Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Введение
   Глава 1. Организация деятельности муниципальных органов в Сибири
   § 1. Правовой статус, структура, организация выборов и полномочия органов городского самоуправления в Сибири по городовым положениям 1870 и 1892 гг.
   § 2. Сословное самоуправление в сибирских городах
   § 3. Избирательный процесс, состав избирателей и руководящих органов городского самоуправления
   § 4. Место муниципалитетов в системе государственного управления
   § 5. Участие органов городского самоуправления и его членов в общественно-политической жизни региона
   § 6. Органы местного самоуправления и общественные неполитические организации
   Глава 2. Основные направления и формы хозяйственной деятельности
   § 1. Городские финансы и экономическая политика
   § 2. Хозяйственная деятельность органов городского самоуправления
   § 3. Специфика деятельности муниципальных образований в годы Первой мировой войны
   § 4. Трансформация органов городского самоуправления в конце XIX - начале XX в.
   Глава 3. Проблема земского самоуправления в истории Сибири
   § 1. Борьба за создание земского самоуправления в регионе
   § 2. Формирование и деятельность земских органов в 1917-1919 гг.
   Заключение
   Список сокращений

§ 3. Избирательный процесс, состав избирателей и руководящих органов городского самоуправления

   Важнейшим звеном в реализации городской реформы являлись выборы в органы самоуправления - в думы и управы. Проведение массовых публичных выборов путем закрытой баллотировки было для России делом новым. Особый раздел Городового положения 1870 года "О городских избирательных собраниях", содержащий тридцать две статьи, определял характер выборной системы: условия приобретения активного и пассивного избирательного права, порядок составления и утверждения избирательных списков, способ голосования, порядок обжалования разного рода нарушений. Из-за отсутствия опыта и традиций в организации подобных выборов в данный раздел оказались включены положения, которые оказалось трудно, а подчас и невозможно, осуществить на практике; в то же время многое было просто не предусмотрено.
   В основу избирательной системы была положена прусская система распределения городских избирателей на три избирательные собрания (курии) в зависимости от уплачиваемых в городскую казну сборов, каждое из которых выбирало одну треть общего числа гласных. В первый разряд входили наиболее крупные плательщики, на долю которых приходилась 1/3 общей суммы этих налогов, во второй - средние плательщики, уплачивающие также 1/3 городских налогов, в третий - мелкие плательщики, уплачивавшие остальную треть налогов (ст. 24). Так обеспечивалось преобладание в думах крупной и средней буржуазии, которая составляла две избирательные курии из трех. В связи с отсутствием по Положению 1870 г. иного ценза, кроме обладания недвижимостью, к участию в городском общественном управлении оказались допущены и представители малоимущей части горожан. Таким образом, в избирательные списки включались практически все домовладельцы и мелкие торговцы - в большинстве своем потомственные горожане. От участия в выборах отстранялись рабочие. В число избирателей не попадали представители образованной части населения - врачи, преподаватели, чиновники, в основном снимавшие квартиры и не владевшие цензовой собственностью. Но велась разработка вопроса о квартирном налоге, который бы позволил им участвовать в выборах [1].
   На стадии обсуждения проекта "Городового положения" 1870 г. рассматривался вопрос об образовательном цензе, который тогда свели к проблеме квартирного налога. Эксперты указывали на то, что "установление квартирного налога представлялось бы мерой необходимой и вполне справедливой в смысле экономическом, т. е. с точки зрения увеличения денежных средств городов; кроме того, эта мера была бы особенно важна в тех видах, чтобы привлечь к составу городского общества и к участию в общественных делах возможно большее количество образованных людей, недостаток в коих вредно влиял доселе на склад городского управления. Установление квартирного налога привлекло бы к общественному управлению мировых судей, адвокатов, докторов и т.п. лиц, и они принесли бы значительно больше пользы, чем торговцы и мелкие промышленники, допускаемые проектом к означенному участию" [2]. Ожиданиям этим не суждено было осуществиться. Государство само успело ввести квартирный налог, а городские думы из-за преобладания в них купеческого элемента и не собрались расширять избирательное право в пользу образованных классов. Можно предположить, что имущественный ценз позволил оградить городское управление от участия в нем несамостоятельных, а часто и неграмотных избирателей и гласных.
   Итак, Городовое положение 1870 г. отменяло сословный принцип организации Думы и включало в состав избирателей только плательщиков городских сборов. Смысл подобной системы очевиден: с одной стороны, к выборам допускался достаточно широкий круг горожан, с другой - крупнейшим плательщикам обеспечивалось решающее влияние в делах самоуправления и, тем самым, обеспечивалась его политическая благонадежность.
