Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Введение
  Глава 1.
Детство и юность. 1835-1852.

  Глава 2.
Мужание. 1852-1859.

  Глава 3.
Университеты. 1859-1862.

  Глава 4.
Сибирь. 1862-1865.

  Глава 5.
Следствие. 1865-1868.

  Глава 6.
Каторга и ссылка. 1868-1874.

  Глава 7.
Центральная Азия. 1874-1880.

  Глава 8.
Китай. 1881-1893.

  Глава 9.
Одиночество. 1894-1904.

  Глава 10.
"Сибирский дедушка". 1905-1916.

  Глава 11.
В вихре социального катаклизма. 1917-1920.

  Заключение
  Список сокращений



Глава 4. Сибирь (1862-1865).

   П. П. Семенов помог Потанину устроиться в экспедицию астронома К. В. Струве, образованную РГО для обследования озера Зайсан и восточного Тарбагатая переводчиком и натуралистом. 21 апреля 1862 г. Русское географическое общество избирает Григория Николаевича своим членом-сотрудником [1]. Летом 1862 г. он соверщил поездку-экскурсию на Южный Урал, выполнив одновременно поручение Центрального Комитета "Земли и Воли". Осенью того же года Потанин уезжает из Петербурга в Омск, как исходный пункт экспедиции. Здесь 29 марта 1863 г. его определяют в штат Главного Управления Западной Сибири младшим переводчиком татарского языка с годовым жалованием 172 руб., плюс 114 руб. столовых, и откомандированием в распоряжение Струве [2].
   Вслед за Потаниным вернулись в Сибирь в течение 1863 г. Н. М. Ядринцев в Омск (с заездом в Томск), С. С. Шашков в Красноярск (с заездом в Иркутск), Ф. Н. Усов - в Омск, Н. И. Наумов - в Тобольск (1864), Д. Л. Кузнецов - в Томск. Все они приехали так и не получив высшего образования. Массовый выезд наиболее активной и радикально настроенной части сибирского землячества можно объяснить их желанием посвятить себя реализации планов революционно-демократического лагеря поднять в 1863 г. восстание. "1863 год был годом предполагаемого открытого выступления "Земли и воли",- замечает по этому поводу М. В. Нечкина.- Когда в 1861 г. многочисленные крестьянские волнения, связанные с объявлением царской "воли" не слились в единую силу народного восстания, надежды революционеров были перенесены на 1863 год, на его "слушный час", когда в соответствии с "Положениями" истекал срок временнообязанного состояния" [3]. Во многом укрепило их в этом начавшееся весной 1863 г. восстание в Польше, Литве, Белоруссии, а так же подготовка землевольцами революционного выступления в поддержку поляков в Поволжье (так называемый "Казанский заговор"). Активное участие в нем приняли студенты-сибиряки Казанского университета. В частности, И. Я. Орлов, ездивший в марте 1863 г. с прокламациями в Вятскую и Пермскую губернии. 27 апреля он отправился с этой целью в Сибирь, но 2 мая 1863 г. в г. Нолинск Вятской губернии был арестован [4]. На следствии он признался, что одна из главнейших причин его участия в революционном движении является стремление к "устройству государства на федеративных началах" [5].
   Следует иметь ввиду, что Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, С. С. Шашков и др. отправились в Сибирь не для немедленной организации восстания. Главную свою задачу они видели в пропаганде радикальных идей, в том числе и мысли о независимости Сибири. Подобная задача была сформулирована в названных выше сибирских прокламациях. С этой целью предполагалось "сближаться преданным людям страны, не показывая вида и цели вашего сближения, деятельной пропагандой увеличивайте свою партию, заводите сношения с другими городами, деревнями и приисками. Устраивайте тайные типографии и литографии для свободного слова. Собирайте деньги на революционное цели. Общество "Независимость Сибири" путем организации будет соединять вас и помогать вам" (прокламация "Патриотам Сибири") [6].
