Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Шиловский М. В.
[Итоги и перспективы изучения городского самоуправления]
   Мамсик Т. С.
["Русский проект" Екатерины Великой]
   Сорокин Ю. А.
[Полемика о реформе местного управления]
   Зубов В. Е.
[Взаимодействие управления и самоуправления]
   Ананьев Д. А.
[Городское самоуправление и воеводские канцелярии]
   Комлева Е. В.
[Купечество и городское самоуправление]
   Дамешек И. Л.
[Сибирское общество: взгляд на власть]
   Матханова Н. П.
[Обсуждение городской реформы]
   Анкушева К. А.
[Мещанское сословное самоуправление]
   Алисов Д. А.
[Самоуправление и губернская власть]
   Палин А. В.
[Губернское управление и городское самоуправление]
   Горелова Ю. Р.
[Органы управления и развитие образования]
   Ноздрин Г. А.
[Самоуправление Каинска и Колывани]
   Глазунов Д. А.
[Почетные мировые судьи]
   Скопа В. А.
[Cтатистика в системе самоуправления]
   Ус Л. Б.
[Начальный этап самоуправления в Новониколаевске]
   Зиновьев В. П.
[Томская дума в революции 1905-1907]
   Макарчук С. В.
[Социал-демкораты и городское самоуправление]
   Чудаков О. В.
[Мобилизационные усилия самоуправления в войну]
   Запорожченко Г. М.
[Самоуправление и кооперация]
   Бочанова Г. А.
[Новониколаевский военно-промышленный комитет]
   Кириллов А. К.
[Земские налоги]
   Посадсков А. Л.
[Издательская деятельность земств за Уралом]
   Хажеева И. В.
[Деятельность Тюменского губревкома]
   Шуранова Е. Н.
[Советы в нэповской деревне]
   Список основных публикаций
   Список сокращений

 

Шиловский М.В.

Итоги и перспективы изучения городского самоуправления Сибири второй половины XIX - начала XX в. на рубеже XX и XXI вв.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 02-01-00344а

   Городская проблематика всегда будет важнейшим направлением в системе отечественных исторических исследований. Устойчивый интерес к многоплановой истории сибирских городов проявился еще в последней четверти XIX века, благодаря работам Н.А. Кострова, К. Голодникова, Г.Н. Потанина, В.П. Сукачева и Н.В. Турчанинова  [1]. К тому же городские поселения региона уже давно стали объектом историографического анализа  [2]. Тем не менее, в истекшее десятилетие изучение обозначенной проблемы приобретает качественно и количественно новые очертания. Резко возрастает число работ, прежде всего монографических и обобщающих, в такой же прогрессии увеличивается количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций. Существенно расширяется жанровое разнообразие в этой сфере. Можно констатировать образование устойчивых направлений (школ) по истории сибирских городов в Омске, Томске, Новосибирске, Барнауле, Иркутске.
   Объектом пристального внимания современных историков стали демографические процессы  [3], многообразные аспекты экономического  [4] и культурного  [5] развития сибирских городов. Накопленный в предшествующее время и вновь выявленный фактический материал привел к появлению принципиально нового типа многоплановых исследований по их истории  [6]. Следующим шагом явилось издание энциклопедий и хроник по Барнаулу, Томску, Новосибирску и Омску  [7].
   Одним из перспективных направлений региональной урбанистики в последнее время становится изучение самоуправления Сибири в нормативных рамках городовых положений 1870 и 1892 гг. У ее истоков стояли А.П. Толочко и И.А. Коновалов. В 1997 г. они выпустили скромную по объему работу, в которой проанализировали рассматриваемый сюжет на примере дореволюционного Омска  [8]. Промежуточный итог изучения муниципальных органов Западной Сибири демонстрирует коллективная монография группы омских историков  [9]. Наряду с профессором А.П. Толочко, в число авторов вошли его ученики И.А. Коновалов, Е.Ю. Меренкова, О.В. Чудаков, подготовившие и успешно защитившие кандидатские диссертации по различным аспектам проблемы. В данной монографии активно используются выводы и положения, полученные на уровне кандидатских диссертаций специалистами из других городов региона (К.В. Лен, А.В. Литягина, Л.А. Еремина)  [10].