   Подготовка к выборам начиналась с выяснения списочного состава избирателей - лиц и учреждений, получивших право участия в выборах. При первичном введении в городе Положения, деление избирателей на разряды должно было утверждаться вместо городской думы Губернатором. Процедура выдвижения кандидатов в гласные в документе особо не оговаривалась. Предполагалось, что в соответствии с практикой выборов в дворянских и земских собраниях кандидатуры выдвигались бы непосредственно перед началом голосования [3].
   В гласные Городской думы мог быть избран каждый, имевший право голоса на выборах, включая и тех, кто получил это право по доверенности. Особо оговаривалось, что количество православных не должно превышать трети от общего числа гласных. Каждый разряд выдвигал кандидатов самостоятельно. К баллотировке в гласные городской думы допускался каждый, кто имел право участвовать в выборах, и даже получившие это право по доверенности (ст. 35). Каждому собранию или разряду избирателей предоставлялось право выбирать как из собственной среды, так и из числа избирателей, принадлежащих к другим собраниям или разрядам (ст. 36). Любой избиратель мог предложить в гласные неограниченное число кандидатур, в том числе и свою собственную (ст. 37). Такой порядок приводил к выдвижению большого количества кандидатов в гласные. В.А. Нардова приводит следующие данные: на первых столичных выборах в Городскую думу выдвинули 1555 кандидатов, в то время как надлежало избрать всего 252 гласных, по 84 от каждого разряда [4].
   Список кандидатов высылали избирателям по почте вместе с приглашением явиться на выборы. Предвыборная агитация в любой форме была запрещена, поэтому перечень кандидатов часто состоял из неизвестных многим лиц. Исключение составляли избиратели I разряда, которые, как правило, знали друг друга. Впоследствии пригласительные повестки стали сопровождать инструкциями для избирателей, разъясняющими их права и обязанности в соответствии с Городовым положением.
   Выборы в гласные проходили в течение 9 дней. Городовое положение предусматривало тайные выборы через подачу голосов шарами (ст. 31). Для баллотировки каждого кандидата предусматривался отдельный ящик, разделенный на две части. Избиратель опускал шар в отверстие вверху ящика: в правой части - за кандидата, в левой части - против. Затем он переходил в следующему ящику и все повторялось сначала. После окончания голосования по первой партии кандидатов начинался подсчет голосов. Избирателям приходилось дожидаться завершения подсчета шаров, а потом продолжать голосование [5]. Таким образом, голосование занимало целый день, процедура была сложной, часто запутанной, что порождало злоупотребления. Например, во время выборов в Тюменскую городскую думу в октябре 1872 г. по 3 разряду московский мещанин А. И. Верницкий выступил с заявлением о нарушениях выборной процедуры. По его словам, не хватало шаров для баллотировки, а швейцар думы нашептывал на ухо, куда нужно класть шары. Но прежний состав думы счел эти нарушения ничтожными, а "нашептывания" бездоказательными [6].
   Организация выборов возлагалась на городского голову. В помощь ему для сбора и подсчета голосов из каждого избирательного собрания выдвигались от двух до шести лиц (ст. 30). Избранными в состав гласных признавались лица, получившие в своем избирательном собрании больше голосов, причем не менее половины голосов всех наличных избирателей. Если количество получивших абсолютное большинство голосов не составляло полного комплекта гласных, назначались дополнительные выборы. В список повторного голосования включали кандидатов, набравших наибольшее после избранных число голосов, причем теперь получение абсолютного большинства не было обязательным. Между теми, кто получил равное число голосов, проводилась жеребьевка, процедуру проведения которой, устанавливал городской голова (ст. 38). Поступившие жалобы рассматривали в установленном порядке. Если при рассмотрении жалобы обнаруживалось, что при производстве выборов действительно допущены нарушения или вообще установленный для выборов порядок, то Городская дума или Губернское по городским делам присутствие могло вынести постановление о новых выборах (ст. 46). По окончании выборов составлялся особый список избранных гласных, который выставлялся на всеобщее обозрение (ст. 42). Если в течение семи дней со времени окончания выборов не подали жалобу на нарушение установленного порядка выборов, или поданная жалоба не была признана Губернским по городским делам обоснованной, избранные гласные могли приступить к исполнению своих обязанностей (ст. 47).
   В целом явка избирателей была очень невысока. Причины абсентеизма следует искать в низкой политической культуре, слабой информированности, а также в том, что выборы проходили в будние дни и занимали день целиком, что не каждый житель города мог себе позволить. Поэтому широкое распространение получило голосование за отсутствующих по доверенности, что, в свою очередь, порождало массу злоупотреблений.
   В Тюмени выборы по "Городовому положению" 1870 г. проходили в 1872, 1875, 1880, 1884 и 1892 гг. Все эти годы отмечался низкий уровень активности горожан. Число лиц по списку избирателей 1 разряда колебалось в пределах 25 чел, но непосредственное участие в выборах принимало 4-8 чел. В двух других избирательных собраниях выборы гласных в Городскую думу проходили при еще более низком уровне избирательной активности: 24 % и 5 % соответственно от внесенных в списки лиц [7].

