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 96-110.

№ 3.3. Записка исполняющего обязанности тобольского губернатора Н.М. Богдановича о необходимости содействия Тобольской губернии в организации переселенческого процесса.

Записка и[справляющего] д[олжность]
Тобольского Губернатора.

   Переселенческое движение, идущее из губерний Европейской России, преимущественно центральной и земледельческой полосы, в Сибирь, - есть явление естественное, вызываемое и обусловленное целым рядом экономических условий, делающих переселяющимся жизнь на родине настолько невыгодною, что, несмотря на естественную привязанность всякаго земледельца, а в том числе и русскаго крестьянина, к родному углу, - сотни и тысячи земледельцев Европейской России - вынуждены, за последнее время, кидать родные края и переселяться, зачастую не имея даже яснаго представления о тех новых странах, куда они стремятся.
   Справедливость этого положения и неверность довольно распространеннаго, одно время, мнения о том, что переселение есть, в значительной мере, результат прирожденной склонности русскаго крестьянина, в лице преимущественно худших представителей его, к безцельному бродяжеству, доказывается наблюдениями за всею жизнью русскаго крестьянства. Выселяется с родины преимущественно лишь тот, которому становится слишком тяжело жить там. Перед выселением происходит всегда долгое мучительное колебание, долго крестьянин не решается бросить отцовское гнездо и лишь очевидныя - по его представлению [-] выгоды переселения и слишком тяжкия условия жизни на родине заставляют его решиться на ея оставление. Просящие разрешения на переселение в законном порядке, получив его, никогда не снимаются с места все, всегда находится известное, иногда значительное, число крестьян, не могущих на то решиться. В числе обратных переселенцев до 4-5 % [*1] возвращается исключительно вследствие тоски по родине.
   Если, несмотря на подобную прирожденную любовь к родине русскаго крестьянина, число переселяющихся за последние годы все увеличивалось, причем в значительной прогрессии [*2] - то очевидно, что явление это имеет свои естественныя, экономическия причины, которыя в интересах государственных, необходимо тщательно и подробно изучить, дабы иметь твердое основание для регулирования переселений и направления их к наибольшей, по возможности, пользе самаго государства, переселяющихся и остающихся на родине. При имеющемся еще пока земельном просторе в России вообще, нельзя смотреть на переселения, как на явление нежелательное, напротив того, оно, как естественный регулятор народной жизни, может принести лишь пользу государству, если только будет постановлено в благоприятныя условия, так, чтобы число неизбежных при нем, как и при всяком народном движении, жертв, погибающих в пути или по прибытии на место, было по возможности меньшее, а число душ, доходящих до новой родины в полной силе и устраивающихся на ней быстро и в удовлетворительных условиях[,] - возможно большее.
   Главное возражение, которое до последняго времени было предъявляемо переселению: лишение губерний Европейской России рабочих рук - не могло быть признано правильным уже потому, что выселяется из Европейской России maximum 100,000 человек в год, а годовой прирост населения Европейской России равняется 1,500,000 душ.
   Но находя переселения явлением не только экономически неизбежным, но и желательным с точки зрения государственных интересов, в особенности же поддержки и развития платежных сил земледельческаго населения, следует в то же время признать, что подобный характер переселения могут иметь лишь в том случае, когда государство, в лице Министерства Внутренних Дел, как представителя высшей правительственной власти возьмет это дело в свои руки и, урегулировав его, поставит его в условия, при коих переселения могут действительно принести пользу, как отдельным лицам, так и государству.
   Чтобы выполнить с успехом подобную задачу, Министерству необходимо прежде всего располагать данными самых подробных местных изследований, как о причинах переселений в местах выхода переселенцев, так и об условиях их передвижения в пути и устройства на новых местах.
   Насколько важны эти сведения, могут показать статистическия данныя Тюменскаго пункта об обратных переселениях за последние годы, по коим до 75 % всех обратных переселений оказывается вызванными такими затруднениями по устройству на новых местах, кои при правильной постановке дела могли бы быть легко устранены административной властью.