   В работе в проблемно-хронологическом ключе, с выделением общепризнанных этапов в истории объекта исследования (до 1870, 1870-1892, 1892-1914,1924 - февраль 1917 г.), рассматриваются ставшие уже традиционными вопросы: формирование, структура и компетенция муниципальных органов, их бюджетная политика и практическая деятельность в хозяйственной и социально-культурной сферах. Достаточно подробно анализируются городовые положения 1870 и 1892 гг. с точки зрения избирательной процедуры, структуры муниципальных органов, их компетенции. Вся повседневная жизнь городских дум осуществлялась через подготовительные и распорядительные комиссии, правовой статус и практическая деятельность которых отслежены в монографии, так же как и структура рабочих органов муниципальных образований - управ.
   Наиболее удачными представляются разделы, посвященные бюджетам городских поселений Западной Сибири, главным доходным и расходным их статьям. Авторский коллектив убедительно показал, что рост бюджетов с начала ХХ в. "еще не свидетельствовал о благополучном финансовом положении городов" (с. 97). Попытки покрыть бюджетный дефицит за счет банковских кредитов ставил муниципалитеты на грань банкротства. К тому же в рассматриваемый период отчетливо проявилась тенденция, типичная и сейчас, когда прибыли, "получаемые от оборотов их [банков - М.Ш.] капиталов, уходили в Москву и Петербург в карманы акционеров или в государственное казначейство" (с. 99).
   Достаточно подробно анализируется деятельность органов общественного самоуправления региона в последней трети XIX - начале ХХ в. Можно согласиться с предлагаемой группировкой их производственных функций (с. 107), хотя 3-ю (мероприятия по благоустройству улиц и площадей (мощение, осушение, освещение) и 4-ю (озеленение городов, разбивка в них скверов и парков) можно объединить. Привлекает своей аналитичностью сюжет, посвященный земельному хозяйству городских поселений, попыткой оценить эффективность деятельности в этой области городских дум и управ.
   В упомянутом исследовании содержатся разнообразные сведения о буквально героических усилиях западносибирских муниципальных образований по эффективной эксплуатации городского хозяйства (водопровод, скотобойни, аптеки, перевозы и т.д.), развитию образования, в области социальной защиты; выявляется специфика этой работы в экстремальной ситуации Первой мировой войны. Однако в большинстве случаев изучаемые процессы отслеживаются на примерах ограниченного количества городских поселений, в основном - Томска и Омска; статистические данные приводятся не в динамике, а выборочно. Подобная практика зачастую приводит к ошибочным или односторонним суждениям. Так, не совсем корректен упрек в адрес муниципальных органов Новониколаевска за слабое развитие инфраструктуры просвещения. При этом воспроизводятся данные на 1904-1909 гг. (с. 141). Но, уже в мае 1910 г. городская управа начала реализацию крупномасштабного проекта по строительству 12 школьных зданий на 76 комплектов учащихся (по 50 человек в комплекте). В 1912-1914 гг. городское самоуправление открыло еще 19 школьных комплектов. Накануне войны в Новониколаевске только начальных школ действовало 50, а всего обучалось более 5 тыс. детей; в городском бюджете 1913 г. на образование выделялось 132,4 тыс. рублей, или 14,5 %  [11].
   К сожалению, подобных исследований по Восточной Сибири нет. В какой-то степень этот недостаток компенсирует объемная статья Н.И. Гавриловой, всесторонне рассматривающая только избирательную процедуру, состав избирателей и гласных муниципальных органов Иркутской губернии во второй половине XIX в.  [12].
   В целом же, коллективная монография "Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюционный период: становление и развитие", кандидатские диссертации И.А. Коновалова, А.В. Литягиной, К.В. Лен, Е.Ю. Меренковой, Л.А. Ереминой, О.В. Чудакова, их публикации, а также статьи Г.А. Бочановой, Н.И. Гавриловой, В.П. Шахерова, Н.М. Дмитриенко и др., как нам представляется, заложили прочную основу для дальнейшего плодотворного изучения многообразных аспектов истории органов сибирского городского самоуправления в 1870-1919 гг.
