Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Предисловие
  1.1.  1.2.  1.3.
  Комментарии 1
  2.1.  2.2.  2.3.
  Комментарии 2
  3.1.  3.2.  3.3.  3.4.  3.5.   3.6.  3.7.  3.8.  3.9.  3.10.   3.11.  3.12.  3.13.  3.14.  3.15.
  Комментарии 3
  4.1.  4.2.  4.3.  4.4.  4.5.   4.6.  4.7.  4.8.  4.9.  4.10.   4.11.  4.12.  4.13.
  Комментарии 4
  5.1.  5.2.  5.3.  5.4.
  Комментарии 5
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 234-240.

Комментарии к документам раздела 4

   4.1.-4.4. Выдача переселенцам пособий при водворении устанавливалась еще в начале 1840-х гг. в соответствии с "Уставом о благоустройстве в казенных селениях", который действовал до 1866 г. С этого времени было принято решение о выделении особых (а не постоянных) кредитов на переселение крестьян по сметам министерств государственных имуществ и внутренних дел, с тем, чтобы эти кредиты запрашивались в случае возникновения потребности в установленном порядке. Применение этих правил на практике в 1860-1870-е гг. не представляло трудностей, так как размеры переселений в Сибирь в эти годы были весьма ограниченными. Необходимость ежегодного ассигнования особых сумм на оказание помощи переселенцам проявилась в начале 1880-х гг. в ростом переселенческого потока, а с 1884 г. в смете МВД уже предусмотрены кредиты на отпуск ссуд и безвозвратных пособий переселенцам, которые выдавались как переселенческими чиновниками, командированными в города по пути следования переселенцев, так и органами местной сибирской администрации. После выхода общего переселенческого закона 1889 г., подтвердившего право на получение ссуд на хозяйственное устройство и домообзаведение, в 1891 г. МВД разработало правила, по которым выдача переселенцам ссуд на первоначальное обзаведение требовала получения в каждом отдельном случае разрешения министерства, а высший размер таких ссуд определялся в 200 руб. на семью. Эти правила не могли удовлетворить возросшие потребности переселенческого потока.
   КСЖД поставил вопрос о ссудах переселенцам на одном из первых своих заседаний, тогда же было принято решение о выделении средств на ссуды переселенцам из фонда вспомогательных предприятий, связанных с постройкой СЖД. Подготовительная комиссия составила "Временные правила о пособиях от правительства нуждающимся семействам, переселяющимся с установленного разрешения", одобренные КСЖД 5 июня 1894 г. Впоследствии эти правила пересматривались в 1896, 1899 и 1903 гг., поскольку условия переселенческого процесса постоянно менялись, а значит, менялись виды, размеры пособий, а также порядок их выдачи и возврата. Согласно этим правилам переселенцам, следующим с установленного разрешения в Сибирь и Степное генерал-губернаторство и водворяющимся в этих местностях, от правительства могли быть выданы пособия в виде: а) путевых ссуд; б) ссуд на хозяйственное устройство (на строительство домов, продовольствие, посевной материал и домобзаводство); в) бесплатного предоставления лесоматериала для построек из казенных дач. Перечисленные ссуды представляли собой долг государственному казначейству всех членов получившей ссуду семьи, выплачиваемый без процентов и пеней.
   При определении размеров ссуд руководствовались соображением о том, что выдаваемые пособия должны были оказаться достаточными для оказания поддержки среднему по состоятельности переселенцу, но не так велики, чтобы выходцы из Европейской России могли рассчитывать на обустройство в Сибири только благодаря правительственной помощи. Таким образом, предельная величина домообзаводственной ссуды на семью равнялась 150 руб. в Приамурском генерал-губернаторстве и 100 руб. на остальных территориях Сибири и в Степном крае. Право на получение ссуд уже в 1894 г. распространилось на самовольных переселенцев, так как в этом случае они также могли бы скорее окрепнуть в экономическом отношении и начать выплачивать подати и налоги.
