Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Шиловский М. В.
[Итоги и перспективы изучения городского самоуправления]
   Мамсик Т. С.
["Русский проект" Екатерины Великой]
   Сорокин Ю. А.
[Полемика о реформе местного управления]
   Зубов В. Е.
[Взаимодействие управления и самоуправления]
   Ананьев Д. А.
[Городское самоуправление и воеводские канцелярии]
   Комлева Е. В.
[Купечество и городское самоуправление]
   Дамешек И. Л.
[Сибирское общество: взгляд на власть]
   Матханова Н. П.
[Обсуждение городской реформы]
   Анкушева К. А.
[Мещанское сословное самоуправление]
   Алисов Д. А.
[Самоуправление и губернская власть]
   Палин А. В.
[Губернское управление и городское самоуправление]
   Горелова Ю. Р.
[Органы управления и развитие образования]
   Ноздрин Г. А.
[Самоуправление Каинска и Колывани]
   Глазунов Д. А.
[Почетные мировые судьи]
   Скопа В. А.
[Cтатистика в системе самоуправления]
   Ус Л. Б.
[Начальный этап самоуправления в Новониколаевске]
   Зиновьев В. П.
[Томская дума в революции 1905-1907]
   Макарчук С. В.
[Социал-демкораты и городское самоуправление]
   Чудаков О. В.
[Мобилизационные усилия самоуправления в войну]
   Запорожченко Г. М.
[Самоуправление и кооперация]
   Бочанова Г. А.
[Новониколаевский военно-промышленный комитет]
   Кириллов А. К.
[Земские налоги]
   Посадсков А. Л.
[Издательская деятельность земств за Уралом]
   Хажеева И. В.
[Деятельность Тюменского губревкома]
   Шуранова Е. Н.
[Советы в нэповской деревне]
   Список основных публикаций
   Список сокращений

 

Палин А.В.

Взаимодействие Томского губернского управления
с Мариинским городским самоуправлением
в конце XIX - начале XX в.