Таблица 1. Количественные показатели выборов в органы городского самоуправления Западной Сибири [8].

Город

Численность населения (чел.)

Год введения Городового положения

Число лиц, принявших участие в голосовании

Число лиц, имевших право голоса

Тобольск

17 503

1872

163

1 507

Тюмень

16 667

1872

301

2 115

Томск

33 800

1871

250

944

Барнаул

14 494

1877

95

1 370

Омск

29 594

1872

385

1 346

Бийск

6 797

1877

59

873

Березов

1 886

1876

79

90

Тюкалинск

1 265

1875

70

192

Ишим

3 001

1873

76

494

Колывань

3 900

1876

270

646

   Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что число лиц, имевших право голоса, по отношению к остальному населению, было гораздо большим в малых городах, чем в крупных центрах (за исключением Тюмени). В Тюкалинске избирательное право было предоставлено 192 жителям (15 % горожан), в Ишиме - 494 жителям (16 %), Колывани - 646 жителям (17 %) [9]. Н. М. Дмитриенко приводит немного иные данные: право участвовать в выборах на первое четырехлетие получили 947 чел., или 3,9 % населения - немного меньше, чем в среднем по городам России [10]. Характерно, что чем крупнее город, тем меньшим становился удельный вес жителей, допускаемых к участию в выборах. В городах, насчитывавших менее 5 тыс. жителей, избирательным правом пользовалось 10,4 % их числа; в тех, где числилось от 20 до 50 тыс. человек, - 4 %; в Москве избирательным правом пользовались 3,4 % жителей, а в Петербурге - 1,9 %. В Иркутске могли голосовать около 8 % населения, в Красноярске - 4 %, в Чите - 3 % [11]. В Томске в избирательном собрании по первому разряду могли участвовать 45 человек, по второму - 197, по третьему - около 700 избирателей [12]. В Омске в 1870-х гг. избирательное право имели около 1340 чел., из них - по первому разряду - 23 чел., по второму - 123, а по третьему - около 1200 человек [13].
   Поскольку круг избирателей определялся имущественным цензом, то не только в составе избирателей, но и, конечно, среди гласных преобладали состоятельные горожане. Доля купцов была особенно значительной в составах дум торговых центров. Так, доля купцов и почетных граждан из купеческого сословия (с правом личного голоса и по доверенности) в составе дум на 4-е четырехлетие составила в среднем по городам страны 53,7 %, в Томске - 72,2 %, в Иркутске - 41,7 %, Тобольске - 37,5 % [14]. В Томске, Барнауле, Бийске, Тюмени и др. купечество представляло собой наиболее активную часть гласных. Из его рядов чаще всего избирали городских голов. Так, после введения Городового положения 1870 г., Городскими головами Томска долгое время становились только купцы: Д. И. Тецков (1871-1875), Е. И. Королев (1876-1879), З. М. Цыбульский (1880-1882), П. В. Михайлов (1883- 1894), А. П. Карнаков (1894-1902) [15].
   В Восточной Сибири представительство купечества также было самым многочисленным в городском самоуправлении, его доля составляла от 50 до 53,4 %; мещане составляли от 19 до 26,6 %; дворяне и чиновники - от 11,2 до 6,6 %. В Иркутске чиновников было гораздо больше - 25 %, что объясняется особым положением центра Восточной Сибири, где чиновничество и дворянство было богаче, так как находилось на государственной службе [16].
   В период формирования исполнительной власти городов социальная разнородность приводила к противоборству интересов либо между двумя социальными группами (купцов и чиновников), либо внутри одной социальной группы (среди купцов). После проведения реформы 1870 г. исследователи отмечают изменения в составе избирательного корпуса: в зависимости от темпов социально-экономического развития города колебалась численность представителей различных сословий [17]. К примеру, в составе гласных Городской думы Барнаула, избранных на первое четырехлетие всего числилось 72 человека, из них: чиновников - 26 (36 %); купцов - 19 (26,3 %); мещан - 16 (22,2 %) [18].
   Деятельность купцов в органах общественного управления побуждала их заниматься благотворительностью в пользу города. Финансовое положение многих сибирских городов оставляло желать лучшего, и, когда не хватало городских средств, купцы выделяли деньги на самые разные цели, включая просветительскую деятельность, народное образование и даже организацию научных изысканий. Существуют разные точки зрения на побудительные мотивы такой благотворительности. В числе главных причин называют стремление купцов перейти в сословие почетных граждан; желание получить ордена и медали за благотворительную деятельность; религиозность (традиции православия не поощряли материальное богатство); рост образованности и становление предпринимательства нового типа. Скорее всего, все эти факторы имели место [19].
