Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта


Предисловие

Глава 1. Индустриальное развитие Сибири в XVIII - начале ХХ в.
  1.1. Особенности перехода России от аграрного общества к индустриальному
  1.2. Крепостная и капиталистическая мануфактура Сибири в XVII - первой половине XIX в.
  1.3. Капиталистическая мануфактура и начало первой модернизации в Сибири
  1.4. Сибирь в период фабричной промышленности
  1.5. Экономическая политика государства в Сибири
  1.6. Внешнеторговые связи Сибири

Глава 2. Формирование и состав индустриальных кадров Сибири
  2.1. Формирование сибирского отряда рабочих России в XVIII - первой половине XIX в.
  2.2. Формирование сибирского отряда рабочих России во второй половине XIX - начале ХХ в.
  2.3. Управляющие и служащие

Глава 3. Правовое и экономическое положение индустриальных рабочих Сибири в XVIII - начале ХХ в.
  3.1. Правовой статус рабочих Сибири
  3.2. Временные промысловые поселки в Сибири (XIX - начало ХХ в.)
  3.3. Методы эксплуатации и жизненный уровень рабочих Сибири

Глава 4. Формы социальной активности в индустриальной сфере Сибири
  4.1. Побеги рабочих в XVIII - первой половине XIX в. как форма социального протеста
  4.2. Волнения на крепостных мануфактурах Сибири в XVIII - первой половине XIX в.
  4.3. Волнения и стачки наемных рабочих Сибири в XVII - первой половине XIX в.
  4.4. Обзор рабочего движения в пореформенный период
  4.5. Политическая ссылка и рабочее движение в Сибири накануне революции 1905-1907 гг.
  4.6. Экономические организации рабочих Сибири во второй половине XIX - первые годы ХХ в.
  4.7. Обзор рабочего движения в Сибири в 1895 - феврале 1917 г.

Заключение
Список сокращений

 