   В компетенцию Мариинского городского общественного управления входило разрешение разнообразных дел из области городского хозяйства, торговли, здравоохранения, просвещения, общественной и культурной жизни города. Вот лишь неполный перечень вопросов, которые предполагалось обсудить 31 мая 1910 г. на очередном заседании Мариинской городской думы: утверждение торгов на отдачу в арендное содержание сенокосных участков на городских лугах; выбор члена городской управы; обложение заводчиков сбором в доход города; увеличение таксы на мясные продукты; заявление М. Литвиной о сложении с неё недоимки; открытие приходского училища; продажа земли мещанину А. Контримовичу; постройка нового парома; проведение по городу открытых канав; наименование городских улиц и т.д.  [1].
   Во многом положительное решение такого рода вопросов требовало привлечения к их рассмотрению губернских органов власти. Особое место отводилось Томскому губернскому управлению, которое являлось высшим правительственным учреждением в губернии.
   В компетенции томского губернатора, являвшегося главой губернского управления, находилось утверждение гласных Мариинской городской думы, избранных ею городского головы и членов городской управы  [2]. Тем более что, по Городовому положению 1892 г., городской голова и члены городской управы числились государственными служащими  [3]. Они были заинтересованы в хорошей оценке своей деятельности со стороны губернского управления. Это прямо влияло на успешность их последующей службы.
   Во властные полномочия губернатора входило право "пропущения" к исполнению постановлений городской думы о принятии на городскую службу должностных лиц. В частности, начальник губернии утверждал в должности избранных на четырёхлетие городской думой членов Мариинского раскладочного присутствия, а также их заместителей  [4]. На основании ходатайств городского головы губернатор рассматривал вопрос о присвоении звания Почётного гражданина Мариинска  [5].
   Томский губернатор занимался решением дел по сохранению должностными лицами городского общественного управления, служащими по городским выборам и получающими содержание из городских средств, права на получение казённой пенсии, приобретённого ими по прежней государственной службе  [6].
   Формулярные списки должностных лиц городского общественного управления, служащих по выборам, городская управа доставляла на хранение в губернское управление. В него также пересылали список гласных (или уполномоченных)  [7]; любые изменения в составе гласных и членов городской управы в обязательном порядке доносились губернатору.
   Томское губернское управление следило за законностью подготовки и проведения выборов в городскую думу. При этом список лиц, обладающих правом участия в городских выборах Мариинска, поступал на утверждение губернатора. Как показала практика, контроль над процессом выборов в городскую думу был вполне оправдан. Городской голова и члены городской управы имели лишь поверхностное представление о статьях Городового положения 1892 г., что вело к нарушениям закона. В октябре 1903 г. томский губернатор генерал-майор К.С. Старынкевич приостановил постановление Мариинской городской управы относительно дня созыва избирательного собрания. Городская управа не учла или, видимо, просто не знала, что, после опубликования списка избирателей в Томских губернских ведомостях должно пройти не менее месяца, прежде чем можно проводить выборы  [8].
   Интересен тот факт, что введение Городового положения 1892 г. в Мариинске растянулось на продолжительное время. Завершение этого процесса вошло в компетенцию Томского губернского управления, которое вступило в права управления губернией с 1-го ноября 1895 г. В первой половине 1895 г. предпринимались четыре безуспешных попытки выборов (5, 12 марта и 7, 28 мая) гласных и "кандидатов к ним" в городскую думу. В трёх случаях (5 марта, 7, 28 мая) выборы не состоялись из-за неявки избирателей  [9], в одном (12 марта) - ввиду отсутствия у двоих избирателей требуемых Положением 1892 г. полномочий  [10].
   В сентябре 1895 г. губернатор генерал-майор А.А. Ломачевский через губернское по городским делам присутствие был вынужден обратиться к министру внутренних дел для разрешения сложившейся ситуации. Рассмотрение данного вопроса растянулось на два месяца. 9 ноября 1895 г. от управляющего Министерством внутренних дел И.Л. Горемыкина последовал окончательный ответ: "… я нахожу необходимым испытать вновь выборы в означенном городе [Мариинске - А.В.], причём губернскому начальству надлежало бы принять все зависящие меры к явке на эти выборы возможно большего числа избирателей"  [11]. При этом И.Л. Горемыкин просил докладывать ему о дальнейшем развитии событий по данному делу. В результате проведение выборов перешло под жёсткий контроль губернского управления, в том числе губернатора. Однако в 1896 г. выборы проводились ещё трижды (7, 28 января и 25 февраля)  [12]. Состоявшимися были признаны выборы от 7 января и 25 февраля. В итоге в Мариинскую городскую думу было избрано 20 гласных и 6 кандидатов  [13]. 31 марта 1896 г. в Николаевском соборе г. Мариинска они дали присягу  [14].
   Во взаимодействии Томского губернского управления с городским общественным управлением Мариинска особое место отводилось надзору за деятельностью последнего. Это позволяло: во-первых, пресекать передовые, новаторские действия городской думы и городской управы; во-вторых, обеспечивать законность решений городского самоуправления, которое имело слабое представление о действующем законодательстве; в-третьих, своевременно вмешиваться в дела, требующие профессиональных знаний.
   На практике функция надзора осуществлялась разными способами. Так, городской голова должен был заранее уведомлять губернатора о дне заседания, а также о предложенных на обсуждение и разрешение думы вопросов  [15]. В обязанности губернатора входило и разрешение экстренных заседаний городской думы. Лишь только после одобрения губернатором дела поступали на рассмотрение городской думы. В первые годы действия нового Городового положения в Мариинске городской голова нередко нарушал установленный законом порядок. В сложившейся ситуации томский губернатор генерал-майор А.А. Ломачевский был вынужден напомнить городскому голове о его обязанностях. В циркуляре от 28 мая 1897 г. губернатор настойчиво требовал "о заблоговременном доставлении" представлений о назначенных мариинским городским головой заседаний городской думы  [16]. В последующие годы такая ситуация была искоренена. Однако в годы Первой мировой войны наблюдалась тенденция затягивания выполнения городским головой циркулярных распоряжений губернатора  [17]. Показательно, что это происходило в обстановке, когда губернатор был наделён ещё и особыми полномочиями по управлению губернией.
   Копии постановлений Мариинская городская дума пересылала на утверждение губернатора. Он старался, по возможности, внимательно их изучить. После чего в установленной форме сообщалось городскому голове о приостановлении или "пропущении" к исполнению постановлений городской думы  [18]. Этот документ подписывался старшим советником и делопроизводителем губернского управления.
   Томский губернатор прибегал к помощи должностных лиц губернского управления, если постановление Мариинской городской думы требовало дополнительного разъяснения специалистом. В 1903 г. на утверждение губернатора поступило постановление думы об укреплении берега р. Кия. Он потребовал заключение врачебного отделения Томского губернского управления "в виду неясного указания способа укрепления берега реки и во избежании вредных последствий в санитарном отношении" [19]. В заключении врачебного отделения городской думе было рекомендовано городской думе на очередном заседании уточнить способ укрепления берега р. Кия и доложить о выполнении губернатору.
   При необходимости губернатор передавал постановления городской думы на обсуждение общего присутствия губернского управления. На основании определения общего присутствия в соответствующем отделении подготавливался журнал. Копия журнала, подписанная советником и делопроизводителем, пересылалась мариинскому городскому голове для исполнения. Общему присутствию приходилось нередко отменять постановления Мариинской думы. В декабре 1906 г. общее присутствие отменило постановление об открытии пивных лавок на Большой улице, которая служила местом прогулки жителей города  [20]. В июне 1909 г. определением общего присутствия было отменено и признано незаконным постановление городской думы "об обложении сбором за занимаемую землю площадками при входах в торговые и промышленные заведения"  [21].
   Примечательно, что ранее подобный вопрос уже обсуждался в губернских органах власти. В августе 1893 г. Томское губернское по городским делам присутствие рассмотрело жалобу мариинского купца Т.Т. Савельева на постановление городской думы (действовала по Городовому положению 1870 г.) по вопросу обложения арендной платой городской земли занятой крыльцами торговых заведений. Тогда тоже было принято решение отменить думское постановление как противоречащее закону  [22].
   Реализация надзора губернского управления происходила через рассмотрение прошений должностных и частных лиц на незаконные постановления Мариинской думы, распоряжения городского головы, действия городской управы. Такие обращения на имя губернатора поступали довольно часто. В декабре 1902 г. с прошением обратился директор народных училищ Томской губернии. Он просил обязать городскую думу выплатить содержание вакантной должности третьего помощника учителя Мариинского городского училища его преподавательскому составу, выполнявшему её обязанности. В 1903 г., по предложению губернатора, этот вопрос был пересмотрен. Городская дума передала требуемые деньги в распоряжение городского училища  [23].
   Все прошения в губернском управлении подробно рассматривались. После чего губернское управление "перепровождало" прошение с сопроводительным письмом на имя мариинского городского головы для последующего представления в учреждение объяснения по жалобе. Известны случаи, когда частные лица города обращались с прошениям непосредственно в Министерство внутренних дел, минуя Томское губернское управление. Это объяснялось не столько недоверием к высшему правительственному органу губернии, сколько незнанием правил подачи прошений. В итоге прошения из МВД передавались на рассмотрение губернского управления.
   В полномочия томского губернатора входила пересылка и, при необходимости, разъяснение городскому голове новых нормативно-правовых документов, касающихся городского самоуправления  [24].
   Взаимодействие Томского губернского управления с Мариинским городским общественным управлением строилось также на совместном разрешении дел из повседневной жизни города. Эти отношения постоянно осложнялись вопросами особого делопроизводства, а именно: устранения недостатков сословного управления; организации новых судебных учреждений; призрения семейств нижних чинов призванных из запаса на службу в годы Русско-японской и Первой мировой войны; выборов в Государственную думу  [25] и т.д.
   Итак, Томское губернское управление значительно ограничивало распорядительные полномочия городской думы и исполнительные - городской управы. Тем не менее, влияние его на деятельность Мариинского городского самоуправления в целом имело позитивное значение. Губернское управление способствовало профессиональному, правовому рассмотрению вопросов городскими властями. Это повышало степень эффективности и качество работы Мариинского городского общественного управления.