   Наибольшее развитие купеческая благотворительность получила в Иркутске, хотя была присуща купечеству большинства сибирских городов. Именно в Иркутске концентрировались огромные капиталы, нажитые в золотопромышленности, пушной и чайной торговле. Но исследователи обращают внимание на то, что Иркутск - центр политической ссылки, место в котором ссыльные активно занимались организацией народного образования, работали домашними учителями, в том числе и в купеческих семьях, что рано или поздно приносило свои плоды [20]. "Иркутск был полон учреждениями, созданными на частные средства… Трапезников оставил городу 10 миллионов и, кроме того, создал и обеспечил 9-классное промышленное училище; на средства Хаминова содержалась женская гимназия и прогимназия; Ел. Медведникова создала городской банк и сиропитательный дом; Ю. И. Базанова помимо воспитательного дома и других учреждений построила в Иркутске детскую больницу, равная которой имелась лишь в Берлине", - вспоминал редактор газеты "Восточное обозрение" И. И. Попов [21]. Из того же источника можно узнать о том, что купец М. Бутин по завещанию оставил жене 100 тыс. руб., а "все свои миллионы он завещал на нужды просвещения - на реальное училище в Нерчинске и на 10 школ в селах" [22].
   Купцы других сибирских городов также активно предоставляли средства на нужды городов. Супруги Колокольниковы пожертвовали 50 тыс. руб. на здание женской гимназии, 35 тыс. руб. на начальное училище, на их же средства открыли 8-классное коммерческое училище в Тюмени. Купец А. И. Текутьев, которого избирали на должность городского головы, в завещании оставил городу здание театра, 35 тыс. на постройку моста через реку Туру, 25 тыс. руб. на достройку хирургического корпуса больницы и 25 тыс. руб. на обустройство и обеспечение этого отделения [23]. В. П. Бойко пишет о благотворительности купцов Томска, отмечая Захария Михайловича Цыбульского, который пожертвовал на строительство первого сибирского университета 140 тыс. руб. [24]. Выдающийся сибирский меценат А. М. Сибиряков поддерживал научные исследования, в частности, он финансировал экспедиции А. Э. Норденшельда по открытию Северного морского пути.
   Исследователи отмечают, что некоторые жертвователи на образование сами имели очень невысокий образовательный уровень, а некоторые были малограмотны, но тем не менее, не только отпускали крупные суммы на строительство школ, но и сами участвовали в деле просвещения. Бийская купчиха Е. Г. Морозова, внесшая немалые средства для развития школьной сети города, до конца своих дней не умела ни читать, ни писать, и даже завещание за нее подписал ее доверенный [25]. В составе Барнаульской Думы, избранной на первое четырехлетие высшее образование имели 10 (13,9 %); среднее - 13 (18 %); низшее - 18 (25 %); домашнее - 31 (43,1%) гласный; безграмотных не было [26].
   Введение Городового положения 1892 г. существенно изменило избирательную систему. Трехразрядная система городских избирателей была заменена одним избирательным собранием. Вместо налогового ценза в основу нового нормативного акта был положен значительно повышенный имущественный ценз (владение на праве собственности или пожизненного владения недвижимого имущества в пределах города, обложенное оценочным сбором в пользу города), неодинаковый для разных городов: столичных - не менее 3 тыс. руб., для губернских городов с населением более 100 тыс. человек, и в г. Одессе - не менее 1,5 тыс. руб.; для прочих губернских, областных и наиболее значительных уездных городов - не менее 1 тыс. руб., в остальных городах - не менее 300 руб. Кроме того, избирательное право предоставлялось лицам и учреждениям, если они содержали не менее года: торговые предприятия (одного их двух первых разрядов; промышленные (одного из пяти первых разрядов) и пароходные - за содержание которых уплачен налог свыше 500 руб. в год (ст. 24). Введение гильдейского признака было новым по сравнению с Положением 1870 г., ограничивающим доступ в думы торговцев и промышленников средней руки.

Таблица 2. Число избирателей после введения Положения 1892 г.  [27]

   

Наименование городов

Число жителей

Число частных недвижимых имуществ

Число лиц, и учреждений, поль-зующихся правом участия в выборе гласных по ст. 24 Положения 11 июня 1892 г.