   4.5-4.6. КСЖД стремился к обеспечению переселения "наиболее надежных колонизационных элементов", в связи с чем предпринимались меры для общего упорядочения переселений в Сибирь. До учреждения Комитета немногими мерами, существенно облегчавшими передвижение переселенцев в Сибирь, являлись скидки с проездной платы, введенные для них некоторыми железнодорожными обществами и пароходными компаниями, причем разнообразные скидки, сделанные для переселенцев отдельными железными дорогами, были объединены в 1894 г. введением общего переселенческого тарифа (в силу этого тарифа на всех дорогах была установлена плата в 0,3 коп. за версту с каждого члена переселенческой семьи, кроме детей моложе 10 лет, которых определено было перевозить бесплатно; наконец, в 1898 г. цена переселенческого билета была понижена до размера стоимости детского билета третьего класса. Чтобы судить об уменьшении расходов переселенцев с введением последнего тарифа, достаточно заметить, что в начале 1880-х гг. проезд переселенческой семьи из средней губернии Европейской России до Томска обходился около 57 руб., тогда как в 1903 г. он составлял для семьи, едущей по разрешению, лишь 15 руб.).
   4.7. Организация правительственного содействия переселенцам при передвижении их в Сибирь получила совершенно новую постановку после учреждения КСЖД. Первые по времени меры этого характера были приняты Комитетом еще в начальный период сооружения сибирского пути и заключались в отпуске средств для зафрахтования барж для эвакуации переселенцев из тех мест (например, Тюмени, Омска, Кривощекова), в которых недостаток перевозочных средств вызывал чрезмерное скопление переселенцев. В связи с этим Комитет принял меры для помощи переселенцам при покупке необходимых им для проезда на заготовленные участки телег и лошадей, приобретение которых становилось для самих переселенцев недоступно из-за значительного роста цен, вызванного усилившимся спросом; с этой целью лошади и телеги закупались в городах Ачинске, Красноярске и Омске, для продажи переселенцам по сниженным ценам. Эти транспортные средства, как и плоты для следования по рекам предоставлялись также в Забайкальской области переселенцам, направляющимся в Амурскую область.
   Продолжение Сибирского железнодорожного пути вглубь страны в связи с увеличением размеров переселенческого движения, вызвало со стороны КСЖД ряд дальнейших мер, направленных к улучшении условий перевозки переселенцев.
   Для руководства переселенческим делом по линии СЖД в 1894 г. была учреждена должность особого чиновника; для облегчения его обязанностей, постепенно усложнявшихся по мере удлинения сибирского пути, при нем созданы особые хозяйственная, счетная и картографическая части, и ежегодно командировалось несколько лиц в места наибольшего скопления переселенцев в качестве помощников этого чиновника. Деятельность всех этих лиц, число которых возросло с 2-х в 1895 г. до 14 в 1902 г., состояла в распоряжении устроенными на линии врачебно-продовольственными пунктами, в выдаче нуждающимся переселенцам путевых пособий и в направлении отдельных партий на такие участки, которые являлись наиболее подходящими и соответствующими условиям прежней жизни переселенцев.
   4.12. Выдача ссуд переселенцам при их водворении производилась губернскими или областными учреждениями по переселенческому делу, а с 25 июня 1903 г. эти функции перешли к уездным съездам крестьянских начальников, выдававшим ссуды по представлениям крестьянских начальников или других заменяющих их лиц, занимавшихся водворением переселенцев. Важно, что крестьянским начальникам давалось право выдавать по своему усмотрению ссуды из отпускаемых уездными съездами авансов для срочного оказания помощи новоселам, не дожидаясь получения соответствующих разрешений. Высший размер таких первоначальных пособий определялся в 50 руб. на семью.
   Для возврата ссуд в виде срочных ежегодных взносов определили общий 10-летний срок, который начинался после льготных 5-ти лет со времени выдачи, в особых случаях губернские и областные учреждения могли удлинять срок возврата до 20 лет.
   Итог этой деятельности таков: из 74 886 семей, водворенных на казенных землях Сибири в 1 275 поселках (без Семиреченской и Приморской областей), получили ссуды 64 892 семьи, т.е. около 87 % всех семей, причем средний размер ссуды составлял 90 руб. 80 коп. на семью [1].


  [1]См.: Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. СПб, 1903. С. 337.