   Сам Потанин активно поддерживал идею пропаганды. "Переворот умов [в Сибири] и пополнение пустоты в [сибирских] головах - вот роль, вам предстоящая,- писал он А. Д. Шайтанову в апреле 1863 г.- А поэтому рядом с изучением материализма изучайте социальные доктрины и занимайтесь чтением исторических и публицистических сочинений, изучайте законы революции и реакции и политических переворотов, клонящихся как к объединению народностей, так и к сепаратизму, и главное при этом чтении - приравнение ко всему прочитанному судеб нашей родины Сибири. Тогда чтение Ваше будет плодотворно и создаст из вас красного сепаратиста" [7]. В письме Ф. Н. Усову (декабрь 1864 г.) Григорий Николаевич рекомендует ему: "Надо объединять Сибирь. В своих статьях бейте на эту цель - рисуйтесь горячим патриотом Сибири, будучи казаком. Это возбудительно будет действовать на остальных сибиряков" [8].
   В Омске до начала экспедиционных работ, зимой-весной 1863 г. Г. Н. Потанин принял участие в работе казачьего депутатского собрания, собранному для выработки войскового положения. Это дело было поручено особому комитету из престарелых полковников, назначенных генерал-губернатором А. О. Дюгамелем. Потанин убедил молодых офицеров подать прошение войсковому атаману с просьбой сформировать комитет на основе старинных казачьих традиций, т. е. путем выборов. Атаман согласился собрать "народное собрание".
   А пока шли выборы, 27 апреля 1863 г. началась экспедиция по обследованию озера Зайсан. В обязанности Потанина входило сбор гербария, образцов рыб и насекомых, обитающих в водоеме. Работы продолжались до осени, а затем члены экспедиции возвратились в Усть-Каменогорск. Отсюда наш герой отправился в Омск, где стал выполнять обязанности секретаря депутатского собрания, избранного летом и состоявшего из 20 офицеров и 20 рядовых казаков. Наряду с ним продолжал функционировать комитет из отставных полковников. Между этими формированиями возникли трения. В конечном счете рядовым казакам, членам собрания, было приказано присоединиться к комитету, а с оставшимися в собрании офицерами поступили своеобразно. Атаман, которому надоела игра в демократию, приказал не выдавать свечей для освещения помещения, где шли его заседания, и, несмотря на протесты, оно было объединено с комитетом и подчинено его председателю.
   С января 1864 г. возобновились экспедиционные работы на Зайсане, имеющие целью изучить состояние озера, жизнь его обитателей в зимних условиях. Они продолжались до июля. Кроме того обследовались верховья Иртыша, горная система Тарбагатая. Потанин собрал ценный материал, послуживший основой для написания совместно с К. В. Струве отчета об экспедиции и двух статей [9]. После завершения экспедиции, в августе 1864 г. Григорий Николаевич самостоятельно совершил поездку в верховья Бухтармы к старообрядцам, у которых бывал ранее во время службы на Алтае. Уже в этом путешествии, где Потанин выступал рядовым членом, проявились особенности стиля научного исследования, присущие для всех последующих его экспедиционных проектов. К ним можно отнести комплексный характер обследования изучаемой территории (физико-географические характеристики, гидрометеорологические наблюдения, картографирование, сбор образцов флоры и фауны, этнографические наблюдения, запись фольклора и т. д.). Например, коллекция растений, собранная Григорием Николаевичем впоследствие вместе с материалами П. Н. Крылова составили основу знаменитого гербария в Томском университете.
   Завершение экспедиционных работ поставили перед Г. Н. Потаниным проблему трудоустройства. По распоряжению В. О. Дюгамеля в сентябре 1864 г. его направляют в Томск для прикомандирования к губернскому совету в должности секретаря статистического комитета. Но по указанию местного губернатора Г. Г. Лерхе назначают чиновником по крестьянским делам [10]. В октябре он уже был в Томске.