   Между тем на местах выхода переселенцев, доныне, подобных изследований насколько известно - производимо не было [*3], равно не было и попыток привести в систему сведения, могущия быть по сему предмету у местных губернских властей. Посему, чтобы осветить в настоящей записке, хотя частично, вопрос о причинах переселений, можно воспользоваться лишь данными Тюменской регистрации. Данныя эти, выясняют три главныя причины переселений:
   1) несоответствие размера наделов числу едоков в семье;
   2) несоответствие размера их числу работников в семье;
   3) несоответствие наделов размерам хозяйственнаго оборота семьи.
   Недостаток материальных средств для прокормления семьи в первом случае, незначительность посторонняго заработка лишних работников семьи в качестве батраков, или иным путем, во втором, и, наконец, невозможность осуществить на данном наделе хозяйство в размерах, которые установились в данной семье[,] - в третьем - заставляют данныя семьи решиться на переселение. Последний случай служит естественным объяснением факта переселения целаго ряда достаточных семей (наприм[ер] из Таврической губернии в 1893 году), которым казалось бы хорошо жилось и на родине и коих по[-]видимому ничто не побуждало к переселению.
   Тщательное изучение причин переселений на самих местах выхода переселенцев, основанное на подворной переписи тем деревень, из которых переселения были особенно сильны, на систематизации сведений о переселениях, имеющихся у местных властей[,] и других статистических изследованиях, чрез специально для того командированных статистиков, должно было бы быть первою мерою для разрешения вопроса о регулировании переселений.
   Параллельно с тем должны были бы быть:
   1) Усилены канцелярския средства Гг. переселенческих чиновников и в особенности Тюменскаго пункта, чрез который проходит главная масса переселенцев, и в распоряжение тех же чиновников командированы, на время летняго переселенческаго движения, особые статистики, для ведения, под наблюдением переселенческих чиновников, опросов и регистрации на пунктах;
   2) Произведена подворная перепись всех переселенческих поселков губерний, в которыя направляется главным образом переселенческое движение.
   Опыт Тобольской губернии, в которой последняя опись уже сделана (подворно описаны все 100 поселков губернии и все главныя группы приселившихся к старожильским селениям за последние 15 лет), показал, что работа эта, при надлежащем подборе лиц, могла бы быть легко произведена в течении одного лета с небольшими сравнительно денежными затратами.
   Между тем, совокупность сведений, кои можно будет таким образом получить, как на местах выхода переселенцев, так и на пути и на местах их водворения, в особенности при условии тщательной обработки этого материала, может дать за одно лето богатый запас сведений для освещения вопрос о переселениях, его причинах и наилучших пунктах его урегулирования на пользу государства. На основании этого материала, как базиса, можно будет уже вести это урегулирование практическим путем, облегчая нуждающимся в выселении с родины приискание свободных мест, сперва в ближайших к их родине местностях, может быть даже в той же губернии, если таковыя найдутся, и направляя затем к дальнейшему, дальнему переселению лишь тех, коим уже совсем нельзя будет найти пристанища на родине.
   Употребление части имеющагося налицо кредита в 175.000 рублей "на правильныя переселения" - именно на подобныя изследования было бы наиболее целесообразным, так как они одни могут дать верное основание для всех будущих мер организации "правильных переселений".
   В частности по отношению к поселкам Тобольской губернии, описание коих уже готово, было бы крайне желательно дать немедленно средства на издание этого описания, на что по заключению автора описания, кол[л]ежскаго секретаря Станкевича было бы достаточно 1 200 рублей. При этом условии описание это могло бы быть напечатано в течении 2-3 месяцев.
   Скорейшее издание этого описания представляется тем более желательным, что переселенческое движение, как всякое жизненное явление, вызываемое известными экономическими причинами, предъявляет государству - дабы служить ему на пользу - известныя требования, предъявляет их настоятельно, немедленно, и потому, даже сравнительно короткий промежуток времени одного года, необходимый, по указанным выше соображениям на изучение этого движения, не должен пропасть даром в деле его урегулирования, улучшения его условий.
