Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Шиловский М. В.
[Итоги и перспективы изучения городского самоуправления]
   Мамсик Т. С.
["Русский проект" Екатерины Великой]
   Сорокин Ю. А.
[Полемика о реформе местного управления]
   Зубов В. Е.
[Взаимодействие управления и самоуправления]
   Ананьев Д. А.
[Городское самоуправление и воеводские канцелярии]
   Комлева Е. В.
[Купечество и городское самоуправление]
   Дамешек И. Л.
[Сибирское общество: взгляд на власть]
   Матханова Н. П.
[Обсуждение городской реформы]
   Анкушева К. А.
[Мещанское сословное самоуправление]
   Алисов Д. А.
[Самоуправление и губернская власть]
   Палин А. В.
[Губернское управление и городское самоуправление]
   Горелова Ю. Р.
[Органы управления и развитие образования]
   Ноздрин Г. А.
[Самоуправление Каинска и Колывани]
   Глазунов Д. А.
[Почетные мировые судьи]
   Скопа В. А.
[Cтатистика в системе самоуправления]
   Ус Л. Б.
[Начальный этап самоуправления в Новониколаевске]
   Зиновьев В. П.
[Томская дума в революции 1905-1907]
   Макарчук С. В.
[Социал-демкораты и городское самоуправление]
   Чудаков О. В.
[Мобилизационные усилия самоуправления в войну]
   Запорожченко Г. М.
[Самоуправление и кооперация]
   Бочанова Г. А.
[Новониколаевский военно-промышленный комитет]
   Кириллов А. К.
[Земские налоги]
   Посадсков А. Л.
[Издательская деятельность земств за Уралом]
   Хажеева И. В.
[Деятельность Тюменского губревкома]
   Шуранова Е. Н.
[Советы в нэповской деревне]
   Список основных публикаций
   Список сокращений

 

Хажеева И.В.

Управление Тюменской (Тобольской) губернией в 1919-1920 годах.
(Деятельность Тюменского губревкома).