   Стоит более подробно остановиться на причинах, заставивших Григория Николаевича искать работу за пределами Омска. Они лежат преимущественно в сфере общественно-политической деятельности нашего героя. Мы уже говорили о тех надеждах, которые он возлагал на сибирское казачество, видя в нем тот горючий материал, который можно будет использовать для реализации областнических планов борьбы за независимость Сибири. Активно в пропагандистскую деятельность включился прибывший в Омск в августе-сентябре 1863 г. Н. М. Ядринцев.
   В Омске Потаниным организуется кружок в составе возвратившегося из Петербурга есаула Ф. Н. Усова, прапорщиков А. С. Бибикова, А. А. Тахтарова и Ф. Я. Зимина, вахмистра Н. П. Кирьянова, есаула А. П. Нестерова, хорунжих П. С. Пахорукова, А. М. Подкорытова, А. Д. Шайтанова (в 1863 г. уехал для обучения в университете), Г. Н. Усова, сотника А. К. Сапожникова, кадета Г. Н. Усова [11]. Кроме участия в деятельности депутатского собрания, члены кружка проделали большую работу по устройству воскресной школы, библиотеки и общества распространения грамотности среди казаков [12]. Они читали нелегальную литературу, в бумагах многих при аресте были обнаружены выписки из произведений Фейербаха, Луи Блана, Прудона, Герцена, Огарева, Шевченко, Добролюбова. Через А. Д. Шайтанова и по другим каналам участники кружка получали прокламации. Так, при обыске в Омске в 1865 г. у купеческого сына И. Нечаева изымаются копии писем А. И. Герцена из "Колокола", его воззвание "Что нужно народу", прокламации "К молодому поколению", "Великоросс" [13]. В конце 1863 г. Г. Н. Потанин выступил в Семипалатинске, а Н. М. Ядринцев в Омске с публичными лекциями об университете [14]. О том, что члены кружка ориентировались преимущественно на пропагандистскую деятельность свидетельствует и тот факт, что при аресте Ф. Н. Усова на его квартире были изъяты два литографических станка [15].
   В разгар всего этого Потанин уезжает в Томск, перетянув туда и Н. М. Ядринцева. Причину подобного перемещения обычно объясняют ссылкой на показания Ф. Н. Усова 27 мая 1865 г., заявившего, что "Ядринцев в бытность свою в Омске говорил ему, что Омск город военный и потому тут не может быть сочувствия делу" [16]. Кроме того М. Г. Сесюнина приводит выдержку из показаний самого Потанина: "Казачьи войска слишком привилегированные области, чтобы их можно было втянуть в чуждое им движение" [17]. Как видим жизнь развеяла его надежды на казачество как силу революционную. Сравнивая положение крестьянства, прежде всего в Европейской России, и казаков, он убедился в отсутствии у последних революционных потенций.
   Во время пребывания Потанина Томск только начал приобретать облик, который, по мнению современников можно было назвать городским. К 1861 г. в нем насчитывалось 2676 деревянных и только 90 каменных домов. Первая городская перепись 18 декабря 1866 г. зарегистрировала 19750 жителей [18]. Здесь наш герой по-прежнему активно занимался научными исследованиями, выявлением источников по истории Сибири в местном архиве, этнографическими изысканиями. Через А. Д. Шайтанова он получает новейшую литературу по естественным наукам, много сил уделяет популяризации научных знаний. "Заводим аквариумы,- сообщает он Ф. Н. Усову,- составляем коллекцию черепов, набиваем чучела, и в семинарии и в гимназии началась гербаризация" [19]. Помимо основной работы, Потанин преподавал в мужской и женской гимназиях. Здесь же, как и в Омске, ое создает кружок единомышленников в состав которого вошли его петербургские знакомые и местные жители: отставной подпоручик Е. Я. Колосов, преподаватели гимназии Д. Л. Кузнецов, И. К. Смирнов, Е. И. Паромонов, Федоров, С. П. Пичугин "любопытный тип купца-самородка с большими умственными запросами" [20].