   Что же может быть в этом направлении сделано теперь же немедленно?
   Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего принять во внимание, что всякое переселение всегда слагается из трех главных моментов: отправления, пути и устройства на месте.
   По отношению к первому, отправлению, - за указанною уже малоизследоваемостью деталей выселения, остается, в текущем году, ограничиться теми статистическими работами, о которых было упомянуто выше.
   Второй и третий моменты: переселенцы в пути и на местах водворения обследованы, по крайней мере по Тобольской губернии, - значительно более и здесь уже в текущем году могут и должны быть приняты для организации "правильных" переселений известныя меры.
   По отношению к переселенцам "в пути" драгоценный опыт дали минувшие 1892 и 1893 годы, благодаря высокой помощи Его Императорскаго Высочества Государя Наследника, по воле коего в 1892 году из сумм бывшаго Особаго Комитета были ассигнованы 40.000 р. на путевыя пособия нуждающимся переселенцам и другия 47.800 р. на постройку в Тюмени переселенческой больницы, а в 1893 году - отпущены из тех же сумм 37.600 р. на устройство и содержание в течение весны, лета и осени 1893 года 9-ти переселенческих врачебно-питательных пунктов.
   Благодаря этой широкой помощи Августейшаго Председателя бывшаго Особаго Комитета переселенцы, проходившие чрез Тобольскую губернию в 1892 году, избегли, в значительной степени, холерной эпидемии и могли быть двинуты из Тюмени далее к местам назначения. Высокая милость Государя Наследника сохранила таким образом России десятки тысяч годных работников, которые без нея погибли бы в Тюмени и других пунктах своего далекаго пути, от холеры и лишений, а ныне, сохраненные, благодарят Бога, Царя и Государя Наследника за свое спасение.
   Вот как выражалось напр[имер] это чувство благоговейной благодарности крестьянами поселка "Васильевка" Башкирской волости Курганского округа, в словах их переселенческому чиновнику о 1892 годе:
   "Пришел наш последний час, совсем погибали, да Царь-Батюшка воздохнул об нас грешных - не дал пропасть голодной смертью. И молились мы грешные за Него, каждый праздник служили молебны; ни буран на степи, ни мороз не держали народ. Лошадей всех прикончили, пешком к церкви шли, за 12 верст, босые, никто не познобился а миру бывало у церкви собиралось - пушкой не прошибешь".
   В 1893 году Августейшая милость дала возможность организовать более или менее правильно врачебно-питательную помощь переселенцам не в одной только Тюмени, а на всем протяжении переселенческаго движения чрез Тобольскую губернию, от Тюмени до границ Томской губернии, по путям сухопутному на гг.: Ялуторовск, Ишим и Тюкалинск и водному на Тобольск. На первом пути, а также на пристани Карташевой, где высаживаются прибывающие на пароходах из Тюмени по рр. Туре, Тоболу и Иртышу переселенцы и в г. Кургане, на линии Западно-Сибирской ж[елезной] д[ороги] было устроено, считая с Тюменью, всего 9 врачебно-питательных пунктов. Кроме того, из тех же средств были ассигнованы суммы на врачебно-питательную помощь переселенцам и на водном пути и оказывались в Тюмени путевыя пособия тем из них, кои не могли получить последних из кредитов Министерства Внутренних Дел. Благодаря этим мерам, эвакуация из Тюмени шла необыкновенно правильно, переселенцы не задерживались в этом городе более 2-3 дней и на всем дальнейшем своем пути, в пределах Тобольской губернии, находили: на пути сухопутном - чрез каждыя 100-200 верст, на водном - каждые сутки, врачебную и продовольственную помощь, сопровождавшую их и в самой дороге, в лице командируемых с переселенческими баржами особых фельдшериц.