 Томск

50 000

2 085

587

 Барнаул

20 137

2 308

237

 Бийск

12 324

2 160

168

 Колывань

12 372

1 305

65

 Мариинск

7 160

989

98

 Каинск

4 400

498

102

 Кузнецк

4 660

492

38

 Нарым

1 000

152

5

   Все это привело к уменьшению числа избирателей. От участия в городском самоуправлении устранялись не только трудящиеся массы города, но и мелкие торговцы, приказчики и пр. Это достигалось путем значительного повышения имущественного ценза. Преимущество отдавалось дворянам-домовладельцам и крупной торговой, промышленной и финансовой буржуазии - владельцам недвижимого имущества. В результате резко сократилось число избирателей в городские думы по отношению к общей численности населения. По данным А. В. Литягиной, этот показатель в 1890-е гг. составлял по региону от 0,6 до 1,5 % [28]. Во многих городах число избирателей сократилось в 5-10 раз, иногда количество гласных было сопоставимо с числом участвовавших в выборах. О реальном уменьшении списочного состава избирателей свидетельствуют данные, представленные Томским губернским по городским делам присутствия (см. табл. 2).
   Новый закон еще в большей мере ограничил избирательное право евреев и лиц нехристианских вероисповеданий. Евреи участвовали в избирательной кампании только в тех городах, где им было дозволено постоянное жительство, несмотря на то, что они обладали имуществом, необходимым для участия в выборах. Так, собственность 179 евреев Томска в 1904 г. оценивалось в 825 494 руб., а уплачиваемый ими городской оценочный сбор составлял 8 255 руб. На этом основании Томская городская управа считала возможным, при условии специального разрешения (поскольку Томск не входил в список мест, дозволенных для постоянного проживания евреев), внести в избирательные списки 119 домовладельцев из числа евреев, стоимость имущества которых составляла в общем 793 230 руб., а также 42 человека, выбирающих промысловые свидетельства соответствующих разрядов. Однако такого разрешения не последовало [29]. Ст. 44 предусматривала ограничение числа гласных-нехристиан 1/5 общего числа, тогда как в Положении 1870 г. допускалась 1/3 всего состава гласных Думы. В районах компактного проживания нехристиан исполнение этого пункта могло быть затруднительным, тогда требовалось специальное разрешение министра внутренних дел. Все эти меры были призваны обеспечить благонадежность состава выборщиков, большинство которых лояльно относилось к существующему режиму.

Таблица 3. Численность избирателей Барнаула в 1902-1914 гг.  [30]

 

1902–1906

1907– 1910

1911– 1914

Общее число избирателей, внесенных в окончательно опубликованные избирательные списки

 

480

 

842

 

573

Общее число лиц, в действительности принимавших участие в городских выборах

 

156

 

117

 