   В Томске впервые представилась возможность использовать в пропагандистских целях печатное слово - местную газету "Томские губернские ведомости". Редактором ее "неофицальной части" (литературного приложения) назначается учитель гимназии, титулярный советник Д. Л. Кузнецов, женатый на дочери статского советника Я. С. Капустина [21]. Он привлек к сотрудничеству своих единомышленников-областников. Г. Н. Потанин в наброске программы издания предлагал поднять вопросы о создании обществ грамотности, о введении земских учреждений в регионе, положении горнозаводских и приисковых рабочих, о публичных библиотеках, просвещении аборигенов и т.д. Программа последовательно реализовывалась. За 1864-1865 гг. в органе увидело свет более 20-ти статей областников (Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева, Ф. Н. Усова, П. С. Пахорукова, самого Д. Л. Кузнецова). Давая оценку их творчества в "ведомостях", Н. М. Ядринцев позднее заметил: "Это были первые шаги выяснения местных вопросов" [22].
   Перу Потанина принадлежало шесть публикаций в газете. В них ("Климат и люди Сибири", "Материалы к вопросу о сибирском университете" и др.) поднимались актуальные, с точки зрения областников, вопросы - о экономической зависимости региона от Европейской России, необходимости открытия собственного университета и т.д. Позднее, во время следствия Григорию Николаевичу инкримировали публикацию в "Томских губернских ведомостях" бюджета губернии за 1863 г., для того, "чтобы обнарадовать те суммы, которые взимаются с Сибири на чуждые ей русские учреждения" [23]. В 1864 - начале 1865 гг. участниками томского кружка проводится ряд литературных вечеров, организуется чтение цикла публичных лекций по истории Сибири С. С. Шашкова, приезжавшего для этого из Красноярска, подготовлено и показано ряд спектаклей в пользу студентов и т.д.
   В целом, общая оценка общественно-политической деятельности Г. Н. Потанина, кружков к которым он примыкал или руководил в Сибири в 1863-1865 гг., может быть осуществлена с учетом общей характеристики общественной жизни региона рассматриваемого времени. Возвратившимися из Петербурга членами землячества была развернута интенсивная пропагандистская работа, центрами которой стали Омск, Томск, Красноярск, Иркутск. Вот краткий перечень основных мероприятий в этой области за 1864 и начало (до мая) 1865 гг.
   Омск. 11 ноября 1864 г. литературный вечер. А. С. Бабиков выступил с рефератом по статье М. Л. Михайлова "Джон Стюарт Милль об эманспиции женщин, Н. М. Ядринцев с лекцией "Общественная жизнь Сибири" [24]. "Я изложил первую мученическую историю нашего народа, развернутую картину авантюризма, перешел к тяжелой, замкнутой жизни городов и... удружил сибирским самодурам. Задел и наездное чиновничество",- сообщал о ней Ядринцев в письме к Г. Н. Потанину. Он же следующим образом охарактеризовал эффект произведенный лекцией: "20 человек кадет бывших на вечере, пришли в страшный экстаз, публика заливалась аплодисментами, до 30 человек поляков демонстрировали как истые сибиряки" [25].
   Красноярск. Март-апрель 1864 г. С. С. Шашков прочитал цикл публичных лекций "Исторические очерки Сибири" [26]. Не касаясь их содержания, отметим лишь реакцию администрации. "Лекции его отличались безусловны порицанием всего, что делалось в Сибири с начала покорения ее до настоящего времени и он произнес троекратно проклятие на всех деятелей в разные эпохи развития этого края",- сообщал в III-е отделение местный жандармский офицер, полковник Берг [27].