   Результаты этих мер таковы: тогда как в 1892 году в одной Тюмени было оффициально зарегистрированных больных переселенцев до 1 850 человек, из коих 944 умерло (а в действительности гораздо более, так как многие больные за недостатком места не могли быть приняты в бараки и болели и умирали вне их, под открытым небом) - в 1893 году на всех 9-ти врачебно-питательных пунктах губернии (с Тюменью включительно) было зарегистрировано менее 500 больных. Если добавить к ним всех больных врачебных пунктов водных путей губернии, число коих не превышает во всяком случае нескольких десятков, и принять общее число больных по всей губернии в 1893 году в 580-600 человек при 58 000 всех переселенцев прошедших чрез губернию в этом году, то окажется что % заболеваемости их - 1; между тем в 1892 году, принимая 1 800 заболевших в Тюмени на 90.000 прошедших чрез губернию, тот же %, по одной Тюмени, равнялся 2; а если взять всех заболевавших при дальнейшем следовании по губернии, то % этот должен быть еще по крайней мере удвоен и таким образом вместо 1, цифры 1893 года, получил 4. - Далее, в 1892 году смертность равнялась 50 % заболеваемости, а в 1893 году, по отчетам врачей, заведывавших сухопутными врачебно-питательными пунктами, смертность не достигала и 20 % заболеваемости, то же самое, по имеющимся у губернской администрации сведениям, должно быть принято и относительно % смертности на водных путях губернии в 1893 году.
   Приведенныя цифры лучше всего показывают, какое значение имела для переселенцев драгоценная помощь, оказанная им в 1893 году в пределах Тобольской губернии, по повелению Его Императорскаго Высочества Государя Наследника.
   Результаты собственно продовольственной помощи не могут быть выражены так наглядно в цифровых данных, как это может быть сделано по отношению к помощи врачебной, но нет сомнения, что и здесь результаты были не менее благодетельны, тем более что улучшение питания имело большое значение и в деле санитарном, значительно ослабив заболеваемость и смертность переселенцев.
   Говоря об этой помощи, необходимо особенно указать, что она не имела и не могла иметь развращающаго влияния на переселенцев: даром кормились лишь беднейшие, остальным хлеб и прочие нужнейшие припасы, а также главнейшие предметы дорожнаго обихода продавались, причем все заботы врачебно-санитарного персонала, благотворительных комитетов и чинов крестьянских учреждений, заведывавших пунктами, сводились к тому, чтобы продукты и прочие предметы были лучших качеств и продавались по возможно дешевой цене.
   Кому приходилось видеть на практике, как трудно иной раз переселенцу купить на своем пути по сходной цене лошадь или телегу, или даже более мелкие предметы: веревку, пуд дегтю - тот несомненно согласится, что предоставление ему подобной возможности есть уже большая ему помощь, ибо всякий сбереженный в пути грош пригодится много раз переселенцу на месте его водворения, и не ему одному, а всему государству, так как этот лишний грош даст переселенцу лишнюю возможность скорее и успешнее водвориться на новом месте, скорее послужить на пользу не только себе, но и государству.
   Несомненно, что и в пределах Томской и прочих губерний врачебно-питательные пункты на главных путях передвижения переселенцев должны принести при надлежащей их организации - подобную же пользу; вот почему было бы необходимо ассигновать на поддержание этих пунктов там, где они уже организованы, и содержание их в течении 1893 года, а также организацию их там, где бы это было признано необходимым по отзыву местных губернских начальств, потребную сумму денег из кредита в 175.000 руб., предназначеннаго на организацию "правильных" переселений; так как обезпечить по возможности жизнь и здоровье переселенцев в пути, в особенности же в более трудной части последняго, когда вместо железной дороги им приходится идти, или на лошадях, или пешком, или скученными на баржах за медленно плывущими по рекам Западной Сибири пароходами - есть главное условие превращения безпорядочнаго переселенческаго движения в "правильное" во второй главный момент этого движения переселенцев, нахождение их в пути.