   Теперь попробуем перечислить наиболее актуальные и малоизученные из них. Представляется, что хронологические и тематические рамки деятельности муниципальных органов должны быть доведены до момента их ликвидации коммунистами в конце 1919 г. В публикациях, посвященных социальному катаклизму 1917-1920 гг., и в обобщающих исследованиях по истории отдельных сибирских городов (Иркутск, Томск, Барнаул, Новониколаевск, Омск) в общих чертах отслеживается процесс демократизации органов городского самоуправления на принципах всеобщего избирательного права, проведение на этой основе выборов с выдвижением кандидатов в гласные по партийным спискам, участие муниципалитетов в политическом процессе, их взаимоотношения с органами государственной власти. Однако специальных работ по указанному периоду еще очень мало  [13].
   Не менее важной задачей является расширение источниковой базы проблемы, введение в научный оборот новых типов и массивов источников, а также их публикация, прежде всего - в специализированных сборниках. Таковых к настоящему времени появилось совсем немного, из которых только один, посвященный Барнаульской городской думе (1877-1996), дает представление о функционировании муниципального органа, а во всех остальных городское управление фиксируется как часть системы местного самоуправления территориально-административного образования  [14]. В связи с этим большой интерес представляют списки лиц, "имеющих право участвовать в избирательном собрании по выбору уполномоченных" (гласных) в городские думы на очередное четырехлетие, которые регулярно (раз в четыре года) составлялись специально созданными оценочными комиссиями и фиксировали имущественное состояние лиц, имеющих право на участие в выборах (100 рублей и выше). Их анализ за несколько четырехлетий позволит ответить на дискуссионный вопрос об изменении социального состава гласных в регионе. Дело в том, что в упомянутой выше коллективной монографии омских историков, вслед за В.А. Нардовой, главную причину принятия городового положения 1892 г., связывают со стремлением самодержавия укрепить позиции дворянства в городском самоуправлении. Тем не менее, приводимые ими данные по Западной Сибири реально свидетельствуют об уменьшении представительства в нем купечества и роста доли крестьян, мещан, ремесленников, дворян, чиновников и духовенства, но вовсе не о "некотором укреплении в них позиций дворян"  [15].
   В качестве примера можно сослаться на выявленный Г.А. Бочановой в ГАНО подобный список по г. Новониколаевску за 1904 г., в который внесено 816 горожан, в том числе 84 женщины (10,3 %)  [16]. Оценка их имущественного состояния (недвижимость) дает следующие результаты: от 100 до 150 руб. - 327 чел.(40,07 %); 150-200 руб. - 47 (5,75 %); 200-300 руб. - 198 (24,26 %); 300-500 руб. - 122 (14,95 %); 500-1000 руб. - 69 (8,44 %) и свыше 1 тыс. руб. - 52 чел.(6,49 %). Таким образом, состоятельную часть избирателей представляла сравнительно небольшая группа горожан - 121 чел. (14,93 %), зато на другом полюсе - почти половина (374 чел. или 45,82 %) владельцев деревянных пятистенок, оцененных, соответственно, в 105 (155 чел.) и 140 (161 чел.) рублей. Самым богатым являлось дворовладение Ф.Д. Маштакова, оцененное в 20770 рублей. Помимо депутатского корпуса, совсем недавно началось изучение персоналий городских голов региона  [17], и эту работу необходимо продолжить.
   Необходимо тщательно проанализировать взаимоотношения муниципалитетов с органами государственного управления на уровне территориально-административных образований, прежде всего - с губернскими по городским делам присутствиями. К сожалению, даже в специальных работах наличие данного органа только фиксируется, но не раскрывается его компетенция и практическая деятельность  [18]. Первые, пока еще робкие попытки рассмотрения этого вопроса зафиксировали такую специфическую черту городского самоуправления в Сибири, как неравноправное представительство в рассматриваемом органе представителей административных и общественных учреждений из-за отсутствия в регионе земства. По данным К.В. Лена, в конце 1888 г. в состав Томского губернского по городским делам присутствия входили председатель губернского правления, управляющий казенной палатой, председатель губернского суда, губернский прокурор и городской голова Томска  [19].
