Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

От составителей
Таможенная служба в Забайкалье
- Документы
  01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70
Список сокращений
Таможня в Забайкалье: документы и материалы. 1862-1926 гг. / Авторы-составители: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 2008

№  32
Из доклада управляющего Маньчжурской таможней В.В. Авдиенко в Департамент таможенных сборов о контрабанде на границе с Маньчжурией [1]
8 июля 1911 г.

   Обыкновенный и наиболее распространенный способ беспошлинного водворения китайских товаров в район их пошлинного обложения состоит в том, что товары эти предъявляются Маньчжурской таможне к досмотру и, по получении от нее разрешения на право свободного провоза их на лошадях в 50-верстную полосу, водворяются затем за пределы ее в местах, наиболее слабо защищенных в таможенном отношении. Предоставленное таможней право свободного передвижения указанных товаров в пределах льготной полосы делает эту контрабанду почти неуловимой по той простой причине, что невозможно заранее предугадать, где произойдет ее прорыв. Но такой способ водворения контрабанды сопряжен с некоторыми неудобствами и годен только для товаров сравнительно высоко-пошлинных, выдерживающих перевозку их на лошадях на значительном расстоянии; наиболее же прибыльным и поэтому привлекательным в глазах контрабандистов является водворение их при помощи железной дороги. В минувшем полугодие выяснился, между прочим, особый род незамысловатого, но, тем не менее, опасного для интересов казны, ухищрения, которое, очевидно, с успехом практиковалось и раньше.
   Маньчжурской таможне предъявляются к досмотру заведомо китайские товары, причем, заявляется о желании вывезти их на лошадях в 50-верстную полосу. По получении от таможни квитанции, дающей право, как выше было замечено, на свободное передвижение товаров в любое место льготной полосы, последние вывозятся на лошадях обыкновенно, на ближайшие к поселку Маньчжурия станции, где отсутствует, однако таможенный надзор, как Мациевская[2], находящаяся в 3 верстах от черты границы, и там сдается железной дороге под видом русского, для чего предъявляется станции удостоверение о русском происхождении, выданное властями ближайших поселков (Надаровского, Абагайтуйского и т. д.), которое и прилагается к железнодорожным документам. Иногда же дело обставляется еще проще: товары вывозятся со станции Маньчжурия в 50-верстную полосу без предъявления таможне, и сдаются железной дороге на ближайшей станции, с приложением к железнодорожным документам удостоверений о русском происхождении.
   Под прикрытием таких документов товары легко могут миновать на своем пути все таможенные преграды: Борзю, Танхой и Иркутск, нигде не возбудив подозрения в легальном их водворении; получение же указанных удостоверений не представляет никаких затруднений для товарохозяев: по частным сведениям, некоторые купцы приобретают за бесценок (50 коп. каждое) совершенно незаполненные бланки, но с подписями поселковых атаманов и за печатями поселковых учреждений, которые по мере надобности заполняются самими товарохозяевами. Вот некоторые случаи.
   4 января с. г. задержана таможней на станции Мациевская партия конского волоса, состоящая из 59 тюков, весом брутто 442 п. 2 ф., принадлежащая местной пушно-сырьевой фирме, известной под названием Русско-Монгольского Товарищества. Партия эта была предъявлена таможне к досмотру для вывоза на лошадях на станцию Мациевская, причем товар признан по досмотру (кн. 127 оч. 16) китайским, против чего товароотправитель не спорил, но на станции Мациевская сдал его железной дороге для отправки в Москву по накладной "Мациевская - Москва", № 719, приложив к последней копию удостоверения Надаровского поселкового атамана Цыган-Олуевской станицы о русском происхождении товара (Конфискация № 10).
   31 марта задержано Управляющим Борзянской заставой два ящика лисьих невыделанных шкурок, весом брутто 6 п. 30 ф., следовавших по багажной квитанции "Мациевская-Чита II" за № 178 без всяких таможенных документов. Спустя день после получения таможней товара поступило от начальника ст. Борзя удостоверение Надаровского атамана о русском происхождении этого товара, случайно, будто бы, не приложенное к железнодорожным документам начальником ст. Мациевская при отправлении товара. Как выяснено впоследствии, удостоверение это написано рукою товароотправителя (конфискация № 177 1911 г.)
   В особенности часто наблюдались попытки нелегального провоза свежей рыбы китайской, но в таких случаях таможня, не останавливая эти товары, сообщала лишь об этом управляющему Борзянской заставой, который уже задерживал на ст. Борзя целые партии рыбы, адресованные по железнодорожным документам в места пошлинного обложения, как города Сретенск, Читу и Нерчинск и взыскивал за них пошлину. <...>
   Для прекращения выдачи поселковой полицией фиктивных удостоверений таможня вошла в сношение с атаманом отдела, коему подчинены поселковые и станичные правления, препроводив ему в виде образца одно из таких удостоверений. По его распоряжению было произведено дознание, которым подтвердился факт незаконной выдачи удостоверений, но дело ограничилось одним только увольнением от службы Надаровского атамана, объяснившего, что он выдавал такие удостоверения по малограмотности и непониманию, какое они имеют значение.
   Весьма желательно было бы учреждение на ст. Мациевской конного таможенного поста, для чего мог бы быть переведен существующий ныне на ст. Маньчжурия. При посещении господином начальником округа ст. Маньчжурия я докладывал его превосходительству о необходимости перевода Маньчжурского поста и получил принципиально согласие на это.

    РГИА ДВ. Ф. 1251. Оп. 1. Д. 60. Л. 8-9об. Копия. Машинопись


  [1] Копия документа получена начальником Приамурского таможенного округа 17 июля. На сопроводительном документе сохранилась его резолюция: "Предложить управляющему таможней, может ли быть нанято на с.Мациевской помещение для поста в составе 5 досмотрщиков при 8 лошадях и за какую сумму"
  [2] Мациевская, станция на Забайкальской (Читинской) железной дороге. Названа в честь Мациевского Евгения Осиповича, генерал-майора, военного губернатора Забайкальской области в 1893-1901 гг. В апреле 1918 г. на станции Мациевской состоялась встреча китайских и советских представителей для переговоров по пограничным вопросам. См.: М.А. Персиц. Дальневосточная республика и Китай. М., 1962.