   Томск. Практически еженедельно литературные вечера, публикации в "Томских губернских ведомостях". В начале февраля 1865 г. публичные лекции С. С. Шашкова. Отзываясь о них местный жандармский офицер подчеркивал: "В каждой лекции приходит к выводу; что причиной беспорядка в Сибири является само правительство" [28]. Публичные чтения, на которых выступили Д. Л. Кузнецов, Г. Н. Потанин, Е. Я. Колосов.
   Иркутск. Публичные чтения, на которых выступали Н. С. Щукин и Е. М. Павлинов [29].
   Следует заметить, что во всех перечисленных выше мероприятиях, их организаторы преследовали задачу привлечения внимания общественности региона, прежде всего молодежи, к нуждам Сибири, пытались разбудить общественную активность местной интеллигенции. Все эти действия осуществлялись скоординировано и целенаправленно. Н. С. Щукин, С. С. Шашков, Н. М. Ядринцев, Г. Н. Потанин, Ф. Н. Усов, А. Д. Шайтанов поддерживали переписку друг с другом.
   Н. А. Лапин и С. Ф. Коваль утверждают о существовании в Сибири и за ее пределами революционной организации (сибирской организации "Земли и воли"), возглавляемой Г. Н. Потаниным и Н. М. Ядринцевым [30]. Однако, к настоящему времени мы не располагаем фактами, подтверждающими это заявление. Но согласованность действий, их массовый характер, направленность и содержание выступлений позволяют сделать вывод о координаций действий сибирских областников в 1863-1865 гг., наличии у них прочных связей между собой, единого идеологического и организационного руководства, осуществляемого Н. М. Ядринцевым и Г. Н. Потаниным. Не произошло существенных изменений в областнической программе, сформулированной во время пребывания сторонников движения в Петербурге. В рассматриваемое время она начинает получать обоснование в статьях Потанина, Ядринцева, лекциях С. С. Шашкова. Широкое распространение среди молодежи Омска и Иркутска получили прокламации "Сибирским патриотам" и "Патриотам Сибири" [31].
   Обращает на себя специфика деятельности областников 60-х гг. Х1Х в. в Сибири. Во-первых, она носила исключительно просветительско-пропагандистский характер. Во-вторых, была направлена не на народные массы, а на образованную часть горожан, прежде всего молодежь. Областники только планировали начать массовую пропаганду среди крестьянства. "Ведь поездить бы только два месяца по сибирским деревням - вот лакомое блюдо для патриота поспело бы",- восклицал Потанин в письме к Н. С. Щукину в июле 1864 г. [32]. Ими были предприняты единичные попытки в данном направлении (музыканты войскового оркестра в Омске и агитация за автономию Сибири В. В. Берви-Флеровского среди крестьян Кузнецкого округа). При этом последний, разделяя взгляды областников, отмечал отрицательное отношение сельских жителей к автономии. "Мне легко было понять, - вспоминал он,- почему идея автономии не могла нравиться народу. Он был ожесточен теми притеснениями, которые переносил, но не имел ни малейшего понятия о возможности существования лучших порядков; какую пользу могла ему принести борьба за самостоятельность, если бы он по прежнему остался во власти тех же чиновников" [33]. В-третьих, в пропагандистской работе Г. Н. Потанин и его соратники упор делали на периодическую печать. Ими разрабатывались проекты издания газет, журналов, литературно-публицистических сборников, организации в журнале "Русское слово" специального "сибирского обозрения" [34].