   Данное обстоятельство вновь ставит вопрос о разработке правовых вопросов деятельности органов местного самоуправления и, в частности, городского в последней трети XIX - начале ХХ вв. Теоретические наработки в области местного самоуправления в XIX в. были осуществлены А. Токвилем, Дж. Миллем, Р. Гнейстом, А.Д. Градовским, Б.Н. Чичериным, Е. Пейджем и др. учеными-обществоведами. Но сейчас, в рамках происходящих в России реформ органов управления, вновь возникла необходимость определить соотношение понятий "местное управление" и "местное самоуправление", в том числе - применительно к анализируемому периоду.
   Актуальность этого аспекта исследования истории городского самоуправления в Сибири определяется как раз и наличием разноголосицы в трактовке упомянутых выше дефиниций. Например, И.А. Коновалов считает, что "городское самоуправление было необходимым элементом в системе государственной власти и управления"  [20]. А.В. Литягина заявляет: "Органы самоуправления в городах и их деятельность - важнейшая часть истории местного управления в России"  [21]. Л.А. Еремина включает их в структуру государственной власти  [22], а О.В. Чудаков их существование рассматривает как "попытку сочетания принципов самостоятельности и либеральных начал в системе местного управления с жестким централизмом всего государственного аппарата"  [23]. Пожалуй, только К.В. Лен разграничивает городское представительство с государственными учреждениями  [24].
   В рассматриваемый период появились первые публикации О.А. Харусь, С.В. Макарчука, Д.В. Филиппова, анализирующие участие городских дум и управ, их гласных в общественно-политической жизни региона в период революции 1905-1907 гг.  [25]. Революционная волна захватила образованные слои, развязала языки, тем более что верховная власть рескриптом Николая II иркутскому генерал-губернатору графу П.И. Кутайсову от 3 апреля 1905 г. официально разрешила обсуждать вопрос о введении земства в Сибири. Гласные Иркутской городской думы в феврале этого года начали подготовку адреса на высочайшее имя с перечислением необходимых "коренных" реформ. "Между прочим, В.В. Жарников внес предложение, чтобы царь никогда не носил военной формы…"  [26]. Однозначно восприняв манифест 17 октября 1905 г. как великую победу революции и свидетельство слабости самодержавия, демократические круги начали проводить в жизнь его положения о политических свободах.
   В Чите, Красноярске, Иркутске, Томске, Омске, Тюмени, Барнауле складывается своеобразное двоевластие. Причем в Томске центром альтернативной власти становится городская дума во главе с городским головой А.И. Макушиным. Именно здесь события приняли наиболее радикальную окраску. После разгона 18 октября 1905 г. митинга старшеклассников, городская дума потребовала от губернатора уволить полицмейстера, вывести из города казаков, освободить политических заключенных и одновременно постановила прекратить финансирование полиции и начать формирование из добровольцев городской милиции. Губернатор вынужден был выпустить 160 политзаключенных  [27]. Для организации милиции городская управа создает "Комитет общественной безопасности", а 19 октября в Томске проходят выборы гласных в городскую думу на основе всеобщего избирательного права.
   Воспроизведенный сюжет показывает, что позиция и участие в событиях 1905-1907 гг. муниципальных органов региона только начинает переосмысливаться и изучаться в рамках новой парадигмы модернизационных процессов в России начала ХХ в. Вместе с тем, анализ политической деятельности муниципальных образований Сибири необходимо продолжать прежде всего за счет расширения хронологических рамок. Именно городские думы, из-за отсутствия земских учреждений, взяли на себя, по нашему мнению, апелляцию к властям по насущным проблемам местной жизни с момента своего образования. Так, по инициативе гласного Енисейской городской думы Скорнякова в адресе городского самоуправления было зафиксировано: "Нужды Сибири, нужды наши слишком велики и обширны, велики, потому что мы долго, почти 300 лет были пасынками России… Наши первые и настоятельные нужды - это введение земства, гласного суда, свобода печати и слова, свобода личности и имущественной неприкосновенности, свобода переселений и прекращение ссылки в Сибирь"  [28]. Слабо изучена деятельность местных отделов Всероссийского союза городов в период Первой мировой войны. Если съезду западносибирских городов в Омске 11-13 апреля 1915 г. посвящено два абзаца в очерках по истории Омска, то об аналогичном мероприятии в Иркутске применительно к Восточной Сибири 14-19 апреля 1916 г. только упоминается в одной из наших публикаций  [29].
