Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

От составителей
- Таможенная служба в Забайкалье
- Документы
  01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70
Список сокращений
Таможня в Забайкалье: документы и материалы. 1862-1926 гг. / Авторы-составители: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 2008

Таможенная служба в Забайкалье

   История становления и развития таможенной службы в Забайкалье тесно связана с хозяйственным освоением Восточной Сибири и Дальнего Востока. Появление здесь первых таможенных учреждений относится к первой четверти XVIII в., когда после подписания Буреинского и Кяхтинского договоров с Китаем в развитии двусторонней торговли появилось новое направление - приграничная торговля. Центром такой торговли стал населенный пункт Кяхта - торговая слобода, где в 1728 г. была основана первая на границе с Поднебесной таможня.
   Таможенное регулирование Кяхтинского торга занимало особое место в российской таможенной системе. Главным товаром, ввозившимся через Кяхту в Россию и дававшим наибольших объем пошлин, был чай. Кяхтинское купечество специализировалось на чайной торговле, а Гостиный двор в Кяхте стал местом таможенного оформления чаев. Порядок работы Кяхтинской таможни регулировался особыми статьями российского Таможенного устава, а сама она была самой крупной таможней на азиатских границах империи - в 1821 г. в ее штате насчитывалось 218 человек.
   Успехи морской торговли с Китаем во многом предопределил упадок Кяхтинского торга. Высочайше утвержденным 3 апреля 1862 г. "Положением об устройстве таможенной части и таможенного управления в Восточной Сибири" Кяхтинская таможня была упразднена, а функции главной таможни региона перешли к вновь учреждаемой таможне в Иркутске. В районе её действия учреждалась таможенная линия - по сути первый таможенный заслон на пути движения иностранных товаров, беспошлинно ввозимых в объявленные порто-франко Владивосток и Николаевск-на-Амуре.
   С этого момента развитие Забайкалья и таможенных учреждений на его территории самым непосредственным образом связано с историей Приамурья. Забайкальская область Восточно-Сибирского генерал-губернаторства вошла в состав образованного в 1884 г. Приамурского генерал-губернаторства.
   Дальнейшее развитие таможенной службы на территории Забайкалья связано с реализацией долговременных правительственных программ и, прежде всего, с железнодорожным строительством. Завершение строительства Великой Сибирской магистрали и Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) предопределило судьбу приамурского порто-франко, но еще до его отмены правительство изучило состояние охраны границы и выработало принципиальные основы строительства таможенных учреждений. Учитывая специфику торговых отношений с Китаем - беспошлинный ввоз китайских товаров за исключением чая, пошлина с которого носила фискальный характер, ханшина (хлебной китайской водки) и опиума, которые были запрещены к ввозу (док. 1), наличие вдоль границы на всем ее протяжении 50-верстной полосы беспошлинной торговли, - правительство отказалось от первоначальной идеи установить по границе с Китаем сеть таможенных учреждений и ограничилось созданием таможенной службы в главных торговых центрах и транспортных узлах. Такими центрами были порты Владивосток и Николаевск-на-Амуре, Сретенск, где доставлявшиеся по Амуру товары должны были перегружаться в железнодорожные вагоны, а также уже упоминавшаяся Кяхта, через которую шли товары из Китая, среди которых по-прежнему большое место занимал чай, доставлялись сухопутными трактами.
   Именно в этих четырех населенных пунктах в июне 1899 г. был учрежден временный таможенный надзор, деятельность которого строилась на основании утверждаемых министром финансов особых правил. В условиях еще сохранявшегося порто-франко на временный таможенный надзор в Кяхте и Сретенске была возложена обязанность пресечения незаконного ввоза в Забайкалье иностранных товаров, аналоги которых в России облагались акцизом - спиртных напитков (док. 2), табака, сахара, осветительных масел, зажигательных спичек. Примечательно, что установленный как временная мера, этот порядок был закреплен в Таможенном уставе 1892 г.
   Опыт работы временного таможенного надзора подтвердил целесообразность развертывания в Приамурье и Забайкалье полноправных таможенных учреждений. Исходя из специфики и величины товаропотоков 15 мая 1900 г. в Кяхте и Сретенске были учреждены таможни 1-го класса 2-го разряда (док. 3).