   По мере освобождения Тюменской (Тобольской) губернии от колчаковцев на её территории происходили административные преобразования, которые продолжались до 1920 г. В прифронтовой полосе и в районах, освобождаемых от "белых", создавались временные чрезвычайные органы - революционные комитеты.
   Ревкомы, или военревкомы, полностью выполняли функции органов власти и управления. В их задачи входило проведение мероприятий по укреплению тыла и обороны, в освобождаемых районах - подготовка организации Советов, а до их создания - осуществление властных полномочий. Революционными комитетами формировался свой аппарат управления. Временные чрезвычайные органы были наделены особыми правами, их статус регламентировался специальным Положением о революционных комитетах, принятым ВЦИК и Советом рабочей и крестьянской обороны 24 октября 1919 г.
   После освобождения 8 августа 1919 г. губернского центра бывшей Тобольской губернии, Тюмени, в городе создается первый временный военно-революционный комитет, ставший впоследствии губернским. Его первым председателем стал помощник военного комиссара 454-го полка А.Д. Макаров  [1].
   Нужно упомянуть, что восстановлением советских организаций и учреждений на освобождаемой территории руководили губернские партийные и советские органы смежных с освобождаемыми районами территорий. На Урале и в Сибири эту работу первое время выполнял Вятский губернский исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, затем - Вятский губернский военно-революционный комитет и отделение Урало-Сибирского бюро ЦК РКП(б) при Вятском губкоме РКП(б), потом - Екатеринбургские губревком и губком РКП(б). А 27 августа 1919 г. образуется специальный орган для Сибири - Сибирский военно-революционный комитет (Сибревком). Непосредственная же работа по созданию партийных и советских органов в прифронтовой полосе ложилась на партийно-политические кадры Красной армии.
   Что касается порядка организации ревкомов, их функций, состава, прав и обязанностей, первоначально всё это определялось инструкцией Вятского губернского военно-революционного комитета, которая была введена на большей части Урала и Западной Сибири приказом № 536 по 3-й армии Восточного фронта от 24 июня 1919 г.  [2]. В ней указывалось: "Впредь до восстановления Советов на местах, занимаемых советскими войсками, штабом той воинской части, которая заняла данный район, предварительно выдвигается Временно-революционный комитет в зависимости от обстоятельств и численности населения в количестве от 3 до 5 лиц. Причём при отдалении фронта и устойчивости положения полнота власти переходит к вновь организованному Совету, которому местный ревком обязуется сдать дела и документы, а члены ревкома поступают в распоряжение той части, которой они были выдвинуты"  [3].
   7 августа 1919 г. издается новая инструкция, объявленная приказом № 629 военсовета 3-й армии Восточного фронта, в которой подробно определялся порядок назначения членов ревкома и освобождения ответственных работников из армии для работы в ревкоме  [4]. Это было продиктовано нехваткой на территории Сибири партийных и советских работников, необходимых для восстановления советской власти.
   Принятие ВЦИК и Советом рабочей и крестьянской обороны 24 октября 1919 г. "Положения о революционных комитетах" окончательно оформило статус ревкомов и четко регламентировало их работу. Временные чрезвычайные органы наделялись значительными правами, такими как контроль и наблюдение за состоянием всех без исключения гражданских и военных учреждений и воинских частей, право принимать меры к устранению замеченных недостатков и сменять командный состав при явной измене. Ревкомы в отличие от конституционных органов не избирались, а назначались, они состояли из 3 - 5 членов и не были подотчётны гражданам.
   В условиях прифронтовой полосы высшим чрезвычайным временным органом советской власти на территории Тюменской губернии являлся Тюменский губернский революционный комитет. Он осуществлял управление губернией, руководил всей работой по восстановлению советской власти на данной территории. Направлениями его деятельности были: мобилизация всех ресурсов на нужды фронта, обеспечение Красной армии продовольствием, фуражом, принятие мер по поддержанию революционного порядка, политико-агитационная работа, восстановление промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
   При губревкоме были созданы отделы: управления, социального обеспечения, народного образования, военный, труда, юстиции, земельный, здравоохранения, чрезвычайная комиссия.
   Руководящим отделом губревкома был отдел управления (с октября 1919 г. - председатель Д. Горностаев), он состоял из следующих подотделов: 1) общий (административный), 2) инструкторско-информационный, 3) эвакуационный, 4) национальностей. В функции отдела входило общее управление губернией, проведение в жизнь постановлений СНК, распоряжений НКВД, приказов Сибревкома и Реввоенсовета армии, контроль за состоянием всех гражданских учреждений и воинских частей. Отделу управления подчинялись нижестоящие уездные и волостные ревкомы.
   Второй подотдел отдела управления - инструкторско-информационный - следил за текущей обстановкой в волостях и организацией там мероприятий советской власти. В отчётах указанного подотдела за ноябрь 1919 г. сообщается о проведении съезда представителей и секретарей волисполкомов, о перевыборах в советы и имеющихся нарушениях, о политической обстановке и настроениях местного населения. Также работниками информационно-инструкторского подотдела проводилась культурно-просветительская работа в волостях: обеспечение советской литературой (местными и центральными газетами, агитационными плакатами и т.п.), организация культ-просвет кружков, привлечение интеллигенции к обязанности вести вечерние воскресные чтения и т.д.
   На основании постановления губревкома от 16 октября 1919 г. при отделе управления был учрежден подотдел национальностей, в задачи которого входили защита интересов и просвещение трудового мусульманства и других народностей, населяющих Тюменскую губернию  [5].
   Таким образом, губернский отдел управления, как и другие отделы Тюменского губернского революционного комитета, подразделялся на подотделы по функциям; в задачи его, помимо прочего, входила разъяснительная работа и доведение до сведения уездных, волостных и сельских учреждений всех распоряжений губревкома и вышестоящих органов.
   В середине октября 1919 г. председатель губревкома А.Д. Макаров был отозван в распоряжение политотдела 3-й армии и с 21 октября возглавил первый Тобольский ревком. А председателем Тюменского ревкома стал А. Червонный (Б.3. Шумяцкий).
   Ещё в начале января 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны постановил: "Ввиду изменения обстановки, исключающей иметь на местах параллельно действующие органы власти (ревкомы, исполкомы и военные комиссариаты), упразднить все губернские и уездные революционные комитеты..."  [6]. Однако процесс этот растянулся на длительный период, что связано с тяжелыми последствиями гражданской войны и трудностями восстановления на местах аппарата советов.
   В мае 1920 г. завершилась избирательная кампания в советы. Большинство уездных и волостные ревкомы были упразднены, и вся власть сосредоточилась в руках вновь созданных выборных органов власти. Исключение составили Березовский, Сургутский и Ишимский уезды, где сохранялись ещё уездные ревкомы. Но уже в июне 1920 г. полностью завершился переход к советской системе в Тюменской губернии. 1-5 июня 1920 г. состоялся I Тюменский губернский съезд Советов, на котором был избран высший орган власти в губернии на период между съездами - губернский исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губисполком). Тюменский губревком был распущен 9 июня 1920 г. с передачей всех его полномочий губисполкому.


  [1]  Борьба за власть Советов в Тобольской (Тюменской) губернии 1917-1920 гг. Сб. документов. Свердловск, 1967. С. 314.
  [2]  Там же. С. 301-302.
  [3]  Там же.
  [4]  Там же. С. 303-304.
  [5]  ГАТюмО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 3. Л. 19.
  [6]  Декреты Советской власти. Т. 7. М., 1974. С. 72.