   В рамках политической истории рассматриваемого объекта А.П. Толочко, И.А. Коноваловым, Е.А. Дегальцевой пока еще очень скромно поставлен вопрос о взаимоотношении муниципалитетов с общественными организациями  [30]. В частности, омские историки проанализировали некоторые аспекты деятельности обществ обывателей и избирателей с точки зрения попыток установления общественного контроля за самоуправлениями. В свою очередь, Н.И. Гаврилова и Л.Б. Ус попытались взглянуть на них с позиций формирования элементов гражданского общества в Сибири  [31]. По мнению первой, одним из результатов функционирования городских дум и управ стало оформление и дальнейшее развитие "представления о думе как об общественно-политическом органе", превращение избирательных кампаний в неотъемлемую часть общественного быта Иркутска  [32].
   К актуальным задачам можно отнести рассмотрение первых шагов сибирских муниципалитетов в области охраны окружающей среды, их взаимоотношения с правоохранительными органами и т.д. Таким образом, разработка многообразных аспектов становления и деятельности городского самоуправления в Сибири требует пристального внимания со стороны научного сообщества региона, а их промежуточные итоги и результаты следует регулярно обсуждать на конференциях, симпозиумах и семинарах.


  [1]  Костров Н.А. Историко-статистическое описание городов Томской губернии. Томск, 1872; Голодников К. Город Тобольск и его окрестности. Исторический очерк. Тобольск, 1887; Сукачев В.П. Иркутск. Его место и значение в истории и культурной жизни Восточной Сибири. М., 1891; Потанин Г.Н. Города Сибири // Сибирь, ее современное состояние и ее нужды. СПб., 1908. С. 196-200; Город Томск. Томск, 1912; Турчанинов Н.В. Города Азиатской России // Азиатская Россия. СПб., 1914. Т. 1. С. 285-360.
  [2]  Историография городов Сибири конца XIX - начала ХХ вв. Новосибирск, 1984; Скубневский В.А. Города Сибири пореформенного времени в освещении современной советской историографии // Вопросы историографии и источниковедения Сибири периода капитализма. Томск, 1985. С. 84-97: Дмитриенко Н.М. Дореволюционные авторы о городах Западной Сибири эпохи капитализма // Там же. С. 98-108; Резун Д.Я. О периодизации развития исторической урбанистики в Сибири XVII-XX вв.// Городская культура Сибири: история и современность. Омск, 1997. С. 16-31; Шахеров В.П. Сибирский позднефеодальный город в современной исторической литературе // Сибирский город XVIII - начала ХХ веков. Иркутск, 1998. Вып. 4. С. 10-25.
  [3]  Ивонин А.Р. Западносибирский город последней четверти XVIII - 60-х гг. XIX в. (Опыт историко-демографического исследования). Барнаул, 2000; Гончаров Ю.М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала ХХ в. Барнаул, 2002; Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ в. Население. Экономика. Барнаул, 2003. Ч. 1.
  [4]  Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т. 1-4 / Д.Я. Резун, Д.М. Терешков. Новосибирск, 1994-1999; Бойко В.П. Томское купечество в конце XVIII - XIX в. Из истории формирования сибирской буржуазии. Томск, 1995; Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины XIX - начала ХХ в. Барнаул, 2001; Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX - начале ХХ века. Барнаул, 2001; Кириллов А.К. Городские банки Западной Сибири (вторая четверть XIX - начало ХХ века). Новосибирск, 2003; Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири; Васильева Л.В. Частное предпринимательство в городах Тобольской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века. Автореф. дис. канд. ист. наук. Тюмень, 2001; Дружинина А.В. Торгово-промышленное развитие городов Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв. Автореф. дис. канд. ист. наук. Иркутск, 2002.