  [1]  ГАКемО. Ф. Д-22. Оп. 1. Д. 462. Л. 114-114 об., 115.
  [2]  Там же. Д. 356. Л. 141; Д. 378. Л. 4; Д. 462. Л. 212.
  [3]  Томская область: Исторический очерк / Отв. ред. В.П. Зиновьев. Томск, 1994. С. 85.
  [4]  ГАКемО. Ф. Д-22. Оп. 1. Д. 320. Л. 200.
  [5]  См.: Там же. Д. 462.
  [6]  Там же. Д. 250. Л. 4.
  [7]  Там же. Д. 351. Л. 33.
  [8]  Там же. Д. 356. Л. 63-63 об.
  [9]  ГАТО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 46. Л. 27-28, 45-46 об., 56-56 об.
  [10]  Там же. Л. 84 об.
  [11]  Там же. Л. 93 об.
  [12]  Там же. Л. 114-114 об., 116, 119а-119а об.
  [13]  Там же. Л. 120-120 об.
  [14]  Ермолаев А.Н. Государственные учреждения и ведомственные архивы Кузнецкого и Мариинского уездов в XVIII - начале XX вв. // Архивы Кузбасса: Информационно-методический и историко-краеведческий бюллетень / Отв. ред. В.А. Сергиенко. Кемерово, 2003. №1 (6). С. 50.
  [15]  ГАКемО. Ф. Д-22. Оп. 1. Д. 320. Л. 7-7 об., 35-36 об., 86-87 об., 141-141 об., 158-158 об., 176-177, 191-192 об., 213-214 об.
  [16]  Там же. Д. 256. Л. 9
  [17]  Там же. Д. 478. Л. 3
  [18]  Там же. Д. 320. Л. 33, 64, 78, 115, 159, 162, 188, 189, 190, 199, 203, 245, 247, 248; Д. 462. Л. 2.
  [19]  Там же. Д. 320. Л. 99-99 об.
  [20]  Там же. Д. 430. Л.2.
  [21]  Там же. Д. 462. Л. 19.
  [22]  ГАТО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 17а. Л. 114-116.
  [23]  ГАКемО. Ф. Д-22. Оп. 1. Д. 320. Л. 7-7 об., 16, 31-31об.
  [24]  Там же. Д. 256. Л. 7-8; Д. 274. Л. 48-52.
  [25]  Там же. Д. 274. Л. 48-52; Д. 369. Л. 34-34 об., 42-42 об., 76-76 об., 87-88 об., 93-93 об.; Д. 399. Л. 14-15, 34-34 об., 250.