250

   Сведения о численности избирателей в органы городского общественного управления Барнаула дают представление об избирательной активности горожан Сибири. Из таблицы следует, что в разные годы число избирателей, действительно принимавших участие в выборах, колебалось от 13,9 до 43,6 %. Хотя избирательные разряды и отменялись, это сделано было лишь за их ненадобностью, поскольку круг самих избирателей был резко сужен, а позиции крупной буржуазии еще больше усилились. Избирательного права не получили квартиронаниматели, независимо от стоимости арендуемых ими квартир. Из-за этого почти вся городская интеллигенция не могла принять участия в выборах. Кроме того, из состава избирателей исключались купцы и домовладельцы иудейского вероисповедания, священнослужители христианских конфессий, владельцы винных лавок и питейных домов, ряд других категорий граждан.
   В соответствии со ст.6 Инструкции по организации Городских упрощенных управлений, утвержденной министром внутренних дел 30 мая 1903 г., в течение двух недель со дня объявления списка, городские обыватели могли "заявить свои замечания против неправильности или неполноты списка… Председателю комиссии по оценке недвижимых имуществ… По истечении сего срока названный председатель комиссии исправляет список, согласно замечаниям, признанным им основательными, и представляет его Губернатору с своим заключением по тем замечаниям, которые им не уважены и одновременно объявляет об этом заключении лицам, сделавшим замечания" [31]. Список в г. Новониколаевске состоял из 816 фамилий, что, по подсчетам Г.А. Бочановой, составило менее четверти домохозяев города. Свыше 70 % из них владели недвижимым имуществом стоимостью от 100 до 300 руб. и немногим более 1 % - от 3 тыс. руб. Документ насчитывал семь представительств от учреждений и торгово-промышленных фирм, 730 мужчин и 84 женщины [32].
   Обнародование списка вызвало широкий резонанс среди городских обывателей. В оценочную комиссию поступило большое число обращений и жалоб. В результате список был существенно дополнен и изменен. Появилось 18 новых фамилий; произведено увеличение оценки имущества А. М. Казакову и Т-ву И. Е. Волкова; уменьшение оценки имущества А. В. Григорьевой, Ф. Д. Маштакову, И. Е. Грохотову и В. С. Жеребцову; шесть фамилий исключили из списка в связи с продажей имущества [33].
   По российскому законодательству, женщины не имели права участвовать в выборах. Только те, кто обладал имуществом, могли уполномочить своих мужей, сыновей, зятьев проголосовать за того или иного кандидата. В связи с этим активность женщин на этапе формирования списка является проявлением общего социально-политического подъема, характеризующего наиболее мобильные социальные группы. Переселенцы, решившие изменить свою жизнь, купцы, стремящиеся к расширению дела - первые поселенцы Новониколаевска - и есть те самые мобильные слои населения, "проводники модернизации". Сохранилась переписка губернских чиновников и представителей Новониколаевской оценочной комиссии по поводу жалобы Антонины Холиной "на невнесение ее в список домовладельцев, имеющих право участвовать в избирательном собрании" [34]. Причинами, по которым А. Холина не была внесена в список избирателей, оказались следующие: имущество ее оценено было в 75 руб., не принимая в расчет стоимости земли, срок владения - менее одного года [35]. Следует также отметить, вслед за М. В. Шиловским, что столь высокий процент женщин объясняется призывом в армию их мужей в связи с начавшейся в январе 1904 г. Русско-японской войной.
   Проведение выборов по новому Положению не всегда проходило гладко. К примеру, серьезные нарушения были зарегистрированы в Томске во время избирательной кампании 1894 г. Первоначально выборы назначили на 12 декабря. Городская управа ходатайствовала перед губернатором об отсрочке выборов на месяц, поскольку в декабре торгово-промышленное население готовилось к участию в Ирбитской ярмарке. Однако исполняющий обязанности губернатора Шапошников отказался перенести срок выборов. Городская управа, тем временем, обратилась с той же просьбой в МВД, откуда пришел положительный ответ, который Шапошников скрыл от Управы. Сам он добился от МВД решения оставить в силе прежнее распоряжение об утверждении срока выборов 12 декабря. В этом случае - как, впрочем, и во многих других - центральная власть действовала непоследовательно, внося путаницу в проведение выборов в Томске, что, вероятно, отразилось на явке избирателей [36].
   Первые выборы в городские думы были отменены в Каинске из-за участия в выборах лиц, состоявших под следствием, и Бийске - из-за того, что городской голова, не дождавшись утверждения присутствием постановления городской думы о числе гласных и кандидатов, самовольно назначил и провел выборы [37].