  [5]  Бочанова Г.А., Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX - начале ХХ в. Новосибирск, 2000; Алисов Д.А. Культура городов среднего Прииртышья в XIX - начале ХХ вв. Омск, 2001; Дегальцева Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861-1917). Барнаул, 2002; Гольдфарб С.И. Газетное дело в Сибири. Первая половина XIX - начало ХХ в. Иркутск, 2002; Сабурова Т.А. Интеллигенция Омска на рубеже XIX-ХХ вв. Автореф. дис. канд. истр. наук. Омск, 1995; Богданова О.В. История градостроения Томской губернии XVII - начало ХХ вв.(развитие техники и архитектурных стилей). Автореф. дис. канд. ист. наук. Томск, 2002; Гаврилова Н.И. Общественный быт горожан Иркутской губернии во второй половине XIX века. Автореф. дис. канд. ист. наук. Иркутск, 2002; Кузнецов А.А. Чиновничество и развитие культуры губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века. Автореф. дис. канд. ист. наук. Иркутск, 2002; Лонин А. В. Интеллигенция Енисейской губернии конца XIX - начала ХХ вв.: численность, состав, общественно-политическая деятельность. Автореф. дис. канд. ист. наук. Красноярск, 2003; Сорокина И.С. Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв. Автореф. дис. канд. ист. наук. Омск, 2003.
  [6]  Немеров В. Чита: история, памятные места, судьбы. Чита, 1994; Показньев Ф.Я. Город древний, город славный. Сургут, 1994; Очерки истории города Омска. Т. 1: Дореволюционный Омск. Омск. 1997; История Курганской области. Т. 3: Города Южного Зауралья в досоветский период. Курган, 1998; Томск. История города от основания до наших дней. Томск, 1999; Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск в XIX - первой трети ХХ века: управление, экономика, население. Томск, 2000; Иркутск в панораме веков. Иркутск, 2002.
  [7]  Новосибирск. 100 лет. События. Люди. Новосибирск, 1994; Барнаул. Летопись города. Барнаул, 1994; 1000 знаменательных событий из истории Омска. Омск, 1998; Хроника художественной жизни Томска 1909-1917. Томск, 2000; Дмитриенко Н.М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях. Томск, 2003; Барнаул: Энциклопедия. Барнаул, 2000; Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003.
  [8]  Толочко А.П., Коновалов И.А. Городское самоуправление в Омске в дореволюционный период. Омск, 1997.
  [9]  Толочко А.П., Коновалов И.А., Меренкова Е.Ю., Чудаков О.В. Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюционный период: становление и развитие. Омск, 2003.
  [10]  Литягина А.В. Городское самоуправление Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ веков (по материалам Томской губ.). Автореф. дис. канд. истр. наук. Барнаул, 1999; Лен К. В. Подготовка и проведение городской реформы 1870 г. в Западной Сибири (на материалах Томской губернии). Автореф. дис. канд. истр. наук. Барнаул, 2000; Еремина Л. А. Городское самоуправление Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ веков: структура, функции, основные направления деятельности. Автореф. дис. канд. истр. наук. Новосибирск, 2001.
  [11]  Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.И. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX - начало ХХ в.). Новосибирск, 1978. С. 154-155, 164; ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 136. Л. 55, 76.
  [12]  Гаврилова Н.И. Участие горожан Иркутской губернии в органах местного самоуправления во второй половине XIX в.// Сибирский город XVIII - начала ХХ веков. С. 83-110.
  [13]  Даценко А.Г. Городское самоуправление Новониколаевска между февралем и октябрем 1917 г.// Проблемы истории местного управления Сибири XVII-ХХ веков. Региональная науч. конф. Тезисы докл. Новосибирск, 1996. С. 42-47; Рынков В.М. Роль органов местного самоуправления в снабжении населения Сибири продовольствием в годы гражданской войны // Там же. С. 59-61; Шиловский М.В. Органы власти в Новониколаевске в 1917 г. // Новосибирская область в контексте российской истории. Новосибирск, 2001. С. 87-90.
  [14]  Организация самоуправления в Тобольской губернии (вторая половина XIX - начало ХХ вв.). Сб. документов и материалов. Тюмень, 1995; Барнаульская городская дума 1877-1996. Сб. документов. Барнаул, 1999; Местное самоуправление на Алтае 1747-1919. Сб. документов. Барнаул, 2003.
