Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Предисловие
  1.1.  1.2.  1.3.
  Комментарии 1
  2.1.  2.2.  2.3.
  Комментарии 2
  3.1.  3.2.  3.3.  3.4.  3.5.   3.6.  3.7.  3.8.  3.9.  3.10.   3.11.  3.12.  3.13.  3.14.  3.15.
  Комментарии 3
  4.1.  4.2.  4.3.  4.4.  4.5.   4.6.  4.7.  4.8.  4.9.  4.10.   4.11.  4.12.  4.13.
  Комментарии 4
  5.1.  5.2.  5.3.  5.4.
  Комментарии 5
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 222-224.

№ 4.10. Выписка из журнала Комитета сибирской железной дороги 1901 г.
о размерах ссуд переселенцам.

Журнал Комитета Сибирской железной дороги, № 64, 1901 г.

   Члены Комитета усматривали, что местныя власти, исчисляя размеры потребных ссудных кредитов, исходят из предположения о назначении каждой семье по 100 р., между тем цифра эта возбуждает сомнение и, казалось бы, подлежит сокращению. В самом деле, ни при первоначальном в 1894 году установлении правил о выдаче от Правительства пособий нуждающимся переселенцам, ни при последующих пересмотрах их в 1896 и 1899 гг. Комитет Сибирской железной дороги никогда не предполагал устанавливать среднюю норму пособия в 100 р.; наоборот, считая 100 р. высшим пределом ссуднаго воспособления, он с самаго начала в сметных своих исчислениях исходил из средней выдачи в 50 и даже 30 р. на семью. Кроме того, по Высочайше утвержденному, 7 Декабря 1896 г., положению Комитета Сибирской железной дороги, чиновникам по крестьянским делам и заменяющим их лицам предоставлено выдавать из переводимых им авансов ссуды на домообзаводство, с тем: 1) чтобы первоначальная выдача ссуды не превышала 30 р. на отдельную семью и 2) чтобы все дополнительныя выдачи ссуд, в среднем, составляли не свыше 20 р. на каждую водворяющуюся в участке чиновника переселенческую семью.
   В действительности, однако, средняя норма ссуды, а также размеры испрашиваемых местными властями ссудных кредитов год от года растут. Разбирая это обстоятельство в отношении проявления его по отдельным губерниям и областям и усматривая, что в Восточной Сибири, где жизнь дороже, ссуды по средним своим размерам ниже, нельзя не признать, что только часть означеннаго увеличения может быть отнесена на счет большей трудности устройства на вновь ныне образуемых по преимуществу таежных и притаежных участках, в значительной же своей доле превышение ссудных норм должно быть объяснено допускаемою некоторыми местными властями слишком широкою и легкою раздачею ссудных пособий.
   Признавая, что против означеннаго явления следует бороться прежде всего в интересах самих заемщиков, члены Комитета находили полезным поручить Министру Внутренних Дел разъяснить, что 100[-]рублевая норма пособия является не среднею, а высшею предельною, средним же размером ссуднаго воспособления следует считать 50 р.
   Вследствие сего Государь Император, в присутствии Комитета Сибирской железной дороги, Высочайше повелеть соизволил:
   2) Предоставить Министру Внутренних Дел разъяснить подлежащим должностным лицам, что средний размер выдаваемых переселенцам ссуд на хозяйственное устройство и обсеменение полей не должен превышать 50 р. на семью и повышение его до 150 р. в Приамурском Генерал-Губернаторстве и до 100 р. в остальных местностях Сибири и Степного Генерал-Губернаторства должно быть допускаемо лишь в исключительных и отдельных случаях.
   На журнале Комитета Его Императорскому Величеству благоугодно было Собственноручно начертать:"Исполнить". 7 Марта 1901 г. в Царском Селе.

Типографский экземпляр.
Российский государственный исторический архив. Ф. 391. Оп. 2. Д. 1156. Л. 4 об.-5 об.