   По отношению, в частности, к Тобольской губернии, в особой записке, при сем приложенной, приведен подробный расчет сумм, необходимых для надлежащаго выполнения санитарно-врачебной помощи переселенцам в 1894 году, в размерах, подобных минувшему году, причем, в отношении этого расчета, следует заметить лишь, что, за имеющимися уже повсеместно на врачебных пунктах губернии соответствующими зданиями с инвентарем, все расходы, в отношении Тобольской губернии, касаются лишь "содержания" пунктов, в необходимости коих, признанной в 1893 году Его Императорским Высочеством Государем Наследником, уже по этому одному, равно, как и по приведенным выше соображениям, едва ли может возникнуть какое[-]либо сомнение.
   Другое, главное условие организации "правильных" переселений в пути - это быстрая эвакуация главнаго звена этого пути, соединяющаго Европу с Азией, г. Тюмени.
   До сего времени главная масса переселенцев всегда шла чрез Тюмень. В 1893 году чрез Тобольскую губернию прошло всего 58.000 переселенцев, из них 54.000 прошли чрез Тюмень. Опыт последних лет показал, что быстрая эвакуация Тюмени возможна лишь тогда, когда местный переселенческий чиновник имеет достаточныя средства на дорожныя пособия беднейшим переселенцам; при недостатке этих средств, немедленно скопляются в Тюмени многия тысячи переселенцев, появляются между ними болезни и сильная смертность. Рельефнейшим примером того может служить весна и начало лета 1892 года, когда, за недостатком у г. Архипова средств на дорожное пособие, в Тюмени скоплялось иногда до 18.000 переселенцев и появилась между ними значительная заболеваемость и смертность. Как только даны были б[ывшим] Особым Комитетом Его Императорскаго Высочества Государя Наследника средства на дорожныя пособия, так немедленно же удалось эвакуировать Тюмень, и тем самым положить начало упорядочения переселенческаго движения в пределах Тобольской губернии.
   Вот почему предоставление Тюменскому переселенческому чиновнику надлежащих средств на дорожныя пособия, для возможности этим путем достичь своевременной и надлежащей эвакуации г. Тюмени, составляет 2-е главное условие организации "правильных" переселений в пути, в пределах Тобольской губернии, а ассигнование это посему могло бы быть сделано или из специальнаго кредита Министерства Внутренних Дел на дорожныя пособия переселенцам, или, если бы таковаго недостало, и из суммы кредита в 175.000 р., предназначеннаго на организации "правильных" переселений. Размер необходимаго на сей предмет ассигнования, по средней сложности подобных расходов, производившихся на Тюменском пункте за последние годы, должен быть определен на 1894 год в 25.000 рублей, имея при том в виду, что в течении настоящаго года нельзя еще ожидать значительнаго ослабления движения на Тюмень, так как переселенцы в путях следования своего крайне консервативны и кроме того Тюменский пункт, находящийся уже 10 лет в безпрерывном заведывании одного и того же переселенческаго чиновника г. Архипова - пользуется в их среде особою популярностью.
   Изложенным исчерпывается то, что может быть сказано относительно организации "правильных" переселений в пути.
   Переходя к 3-му и последнему моменту переселений: устройству переселенцев на местах водворения, - следует сказать, что здесь необходима помощь в самых разнообразных формах: одному поселку необходимо выкопать колодезь, другому запрудить реку, 3-му построить церковь, 4-му школу, 5-й нуждается в сельскохозяйственных орудиях и т. д. [*4]. Знать хорошо эти нужды во всех их деталях можно лишь на месте, местные крестьянские и переселенческие чиновники, при надлежащем их подборе, одни в состоянии выяснить степень необходимости помощи поселку в каждом данном случае, причем конечно подробная, подворная опись поселков, наподобие той, которая произведена уже по Тобольской губернии, может принести при обсуждении каждаго частнаго ходатайства, значительную пользу. Но именно, в силу крайняго разнообразия и детальности, так сказать, потребностей поселков, кои будут удовлетворяться этим путем, дело это должно быть децентрализовано и предоставлено ведению губернских начальств под условием конечно надлежащей отчетности пред Земским Отделом Министерства Внутренних Дел. Посему казалось бы наиболее удобным: весь остаток кредита в 175.000 рублей, ассигнованнаго на организацию "правильных" переселений, за вычетом из него сумм необходимых на выполнение прочих потребностей, выше сего указанных [*5], разделить между губерниями, куда направлялись за последние годы главныя массы переселенцев, пропорционально числу последних, осевших в каждом из них, и суммы эти предоставить в распоряжение местных губернских и главных начальств - на специальную помощь общественным нуждам переселенческих поселков ближайшаго к линии Сибирской ж[елезной] д[ороги] района, по представлениям местных крестьянских и переселенческих чиновников.