  [15]  Толочко А.П., Коновалов И.А., Меренкова Е.Ю., Чудаков О.В. Указ. соч. С. 45, 58.
  [16]  Столь высокий процент женщин объяснятся призывом в армию их мужей в связи с начавшейся в январе 1904 г. Русско-японской войной.
  [17]  Бердников Л.П. Вся красноярская власть. Очерки истории местного управления и самоуправления (1822-1918). Красноярск, 1995; Бийские градоначальники. Исторические очерки / Отв. ред. В.В. Буланичев. Бийск, 2002; Новониколаевск - Новосибирск: от поселкового старосты до мэра. Биографический справочник. Новосибирск, 2003.
  [18]  Палин А.В. Томское губернское управление в 1895-1917 гг.: структура, компетенция, администрация. Автореф. дис. канд. ист. наук. Кемерово, 2003. С. 16.
  [19]  Лен К.В. Особенности западносибирского городского самоуправления // Актуальные вопросы истории Сибири. Вторые научные чтения памяти проф. А.П. Бородавкина. Барнаул, 2000. С. 149.
  [20]  Коновалов И.А. Местное самоуправление в Омске в XVIII - начале ХХ вв. // Изв. Омского гос. историко-краеведческого музея. 1997. № 5. С. 25.
  [21]  Литягина А.В. Указ. соч. С. 3.
  [22]  Еремина Л.А. Указ. соч. С. 3.
  [23]  Чудаков О.В. Указ. соч. С. 3.
  [24]  Лен К.В. Подготовка и проведение городской реформы 1870 г. в Западной Сибири. С. 22.
  [25]  Харусь О.А. Городские думы: замыслы реорганизации и реалии деятельности сибирских либералов в период первой российской революции // Революция 1905-1907 гг. и общественное движение в Сибири и на Дальнем Востоке. Омск, 1995; Макарчук С.В. Проблемы местного городского самоуправления Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв.// Актуальные вопросы истории Сибири. Вторые научные чтения памяти проф. А.П. Бородавкина. Барнаул, 2000; Он же. Городское самоуправление в Сибири. Вторая половина XIX - начало ХХ вв.// Уч. зап. факультета истории и международных отношений. Кемерово, 2001; Филиппов Д.В. Политическая деятельность Тюменской городской думы в годы первой русской революции // Словцовские чтения - 2003. Материалы XV Всерос. научн.- практич. краеведческой конф. Тюмень, 2003.
  [26]  Попов И.И. Забытые иркутские страницы. Записки редактора. Иркутск, 1989. С. 250.
  [27]  Томская область. Исторический очерк. Под ред. В.П. Зиновьева. Томск, 1994. С. 202; Томск. История города от основания до наших дней. Под ред. Н.М. Дмитриенко. Томск, 1999, с. 171-172.
  [28]  Цит. по: Сватиков С.Г. Россия и Сибирь (К истории сибирского областничества в XIX в.). Прага, 1930. С. 84.
  [29]  Очерки истории города Омска. Омск, 1997. Т. 1. С. 264-265; Шиловский М.В. Общественно-политическое движение в Сибири второй половины XIX - начала ХХ века. Либералы. Новосибирск, 1995. Вып. 2. С. 50.
  [30]  Толочко А.П., Коновалов И.А. Некоторые вопросы организации городского самоуправления в Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ в. // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. 1997. № 2. С. 74-78; Дегальцева Е.А. Городское самоуправление и общественные организации Томской губернии конца XIX - начала ХХ в.: проблемы взаимоотношения // Проблемы истории местного управления Сибири XVII-XX веков. Региональная научн. конф. Тезисы докл. Новосибирск, 1997. Вып. 2. С. 51-55.
  [31]  Гаврилова Н.И. Участие горожан Иркутской губернии…; Ус Л.Б. О формировании элементов гражданского общества в начале ХХ в. (на примере общественного самоуправления Новониколаевска) // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Четвертые научн. чтения памяти проф. А.П. Бородавкина. Барнаул, 2003. С. 220-224.
  [32]  Гаврилова Н. И. Указ. соч. С. 102, 98.