Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Введение.
   Глава 1. Предпосылки формирования научных связей Сибири в конце XIX - начале XX в.
   1.1. Предпосылки формирования зарубежных научных связей Сибири в конце XIX - начале XX в.
   1.2. Зарубежные путешественники в Сибири.
   1.2.1. Плавания в Сибирь И. Виггинса.
   1.2.2. А. Э. Норденшельд в Сибири.
   1.2.3. Экспедиция А. Брэма и О. Финша в Западную Сибирь.
   Глава 2. Зарубежные связи сибирских вузов в конце XIX - начале XX в.
   2.1. Обмен научной информацией.
   2.2. Экспедиции профессоров и преподавателей сибирских вузов как форма зарубежных связей.
   Глава 3. Зарубежные связи сибирских отделов ИРГО в конце XIX - начале XX в.
   3.1. Обмен научной информацией - основная форма зарубежных связей сибирских отделов ИРГО.
   3.2. Зарубежные экспедиции сибирских отделов ИРГО.
   Глава 4. Сибирь глазами иностранцев
   4.1. Дж. Кеннан и его "Сибирь и ссылка".
   4.2. Ф. Нансен о Сибири.
   Заключение
   Приложения: [1] [2] [3] [4] [5] [6]
   Summary
   Список сокращений

 

1.2.1.Плавания в Сибирь И. Виггинса.