1.5. Экономическая политика государства в Сибири

   Экономическая политика Российской империи в Сибири защищала финансовые интересы Кабинета Его Императорского Величества, Казны, дворян и российских фабрикантов.
   Прежде всего, власть заботилась о доходах императора. Именно по этой причине она благоволила сибирским инородцам в их столкновениях с русскими крестьянами, ведь инородец нес ясак в Кабинет, а крестьянская подать шла в государственную Казну. В судебных тяжбах за рыболовные и охотничьи угодья, земли, как правило, выигрывали инородцы. Законодательно запрещался въезд в инородческие стойбища торговцам до уплаты ясака. Однако в XIX веке, по мере уменьшения доли ясака в общих доходах Кабинета, охранительная политика стала анахронизмом и сменилась политикой окрестьянивания инородцев, особенно на землях Кабинета, где часть податей платились императору, как собственнику земли. По этой же причине чиновники старались выдворить с сибирских земель кочевников, но как только они высказывали желание сесть на землю, преследование их прекращалось.
   В интересах Кабинета всегда решались споры о принадлежности угодий. Особыми правилами регулировалось пользование лесами. Императорскими указами от 1779, 1785, 1922, 1928 гг. запрещалось строительство огнедействующих заводов в Алтайском горном округе для сбережения лесов. Это запрещение вошло в Горный (1857 г.) и Лесной (1876 г.) уставы [95], обрекая на прозябание частную промышленность богатейшей части Сибири. Исключения делались для солидных людей из откупщиков и чиновников.
   Земельная, миграционная политика правительства была нацелена на сохранение рабочей силы для российских помещиков. Не раз были предприняты неудачные попытки насаждения в Сибири помещичьих хозяйств. Однако и после реформы 1861 г. Сибирь практически не знала других форм собственности на землю, кроме государственной и коронной. Лицам непривилегированных сословий сибирская земля в собственность не продавалась. Переселение крестьян в Сибирь было затруднено вплоть до начала ХХ в. По мнению историка И.В. Островского, хозяйственное освоение Сибири никогда не было самостоятельной целью политики самодержавия. Она заслонялась интересами помещиков и стратегическими расчетами. Меры правительства были нацелены на ограничение свободного землепользования и усиление податного обложения. Законопроект о введении крестьянской частной собственности в Сибири так и не был принят.
   Политика государства была направлена на распространение основных начал земельной, налоговой, административной политики в отношении российского крестьянства на Сибирь. Этому служило землеустройство, замена подушного налога поземельным, отмена круговой поруки, введение института крестьянских начальников. Надо сказать, что землеустройство в Сибири до сих пор не завершено. До сих пор точно не известно, сколько в Сибири сельхозугодий и какого качества. Реформаторы П.А. Столыпин и А.В. Кривошеев не скрывали, что в отношении развития Сибири не стоит идти дальше увеличения доходности сельского хозяйства и простейшей переработки сырья [96]
   С целью увеличения доходности Казны, ограничения прав крестьян на пользование землей и лесами проводилось в Сибири лесоустройство, учет рыболовных угодий. Все угодья, которые не числились за крестьянскими или инородческими обществами, со второй половины XIX в. стали считаться казенно-оброчными статьями и сдаваться в аренду. В Западной Сибири в 1963 г. за пользование лесами была введена попенная и посаженная плата, в 1884 г. открыто управление государственных имуществ, в 1994 г - были открыты управления госимуществ в губерниях Восточной Сибири, в 1898 г - Приамурское управление. В начале XIX в. лесной доход Казны в Сибири составил около 3 тыс. руб., в 1873 г. - 34 тыс. руб., в 1913 г - 2,6 млн. руб. [97] Из них меньше половины тратилась на охрану, изучение лесов и лесоводство.
   Правила лесопользования в Сибири соблюдались слабо, а законы об охоте на диких зверей на Сибирь не распространялись. В 1764 г. императрица Екатерина II наказала тобольскому губернатору Чичерину "позволить в Западной Сибири ловить и стрелять зверей во всякое время года" [98]. Этот указ вошел в свод законов империи. На него ссылались власти в течение XIX в. при попытках местных властей регулировать охоту в Сибири, опасаясь нарушить права ясачных инородцев. Правительственные запретительные акты появлялись лишь тогда, когда становилось очевидным исчезновение вида какого-либо ценного зверя. В 1851 г. была запрещена охота на речных бобров, в 1898 г. - на маралов в Алтайском округе [99]. Серьезный резонанс имел принятый по ходатайству Ирбитского ярмарочного комитета закон о запрете охоты на соболей и торговли шкурками на три года с 1 февраля 1913 г. по 1916 г. с последующим ее ограничением [100]. Он касался жизненных интересов населения многих районов Восточной Сибири и целой отрасли пушной промышленности и торговли.
   Большие последствия для развития сибирской экономики имели государственные правила добычи полезных ископаемых. До начала XIX в. существовала монополия государства на добычу драгоценных металлов. 28 мая 1812 г. вышел указ "О предоставлении прав всем российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну податей". Первоначально права на разработку руд драгоценных металлов были именными. Привилегии давались государевым указом дворянам и именитым купцам. По "Положению о частной золотопромышленности на казенных землях Сибири" 1838 г. права на занятия золотым промыслом получили дворяне, купцы первой и второй гильдий. В 1862 - 1863 гг. была разрешена добыча золота на землях Кабинета. Устав о золотопромышленности 1870 г. разрешал добычу золота лицам всех сословий. С 1891 г. Государственному банку разрешено кредитование крупных золотопромышленных компаний. В 1901 г. было введено свободное обращение шлихового золота, отменившее обязательную сдачу добытого золота в казну. Таким образом, золото стало обычным товаром, были сняты все сословные ограничения на его добычу.