   В Новониколаевске инициатива образования органов общественного управления исходила непосредственно от общества. Начиная с 1896 г. жители поселка Новониколаевского активно ходатайствовали об учреждении какого-либо самоуправления: волостного, арендаторского или посадского и даже провели выборы старосты и "гласников". Но уже в декабре того же года в "Томском листке" появилось сообщение: "Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет, староста не признает выборных, собирает сходы из разного сброда и творит, что ему вздумается" [38]. Поэтому вскоре должность старосты упразднили, а "гласников" распустили. Главная причина требований преобразования поселка в город и введения общественного управления в нем состояла в следующем. Новониколаевский располагался на кабинетских землях, арендные условия были настолько тяжелы, что препятствовали развитию промышленности и торговли. Сходы арендаторов отмечали полную невозможность развития промышленности при арендном праве на землю. В феврале 1901 г. депутация докладывала сходу арендаторов о результатах поездки в Томск к начальнику губернии. При рассмотрении прошения губернатор А. А. Ломачевский дал отзыв о преобразовании поселка в город на арендных правах городской земли, следующий губернатор князь С. А. Вяземский обещал поддержать ходатайство о выкупе поселковой земли в собственность перед Министерством Императорского Двора и МВД [39].
   В сформированных по Городовому положению 1892 г. думах Томска, Тюмени, Омска, Барнаула, Бийска, Кургана, Новониколаевска также преобладали купцы. В городских думах Томкой губернии на первое четырехлетие после введения документа в среднем доля гласных дум из купцов и почетных граждан составила по восьми городам губернии 37 %, при этом в Томске - 65,9 %, в Бийске - 55 %, в Барнауле - 40,6 % [40]. После того, как стало необязательно для предпринимателей выбирать себе гильдейское и "записываться в купцы", численность таковых в городах и в составе дум стала падать, а число мещан расти. В Барнауле, например, в 1910 г. в состав думы избрано 46,3 % мещан; в Бийске - 50 %, в Новониколаевске - 62 % [41]. Анализ состоятельности избирателей в думы и управы показал, что в городах торгового типа проявлялась тенденция увеличения числа богатых выборщиков, имущественный ценз которых превышал размеры необходимого для участия в выборах в несколько раз [42]. В начале XX в. социальный состав городских дум постепенно меняется, что связано с процессом размывания сословий, характерным для этого периода. Теперь на первый план выходит имущественная состоятельность. В органах общественного управления крупных и средних городов происходит рост числа крупных домовладельцев, имущество которых оценивалось 3,5, и 10 тыс. руб. В Томске удельный вес гласных с цензом свыше 5 тыс. руб. составил 33,8 % (в 1894 г. - 21,2 %). В Барнауле подобный показатель составил 30 %. В Новониколаевской и Бийской думах состоятельные гласные занимали меньше мест, 20 и 15,5 % соответственно [43]. По подсчетам авторов книги "Новосибирск в историческом прошлом", 70 % жителей Новониколаевска были выходцами из крестьян. Причем, будучи жителями города, они оставались причисленными к крестьянскому сословию [44].
   Второй по численности группой населения города были мещане, составлявшие около четверти всех жителей [45]. Купцы, как указывалось выше, составляли не более 2 % городского населения. Быстро росла численность рабочих и наемных служащих в торговле. В. А. Скубневский обращает внимание на быстрые темпы формирования городской буржуазии, ускорившегося за счет притока купечества из других сибирских городов, дельцов из Центральной России и зарубежных стран, разбогатевших крестьян алтайских уездов [46]. Причем молодая буржуазия Новониколаевска была мобильна и активно действовала в масштабах всей Томской губернии, а иногда и Сибири. Такая сословная структура Новониколаевского общества не позволяла в полной мере реализовать идею правительства об укреплении позиций дворянства в городском самоуправлении, заложенную в Городовое положение 1892 г. Поэтому прав М. В. Шиловский, когда утверждает, что относительно Западной Сибири следует говорить об уменьшении представительства в городском самоуправлении купечества и роста доли крестьян, мещан, ремесленников, дворян, чиновников и духовенства, но вовсе не о "некотором укреплении в них позиций дворян" [47].
   Особенностью городского самоуправления Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. являлось преобладание купечества в составе муниципальных органов власти. Не все представители купеческого сословия хотели или были способны заняться общественными делами. У многих для этого не хватало кругозора и элементарной грамотности. И хотя грамотность купечества в течение второй половины ХIХ в. росла, ее нельзя признать высокой. Так, грамотность купцов и почетных граждан, по данным переписи населения 1897 г., в Томской губернии составила у мужчин 40 %, у женщин 19,6 %, со средним образованием, соответственно, 6,6 и 15,5 %, с высшим - 0,9 и 0,02 % [48].
   Тем не менее, исследователи отмечают рост образовательного уровня гласных и тенденцию к повышению числа грамотных членов самоуправления. В начале XX в. в Томской думе работало намного больше гласных, чем в других городах Сибири. Вместе с лицами, имевшими среднее образование, они составляли 60,9 % численности Городской думы в 1910 г. [49]. В Томске в это время уже успешно работали первые сибирские вузы - университет и технологический институт, и это обстоятельство, несомненно, влияло на общий социокультурный облик города. В целом же, уровень образования гласных в сибирских городах оставался низким. Многим удалось получить домашнее образование или окончить городские начальные школы. Доля последних неуклонно росла, расширялась школьная сеть и, тем самым, появлялись возможности для получения начального образования.
   Средний возраст сибирских гласных в 1890-х гг. составлял 47,6 лет, а вначале XX в. - 45-46 лет. Наиболее молодые гласные были в Новониколаевске (в 1909 г. - средний возраст - 41 г., в 1913 - 43 г.) [50].