   Таким образом, соглашаясь с Н. А. Лапиным и С. Ф. Ковалем в оценке радикальной направленности деятельности областников, в том числе и Г. Н. Потанина в 1863-1865 гг. в Сибири, наличия у них общей программы, координации действий, некой, пока еще аморфной организации, мы полагаем, что сторонники движения не приследовали цели немедленной организации восстания в Сибири. Областники, в частности Потанин, реально оценивали обстановку, отмечали слабый эффект, произведенный их публичными выступлениями. "Вы желаете знать о лекциях Шашкова,- отвечал он в марте 1865 г. А. Д. Шайтанову.- Они, кажется, больше взволновали начальство, чем публику" [35]. Поэтому возможные революционные выступления они относили к будущему, продолжая пропаганду своих взглядов и просветительскую работу.
   Между тем над Потаниным и его товарищами сгущались тучи. Их деятельность встревожила администрацию. Еще в конце 1864 г. агент-провокатор III отделения С. С. Попов, хорошо знакомый с Г. Н. Потаниным и Н. М. Ядринцевым, в Иркутске донес генерал-губернатору Восточной Сибири М. С. Корсакову "о лично дознанной" им конспиративной переписке сибирских "сепаратистов", бывших студентов С.- Петербургского университета Григория Потанина в Томске, Николая Ядринцева в Омске, Серафима Шашкова в Красноярске и Николая Наумова, собирающего из Петербурга в Тобольск" [36]. Не остались без последствий публичные лекции С. С. Шашкова. Начальник Главного Управления Западной Сибири генерал-лейтенант Панов 16 марта 1865 г. потребовал от томского губернатора "произвести внезапный обыск его корреспонденции и бумаг, и если обнаружат что-нибудь подозрительное - арестовать" [37]. Поскольку Шашков возвратился в Красноярск, западносибирские власти обратились с аналогичной просьбой к восточно-сибирскому генерал-губернатору и 7 мая 1865 г. обыск у С. С. Шашкова был осуществлен [38].
   В этой обстановке, 21 мая 1865 г. у воспитанника Омского кадетского корпуса А. Самсонова дежурный офицер отбирает прокламацию "Патриотам Сибири". "Младший брат Ф. Н. Усова, кадет Гавриил Усов,- вспоминает Г. Н. Потанин,- отыскивая в письменном столе своего брата почтовую бумагу, нашел исписанный листок, это и была прокламация. Он прочел ее, заинтересовался и, не сказав ничего брату, унес в корпус, чтобы показать товарищам. Она начала ходить по рукам и попала в руки одного кадета, фамилию которого я забыл (А. Самсонов - М. Ш.) с недисциплирированным средой характером, что называется по киргизски "дженды"; на русскую простонародную терминологию можно было бы перевести это слово - "дурной". Захватив прокламацию, этот "дурной" юноша стал пользоваться ею, чтобы выманивать у Гани Усова папиросы, который тот приносил в корпус из квартиры брата. Он обещал Гане отдать прокламацию, когда тот даст ему папиросы, но всякий раз обманывал его: получит папиросу и убежит с ней. Наконец, они условились отдать: один - папиросу, а другой прокламацию из рук в руки: пошли в укромный уголок, произвели обмен и начали курить. Дежурный офицер, обходя камеры, заметил табачный запах, пошел навстречу ему и накрыл преступников. Офицер стал шарить в карманах кадетов, надеясь найти в них табак или папиросы, но вместо запрещенного табака нашел возмутительное воззвание" [39]. Кадетам было по 16 лет и их страсть к курению имела роковые последствия для областников.
   Начавшееся следствие быстро определило причастность к хранению воззвания Потанина и Ядринцева. 23 и 27 мая генерал Панов по телеграфу потребовал немедленно арестовать их и просмотреть все бумаги. Поскольку Потанин, Ядринцев, Колосов в это время находились на заимке Пичугина под Томском, арестовать их удалось приблизительно 27-28 мая и в начале июня они под усиленным конвоем доставляются в Омск в специально учрежденную следственную комиссию по делу "Об открытии виновников в распространении в Сибири противоправительственных прокламаций". Всего по нему было арестовано 59 человек, а общее количество привлеченных к дознанию составило более 70-ти.