   Такое предоставление этих сумм местным начальствам в текущем году имело бы вид опыта, о результатах коего начальства эти должны были бы к концу года представить Министерству Внутренних Дел самыя подробныя сведения и отчет.
   Данныя последняго, в сопоставлении с результатами указанных выше статистических описаний поселков и подобных же изследований причин переселений, а равно отчета о годовой деятельности всех врачебно-питательных пунктов на путях передвижения переселенцев, послужили бы затем материалом для разработки будущих положений, как о мерах дальнейшей организации "правильных" переселений, так и размеров потребных на то специальных кредитов.
   Переходя за сим к обсуждению, с точки зрения высказанных уже положений, - всех предстоящих разсмотрению Особаго Совещания вопросов, необходимо признать следующее:
   1) в отношении изменения правил выдачи переселенцам ссуд и пособий разнаго рода - считать желательным:
   Сокращение числа инстанций, разсматривающих дела о выдаче ссуд деньгами и лесом согласно представлению о том Тобольскаго Губернскаго Начальства.
   Сравнение согласно тому же представлению сроков возвращения путевых ссуд с таковыми же сроками ссуд на домообзаводство, оставляя последние в прежнем виде;
   При этом, на основании единогласнаго заключения переселенческих и крестьянских чиновников Тобольской губернии, высказанному ими на бывшем в Январе с[его] г[ода] Съезде в г. Тобольске м[ожет] б[ыть] удостоверено, что ссуды и пособия, выдаваемыя переселенцам, как в пути, так и в местах водворения, не производят на них развращающаго влияния; безпорядочная растрата пособий встречается крайне редко и то лишь тогда, когда оне выдаются несвоевременно и слишком малыми суммами. В виде примера, как на практике распределяются пособия переселенцам, могут быть приведены 16 поселков 2-го крестьянскаго участка Тюкалинского округа, заключающих в себе 5 637 душ и 1 519 дельных работников, обладающих ныне движимым имуществом на 32.000 и посевами в количестве 2 265 десятин. В этих поселках пособия были распределены так:

на скот				45 %
на продовольствие		22 "
на инвентарь			14 "
на семена			11 "
на постройки			6 1/2 %
на уплату долгов		1 1/2 %		
		Итого		100 %
   2) Относительно вопроса об устройстве "самовольных" переселенцев, признавалось бы необходимым: на родину их не возвращать, так как подобное возвращение обратилось бы во вред не только их самих, но и государства, которое должно было бы нести совершенно напрасно издержки по их обратному препровождению и приобрело бы, в их лице, ряд навеки неисправимых плательщиков податей и недоимщиков, в виду конечнаго разорения этих лиц, неизбежнаго при их возвращении на родину. Вместе с тем однако было бы крайне несправедливо не делать никакого различия между ними и легальными переселенцами. Посему было бы необходимо предоставлять местным губернским и главным начальствам устраивать сих лиц на общих основаниях, но на участках более трудных к разработке, по выбору местных властей, и не иначе как после полнаго устройства всех наличных законных переселенцев.