  [1] Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в. Л., 1984. С. 82-109.
  [2] Цит по: Городское самоуправление (Городовое положение 1870 года) // Эпоха великих реформ. Г. А. Джаншиев. По изданию 1900 г. Гл.IV.// http://allpravo.ru/library/doc114p0/instrum3116/item3120.html
  [3] Нардова В. А. Указ. соч. С. 52.
  [4] Там же. С. 53.
  [5] Там же.
  [6] Анкушева К. А. Тюменская городская дума в 1872 - феврале 1917 г. // Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского обл. краеведческого музея: 2004. Вып. 18. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2005. С. 48.
  [7] Там же.
  [8] Толочко А. П., Коновалов И. А., Меренкова Е. Ю., Чудаков О. В. Городское самопуравление в Западной Сибири в дореволюционный период: становление и развитие. С.32. (См.: Экономическое состояние городских поселений Сибири. Спб, 1882. С.11, 24, 54, 59, 92, 167, 179, 185).
  [9] Там же. С. 32-33.
  [10] Дмитриенко Н. М. Сибирский город Томск в XIX - первой трети XX века. Локально-историческое исследование на материалах Томска. Автореф. дис … д.и.н. Томск, 2000. С. 19.
  [11] Демидова В. А. Указ. соч. С. 107.
  [12] Дмитриенко Н. М. Сибирский город Томск в XIX - первой трети XX века: управление, экономика, население. Томск, 2000. С. 56.
  [13] Из истории Омска (1716-1917 гг.): Очерки, документы, материалы. Омск, 1967. С. 116.
  [14] Нардова В. А. Указ. соч. С. 70.
  [15] Дмитриенко Н. М. Указ. соч. С. 278.
  [16] Трускавецкая В. А. Городское хозяйство губернских и областных центров Восточной Сибири в конце XIX - начале XX в.): Автореф. дис… к.и.н. Иркутск, 2005. С. 17.
  [17] Лен К.В. Подготовка и проведение городской реформы 1870 г. в Западной Сибири ... С. 14.
  [18] См.: Из сведений о составе и деятельности Городской думы Барнаула первого четырехлетия // Барнаульская городская Дума. 1877-1996 гг. С. 27.
  [19] Скубневский В. А., Гончаров Ю. М. Купечество Сибири второй половины XIX в.// http://www.zaimka.ru/01_2004/skubnevsky_merchants/
  [20] Шиловский М. В. Политическая культура и политическая активность предпринимателей дореволюционной Сибири // Общественно-политическая жизнь Сибири. XX век. Вып.3. Новосибирск, 1998. С. 41-42.
  [21] Попов И. И. Забытые иркутские страницы: Записки редактора. Иркутск, 1989. С. 17.
  [22] Там же.
  [23] Организация самоуправления в Тобольской губернии (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сб. документов и материалов. Тюмень, 1995. С. 229-231, 254-255.
  [24] Бойко В.П. Томское купечество в конце XVIII - XIX в.: Из истории формирования сибирской буржуазии. Томск, 1996. С. 248.
  [25] Скубневский В. А., Гончаров Ю. М. Купечество Сибири второй половины XIX в.// http://www.zaimka.ru/01_2004/skubnevsky_merchants/
  [26] См.: Из сведений о составе и деятельности Городской думы Барнаула первого четырехлетия // Барнаульская городская Дума. С. 27.
  [27] Из заседания Томского губернского по городовым делам присутствия "О введении в городских поселениях Томской губернии нового городового положения" 20 декабря 1892 г.// Местное самоуправление на Алтае. 1747-1919. Сборник документов. Барнаул, 2003. С. 355.
  [28] Литягина А. В. Городское самоуправление Западной Сибири в конце XIX - начале XX веков (по материалам Томской губ.): Автореф. дис. … к.и.н. Барнаул, 1999. С. 15.
  [29] Толочко А. П., Коновалов И. А., Меренкова Е. Ю., Чудаков О. В. Городское самоуправление в Западной Сибири... С. 46.
  [30] Сведения о числе избирателей г. Барнаула за 1902-1914 годы // Барнаульская городская Дума. С. 31.
  [31] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 5. Л. 48.
  [32] Бочанова Г. А. "Список лиц, имевших право участвовать в избирательном собрании по выбору уполномоченных на 1-ое четырехлетие по гор. Ново-Николаевску, на 1904 г." // Гуманитарные науки в Сибири. 2004. № 2. С. 49.
  [33] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 5. Л. 60-60 об.
  [34] Там же.
  [35] Там же. Л. 61-62.
  [36] См. об этом: Толочко А. П., Коновалов И. А., Меренкова Е. Ю., Чудаков О. В. Указ соч. С. 52.
  [37] Там же. С. 54.
  [38] Справочник по городу Ново-Николаевску. Новосибирск, 1992. С. 37.
  [39] Там же. С. 42.
  [40] Литягина А. В. Городские думы как представительные организации торгово-промышленных кругов дореволюционной Сибири (по материалам Томской губ.) // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. (XVIII в. - 20-е гг. XX в.). Барнаул, 1997. С. 200.
  [41] Она же. Городское самоуправление Западной Сибири в конце XIX - начале XX века. Бийск, 2001. С. 152.
  [42] Она же. Городское самоуправление Западной Сибири в конце XIX - начале XX века (по материалам Томской губ.): Автореф. дис. ... к.и.н. С. 16.
  [43] Там же. С.17.
  [44] Горюшкин Л. М., Бочанова Г. А., Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1978. С. 122.
  [45] Там же. С. 123.
  [46] Скубневский В. А. Новониколаевск: становление города многофункционального типа // Новосибирская область в контексте российской истории. Новосибирск, 2001. С. 21.
  [47] Шиловский М. В. Итоги и перспективы изучения городского самоуправления Сибири второй половины XIX - начала XX в. на рубеже XX-XXI веков // Местное самоуправление в истории Сибири XIX-XX веков. Сборник материалов региональной научной конференции. Новосибирск, 2004. С. 8.
  [48] Скубневский В. А., Гончаров Ю. М. Указ соч.
  [49] Там же. С. 18.
  [50] Там же.