    Иосиф Виггинс - известный английский мореплаватель, в 70-е гг. XIX в. заинтересовался проблемой определения возможности постоянного сообщения между сибирскими реками и английскими портами. Этому немало способствовала деятельность М.К. Сидорова по привлечению добровольцев, желающих пройти Северо-Восточным проходом к устьям рек Оби и Енисея. Еще в 1862 г. русский промышленник предлагал Географическому и Вольному экономическому обществу две тысячи фунтов стерлингов в качестве премии тому судну, которое первым войдет в одну из этих рек. Но оба общества отказались объявить такой конкурс, поскольку вице-председатель РГО и почетный член Вольного экономического общества граф Ф.П.Литке доказывал, что морской путь к устьям сибирских рек из-за льдов невозможен. Тогда в 1869 г. М.К.Сидоров попросил известного германского географа Петермана обратиться с тем же предложением со страниц своего журнала "Petermanns Mittheilungen". Это случилось 6 октября 1869 г. [46]
   Уже в августе 1874 г. английский капитан И. Виггинс из Сандерленда предпринял плавание в Карское море на пароходе "Диана" [47]. Используя благоприятную ледовую обстановку "Диана" достигла устья Обской губы, а несколько позднее прошла восточнее меридиана шхер Минина. Во время плавания - Виггинс обнаружил в районе Енисейского залива два небольших острова, необозначенных на картах, позднее получивших название островов Вилькицкого и Шокальского [48].
   В следующем 1875 г. на небольшом парусном судне "Вим" Виггинс снова отправился к берегам Сибири. Из-за задержек, связанных с поломкой судна, и неблагоприятными погодными условиями путешественнику пришлось повернуть назад, чтобы не рисковать жизнью экипажа и судна. Это случилось у берегов острова Колгуева [49].
   В ноябре 1875 г. Виггинс приехал в Санкт-Петербург. 19 ноября состоялось совместное заседание обществ содействия русской промышленности и мореходству, на котором с речью выступил английский мореплаватель. Он, в частности, сказал, что отправился в свою первую экспедицию 1874 г. на "Диане" в надежде получить премию в две тысячи фунтов стерлингов, предложенную М.К.Сидоровым. Кроме того, Виггинс отметил: "Я отправился отыскивать желанный путь в надежде, что не только получу премию, но и что открытием важнейшего пути для вывоза из Западной Сибири в голодающую Архангельскую губернию дешевых хлебных продуктов, обращу на себя внимание русского торгового сословия и правительства" [50].
   Летом 1876 г. Виггинс вновь отплыл к устьям сибирских рек на пароходе "Темза". Для этой экспедиции средства пожертвовали А.М. Сибиряков и Гарднер по одной тысяче фунтов стерлингов [51]. До глубокой осени о нем не было никаких известий. Чтобы узнать об экспедиции, М.К.Сидоров отправил разным лицам в Сибири письма и телеграммы, a A.M. Сибиряков назначил премию в три тысячи рублей тому, кто найдет Виггинса и окажет ему помощь [52]. Наконец, телеграммами от 21 ноября из Енисейска городской голова Баландин и от 23 ноября сам Виггинс сообщили, что экспедиция прибыла к устью Курейки, впадающей в Енисей в ста верстах от Туруханска [53].
   Далее произошла некоторая задержка, так как Туруханский отдельный заседатель арестовал весь товар, привезенный Виггинсом в обмен на провизию для команды. Основанием послужило то обстоятельство, что товар прибыл к такому месту, где нет таможенного чиновника. Привоз товара к таким местам считался тайным. За него полагалась конфискация и штраф, в пять раз превышавший стоимость товара. Узнав о сложившейся ситуации, М.К.Сидоров сделал заявление Обществу для содействия промышленности и торговле. В нем, в частности говорилось: "Виггинс вместо благодарности за трехлетние труды по открытию морского пути в устья сибирских рек, вместо награды... будет подвергнут штрафу. Я уверен, что наше правительство посмотрит на это дело иначе, в противном же случае, оно остановило бы деятельность Виггинса в самом начале, после первой или второй его экспедиции к устьям сибирских рек [54].
   Общество для содействия промышленности и торговле ходатайствовало перед директором департамента таможенных сборов об освобождении товаров, привезенных Виггинсом, из-под ареста [55]. Ходатайство было удовлетворено. A.M. Сибиряков пожертвовал Виггинсу для его переезда с матросами из Енисейска до Петербурга одну тысячу рублей. 4 января 1877 г. в Петербургском отделении Общества содействия русскому торговому мореходству английский мореплаватель сделал сообщение "О своем плавании на паровой яхте "Темза" по Карскому морю в реку Енисей в 1876 году" [56].
   Успех Виггинса состоял не только в том, что ему удалось достичь Енисея. Это раньше него сделал А.Э. Норденшельд. Английский мореплаватель поднялся по Енисею до Курейки и, тем самым, доказал возможность судоходства по ней. Это обстоятельство оказалось важным для предпринимателей, так как шведское судно не смогло пройти по Енисею далеко вверх. Были сделаны ценные метеорологические и гидрологические наблюдения, еще раз подтвердившие вывод о возможности плавания через Карское море.
   Виггинсу предстояло вернуться в Туруханск. По дороге из Санкт-Петербурга в марте 1877 г. он останавливался в Омске, где был принят И.Я. Словцовым. В продолжительной беседе были затронуты вопросы о возможности торговли и мореходства Северного морского пути, о деятельности М.К.Сидорова. Виггинс поделился предложениями, сделанными ему в Петербурге по организации новой экспедиции на средства русского купечества с командой русских ученых [57]. Из Туруханска английский путешественник намеревался выйти к устью Енисея и затем вернуться в Англию, но, спускаясь по Енисею, пароход сел на мель в районе современной Игарки в двухстах верстах от Курейки. "Темза" могла сняться с мели только сбросив весь гранит, подаренный М.К. Сидоровым за открытие входа в Енисей, но и это не помогло. Виггинсу пришлось продать пароход енисейским пароходовладельцам и за шесть тысяч рублей отправить команду сухим путем в Англию [58].
   На опыте первых плаваний в устья Оби и Енисея Виггинс и его единомышленники пришли к выводу, что морская торговля между Сибирью и Европой возможна. Торговля между Сибирью и Англией рассматривалась как достаточно выгодная [59]. В дальнейшем капитан Виггинс повторил рейсы в устья Оби и Енисея, действуя по поручению "Английской морской экспедиции Фр.Л.Попхэма", а затем "Англо-Сибирского синдиката" в 1878, 1887, 1888, 1889, 1890, 1893, 1894 гг. При этом он пользовался русскими картами и лоцманами-проводниками  [60].
   


  [46] Студитский Ф. История открытия морского пути. Ч.1. С.171.
  [47] Там же. С.171-175.
  [48] H.Johnson. The life and voyages of Joseph Wiggins. Modern discoverer of the Kara Sea Routes to Siberia. P.47.
  [49] Студитский Ф. История открытия морского пути. Ч.1. С.176.
  [50] Там же. Ч.2. С.89.
  [51] Там же. Ч.1. С.176.
  [52] Там же.
  [53] Там же. С.177.
  [54] Там же. С.178.
  [55] Там же. С.182.
  [56] Там же. Ч.2. С.95-104.
  [57] ЦХАФАК. Ф.163. Оп.1. Д.33. Лл.171-173.
  [58] Студитский Ф. История открытия морского пути. Ч.1. С.190.
  [59] См.: Charles Eden. Frosen Asia. London, 1879. p.157-159.
  [60] Пинхенсон Д.М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. С.76.