   Государство облагало сибирских золотопромышленников значительно большим налогом, нежели уральских дворян-заводчиков. Горная подать составляла для Урала 10 % стоимости валовой добычи, для приисков Сибири она была установлена в 1928 г. в размере 15 %, а с 1840 г. - в 20 - 24 %, в Забайкалье - 30 %. В 1849 г. прииски в зависимости от размера добычи платили подать от 5 до 35 % , с 1854 г. - от 5 до 20 %, с 1858 г. - с 5 до 15 %. Доход Казны составлял 2 - 3 млн. руб. ежегодно, Кабинета - до 600 тыс. руб. Золото подлежало до 1901 г. обязательной сдаче в казну. Расчет производился Монетным двором в Санкт-Петербурге. С 1861 г. - также в Барнауле и Екатеринбурге. Дорогая доставка золота, длительность операций осложняли дело. С 1866 г. за золото получали ассигновки, которые могли пускаться в оборот еще до расчета за золото.
   В 1881 г. горная подать была снижена до 10 %, но к ней добавилась плата по 10 руб. за каждую десятину золотоносной площади. Практиковалась также продажа приисков и сдача их в аренду. В 1902 г. на казенных землях горная подать была заменена промысловым налогом, который был в два раза ниже прежней подати, но платился перед началом промыслового года. В целом государство через налоги отбирало до трети чистой прибыли у предпринимателей Сибири, у промышленников Урала - в два раза меньше. Налоговая политика тормозила развитие частной золотопромышленности. Близорукая дискриминационная политика Министерства финансов в отношении сибирских золотопромышленников вела к расхищению золота, сотни пудов золота уходили беспошлинно в Китай, а в период первой мировой войны там активно действовали германские конторы по скупке контрабандного золота.
   Тормозилось развитие промыслов и дороговизной техники. Российского горного оборудования было мало и оно было ниже качеством нежели американское, английское, германское, новозеландское. Иностранные же машины облагались высокими пошлинами от 30 до 50 % стоимости. Пошлины были отменены на 10 лет в 1898 г., что позволило увеличить число драг в России с 8 до 46 [101]. Далее число драг не менялось до 1917 г.
   Тормозилось развитие горных промыслов также отсутствием дешевого кредита, инженерных и технических кадров, инфраструктуры, геологических исследований, о чем государство, получая миллионные доходы, не заботилось. Горные специалисты считали, что "вся история законодательства о золотопромышленности есть целый ряд стеснительных мер и ограничений в исключительных интересах казны и отдельных привилегированных сословий" [102].
   Нужды сибирского населения всегда ставились на последнее место, если они не соответствовали интересам государства или российским предпринимателям. Показательна в этом отношении судьба беспошлинной торговли в устьях сибирских рек. После ряда безуспешных попыток, англичане добрались по северному морскому пути до Енисея, совершили в 1896 - 1897 гг. успешную торговую операцию в Енисейске и Красноярске, обменяв мануфактуру на хлеб, соль, шерсть, кожи, масло. Беспошлинная торговля после этого была отменена по требованию московских фабрикантов. "И все дело погибло, все операции были ликвидированы, а Сибирь по-прежнему осталась данницей московских толостосумов. И это называется государственной политикой!" - возмущался по этому поводу томский публицист А.В. Адрианов в 1912 г. Одним из главных целей деятельности сибирских депутатов в Государственной Думе России было добиться порто-франко для устьев рек, снижение тарифов на железной дороге, чтобы создать условия для выгодной торговли хлебом, лесом, рыбой, то есть дешевым и громоздким сибирским товаром. Правительство неохотно шло на уступки, отменив челябинский тарифный перелом в 1911 г. и разрешив деятельность компании И. Лида на Енисее. Сибирь, не имея выбора, была вынуждена покупать дорогую российскую фабричную продукцию, и отдавать дешево свой товар. Эта ситуация называлась в сибирской публицистике "мануфактурное иго Москвы".
   В целом в отношениях государства с сибирскими предпринимателями можно выделить три периода. Первый из них охватывал XVII - первую четверть XVIII века, когда на территории Сибири был слаб контроль феодального государства и освоение края шло преимущественно на основе частной инициативы промышленников, купцов, служилых и гулящих людей.
   Второй этап занимал отрезок времени со второй четверти XVIII по первую половину XIX в. Это время укрепления государственной власти в Сибири, в том числе и в экономике. Частное предпринимательство было вытеснено из промышленности Казной, Кабинетом, дворянами. Кабинет сосредоточил в своих руках горное дело, Казна и дворяне - винокурение, сукноделие и солепромышленность.
   Вторая половина XIX - начало ХХ в. характеризуется взаимодействием государства и частного предпринимательства. Казенное и кабинетское предпринимательство было сокращено до минимума. Государство брало на себя наиболее капиталоемкие проекты, например строительство железных дорог, каналов, занимало экономические ниши, не обеспеченные частным капиталом - лесопромышленность, строительство. Однако в этом взаимодействии местным капиталистам отводились третьи роли, на первых всегда были дворяне и буржуазия Европейской России.
   

назад дальше


  [95] История Алтая в документах и материалах. Конец XVII - начало ХХ века. Барнаул. 1991. С. 193 - 194.
  [96] Островский И.В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991. С. 265 - 267.
  [97] Худяков В.Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период. Томск: Изд-во Томского ун-та, С. 232 - 260.
  [98] РГИА. Ф. 1341. Оп. 28. Д. 554. Л. 1, 2.
  [99] РГИА. Ф. 1265. Оп. 6. Д. 195. Л. 3 - 4; Ф. 468. Оп. 24. Д. 257. Л. 6.
  [100] РГИА Ф. 1291. Оп. 84. Д. 51. Л. 34.
  [101] Хроленок С.Ф. Указ соч. С. 21 - 22, 42 - 46, 88 - 89, 175 - 176.
  [102] Там же. С. 97.