   3) В отношении вопроса о возобновлении переселений, с отменой действия циркуляра г. Министра Внутренних Дел, от 6 Марта 1892 г. за № 11, надлежит иметь в виду, что одновременно с тем было бы конечно желательно произвести известныя изменения, вызываемыя современным состоянием переселенческаго дела и в законе 13 Июля 1889 года; но здесь являются значительныя затруднения, обусловленныя главным образом тем обстоятельством, что подобный пересмотр сего закона может быть произведен с надлежащим успехом лишь на основании всех тех подробных, местных, статистических изследований переселенческаго дела на местах выхода переселенцев, в пути, и на местах их водворения, о которых было сказано выше; с другой стороны сохранение и на текущий 1894 год действия циркуляра 6 Марта 1892 года может иметь лишь самыя нежелательныя последствия, заключающияся главным образом в том, что явится вновь значительное число самовольных переселенцев, подобно 1893 г., в течении коего из 58,000 переселенцев прошедших чрез Тобольскую губернию, самовольных было более 40,000. В виду сего казалось бы самым положительным: отменив действие циркуляра 6 Марта 1892 г., вновь разрешить ныне переселения на точном основании закона 13 Июля 1889 г., причем временно, до общаго пересмотра этого закона заменить лишь, в 1-й его статье, соглашение двух Министров - разрешением Министерства Внутренних Дел, в том внимании, что за передачей ныне (по закону 13 Июля 1893 года) дела водворения переселенцев на отводимых для них в Сибири участках в руки местной администрации, участие Министерства Государственных Имуществ в разрешении переселений не вызывается интересами дела и не имело бы достаточнаго основания.
   4) Четвертый вопрос, вызываемый главным образом необходимостью наиболее целесообразнаго и успешнаго употребления кредита в 175.000 р., предназначеннаго на организацию "правильных" переселений, в виду всех приведенных выше соображений о необходимости более широкой постановки понятия этих переселений, разумея под ним упорядочение переселений вообще, так, чтобы дело это, будучи взято в руки высшей Правительственной власти, в лице Министерства Внутренних Дел, было твердо направлено согласно государственным пользам и нуждам - может быть разрешен лишь отрицательно, так как переселение на казенный счет или с помощью Государства состоятельных семей, кои могли бы успешно переселиться и на свои собственныя средства, едва ли может принести пользу государственным, тогда как обращение тех же средств на употребление переселений вообще, вышеуказанными способами, несомненно должно быть признано одною из неотложных государственных потребностей.
   5) Вопроса о переселении в Закавказский край, как не имеющаго отношения до Сибири, в настоящей записке нет оснований касаться.
   
   И. д. Тобольскаго Губернатора Н. Богданович [1].


  [*1] Эти и все последующия цифровыя данныя приводятся на основании сведений регистрации Тюменскаго переселенческаго пункта.
  [*2] прошедших чрез Тобольскую губернию переселенцев было:

	в 1885 году			  9,678 душ.
	"  1886	"			11,829	"
	"  1887	"			13,910	"
	"  1888	"			26,126	"
	"  1889	"			30,411	"
	"  1890	"			36,000	"
	"  1891	"			60,000	"
	"  1892	"			90,000	"
	"  1893	"			58,000	"
  [*3] Кроме двух, ценных, но ныне уже несколько устаревших, работ Григорьева по Рязанской и Романова по Вятской губерниям (оба труда начала 80-х годов) и нескольких отрывочных глав в статистических изследованиях различных земств.
  [*4] Здесь имеются в виду нужды поселков имеющия "общественный" так сказать характер, так как пособия отдельным переселенцам производятся из особаго кредита.
  [*5] а именно:
   1) на статистическия изследования причин переселений в губерниях, откуда таковыя преимущественно происходят, а также в Тюмени и других главных пунктах регистрации переселенцев в пути;
   2) на издание описания переселенческих поселков Тобольской губернии и подобных же работ по другим губерниям, в коих переселенцы преимущественно водворяются;
   3) на содержание с 1894 г., а в потребных случаях и организацию, врачебно-питательных пунктов на главных путях передвижения переселенцев;
   4) на воспособление - в потребной мере - кредиту на дорожныя пособия нуждающимся переселенцам в такой мере, чтобы по Тюмени кредит на 1894 г. был не менее 20.000 р.

Типографский экземпляр.
Российская национальная библиотека. 18.241.1.14-11.


  [1] Богданович Николай Модестович - тобольский губернатор с 10.12.1892 г. по 8. 03.1896 г.