  [1] Адрианов А. В. К биографии Г. Н. Потанина // Сборник к 80-летию дня рождения Григория Николаевича Потанина. Томск, 1915. С. ХХIV.
  [2] ГАНО. Ф. п. 5. Оп. 2. Д. 14. Л. 168-171.
  [3] Нечкина М. В. "Земля и воля" 60-х годов Х1Х в. (По следственным материалам) // Нечкина М. В. Встреча двух поколений. Сб. статей. М., 1980. С. 310.
  [4] Козьмин Б. Казанский заговор 1863 года. М., 1929; Русско-польские революционные связи. М., 1963. Т. 2. С. 327.
  [5] Русско-польские революционные связи. Т. 2. С. 327.
  [6] ГАРФ. Ф. 109. Оп. 1865. Д. 196. Л. 26.
  [7] Письма Г. Н. Потанина. Т. 1. С. 66.
  [8] Там же. С. 70.
  [9] Струве К. В., Потанин Г. Н. Путешествие на озеро Зайсан и в горную область Черного Иртыша до озера Маракуль и горы Сарытау // Записки РГО по общей географии. 1867. Т. 1; Потанин Г. Н. О рыбном промысле на озере Зайсан и Черном Иртыше // Записки РГО за 1864 год. 1865. Кн. 4; Он же. Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 года // Записки РГО по общей географии. 1867. Т. 1.
  [10] Дело об отделении Сибири от России. Томск, 2002. С. 113.
  [11] ГАОО. Ф. 3. Оп. 13. Д. 18485. Л. 4-4об; Лапин Н. А. указ. соч. С. 74-75.
  [12] Коваль С. Ф. Характер общественного движения 60-х гг. Х1Х в. в Сибири // Общественно-политическое движение в Сибири в 1861-1917 гг. Новосибирск, 1967. С. 44.
  [13] ГАРФ. Ф. 109. Оп. 1865. Д. 196. Л. 32-33.
  [14] Письма Г. Н. Потанина. С. 66-67.
  [15] ГАРФ. Ф. 109. Оп. 1865. Д. 196. Л. 13.
  [16] Там же. С. 32; Сесюнина М. Г. Указ. соч. С. 62; Лапин Н. А. Указ. соч. С. 78.
  [17] Цит. по: Сесюнина М. Г. Указ. соч. С. 62.
  [18] Томск. История города от основания до наших дней. Под ред. Н. М. Дмитриенко. Томск, 1999. С. 82, 93.
  [19] Письма Г. Н. Потанина. С. 77.
  [20] Кошелев Я. Р., Пелих Г. И. К вопросу о кружке Г. Н. Потанина в Томске // Уч. зап. Томск. гос. пед. ин-та. Томск, 1957. Т. 16. С. 504; Митина Н. П. Во глубине сибирских руд. М., 1966. с. 42.
  [21] ГАНО. Ф. п. 5. оп. 2. Д. 14. Л. 23, 25.
  [22] Шиловский М. В. Сибирские областники в общественно-политическом движении в конце 50-х - 60-х годах Х1Х века. Новосибирск, 1989. С. 125.
  [23] Дело об отделении Сибири от России. С. 171.
  [24] Ядринцев Н. М. Общественная жизнь в Сибири (изложение его публичной лекции в Омске 11 ноября 1864 г.) // Сборник избранных статей, стихотворений и фельетонов Николая Михайловича Ядринцева. Красноярск, 1919. С. 69.
  [25] Литературное наследство Сибири. Т. 5. С. 234.
  [26] ГАРФ. Ф. 109. Оп. 1864. Д. 267. Л. 1.
  [27] Там же.
  [28] Там же. Л. 14.
  [29] Коваль С. Ф. Указ. соч. С. 48.
  [30] Там же. С. 49, 53; Лапин Н. А. Указ. соч. С. 92.
  [31] ГАОО. Ф. 3. Оп. 13. Д. 18485. Л. 4-4об, 7об.
  [32] Письма Г. Н. Потанина. С. 67.
  [33] Берви-Флеровский В. Записки революционера-мечтателя. М.,- Л., 1929. С. 105.
  [34] ГАОО. Ф. 3. Оп. 15. Д. 18753. Л. 47.
  [35] Письма Г. Н. Потанина. С. 73.
  [36] Литературное наследство. М., 1959. Т. 67. С. 748.
  [37] ГАКК. Ф. 217. Оп. 2. Д. 2. Л. 8об.
  [38] ГАОО. Ф. 3. Оп. 15. Д. 18756. Л. 1.
  [39] Потанин Г. Н. Воспоминания. С. 203.

©  М. В. Шиловский, 2004