   Продолжением процесса развертывания системы таможенных учреждений в Забайкалье стало учреждение в январе 1902 г. таможенной заставы на конечной станции КВЖД в пос. Маньчжурия (док. 6). Первым управляющим Маньчжурской таможенной заставой, а затем и таможней стал Станислав Николаевич Хмелевский. Выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета к моменту назначения на должность управляющего заставой имел солидный послужной список, знание специфических условий Приамурского края. В таможенном ведомстве 40-летний чиновник служил с 1894 г., его служба проходила в крупнейших таможнях - Санкт-Петербургской портовой и сухопутной, Ревельской, в таможенном надзоре Владивостока. В августе 1901 г., еще до утверждения таможенной заставы, С.Н. Хмелевский был направлен на ст. Маньчжурия. На его плечи легла основная работа по подготовке к открытию нового таможенного учреждения. О том, что этот процесс не был простым, свидетельствует сохранившаяся в архивах подготовленная С.Н. Хмелевским в мае 1902 г. инструкция досмотрщикам Маньчжурской таможенной заставы. Как видим, управляющему приходится не только разъяснять таможенным досмотрщикам суть их обязанностей, но и говорить о самых элементарных нормах поведения (док. 9).
   Открытие действий таможенной заставы произошло в марте 1902 г. (док. 8). Спустя три месяца Маньчжурская таможенная застава была преобразована в таможню 1-го класса (док. 11). Находившаяся на конечной станции КВЖД, Маньчжурская таможня вплоть до середины 1920-х гг. оставалось одной из основных российских таможен региона. Особенностью этой крупнейшей в Забайкалье таможни было то, что она размещалась и вела свои действия на территории Китая в 18 верстах от границы, в полосе отчуждения КВЖД. Ее основной задачей являлось осуществление таможенных обрядностей над поездами и грузами, следовавшими по КВЖД в Забайкалье. Целый ряд вошедших в сборник документов отражает разные стороны деятельности этой таможни. Однако одним из важнейших направлений в ее деятельности была борьба с контрабандой. О масштабах контрабанды можно судить по одному из первых отчетов, согласно которому с 12 ноября 1902 по 1 января 1903 г. таможней было произведено 41 задержание контрабанды на сумму 572 руб. (док. 12). На первом месте по сумме задержаний находились запрещенный к беспошлинному ввозу в империю чай и полностью запрещенный к ввозу в Россию опиум.
   Весной и летом 1902 г. таможенные учреждения были открыты в Приамурском генерал-губернаторстве вдоль всей границы с Китаем. Одновременно вносились изменения в таможенное управление в Сибири, Еще в 1899 г. при Департаменте таможенных сборов были учреждены должности двух ревизоров для производства ревизий таможенных учреждений Сибири, в том числе и района Иркутской таможни [1]. Теперь же территория Приамурского края, в том числе и Забайкальской области, была поделена на три таможенных района: Забайкальский с местопребыванием ревизора в Чите, Амурско-Приморский с центром в Хабаровске и Заамурский, управление которого размещалось во Владивостоке. Первые два возглавлялись таможенными ревизорами. К Забайкальскому таможенному району были отнесены таможенные учреждения от Иркутска до устья р. Шилка: Иркутская складочная, Кяхтинская и Сретенская 1-го класса таможни, а также Байкальская, Хилкотойская и Акшинская таможенные заставы [2]. Заамурский же район имел особый статус. Во главе его находился окружной таможенный инспектор с правами начальника таможенного округа. В состав Заамурского района вошли все учреждения на территории Южно-Уссурийского края, а также в полосе отчуждения КВЖД и в приграничном с Маньчжурией районе Забайкальской области - Маньчжурская таможня, Борзянская и Абагатуевская таможенные заставы [3].
   Интенсивное "таможенное строительство" началось после отмены с 1 января 1901 г. порто-франко и введения таможенного обложения в Приамурье и Забайкалье. Причем, таможенные учреждения продолжали действовать и в условиях последовавшего после начала русско-японской войны временного восстановления режима порто-франко. Ряд приведенных в сборнике документов позволяют представить сложности, с которыми пришлось столкнуться таможням региона в годы этой войны (док. 16,  17,  18).
   Сложившаяся в начале ХХ столетия система таможенных учреждений сохранилась вплоть до окончательной отмены порто-франко в марте 1909 г. В соответствии с принятым 2 мая 1909 г. законом об организации таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и в Забайкальской и Якутской областях и Иркутской губернии Иркутского генерал-губернаторства был образован Приамурский таможенный округ, объединивший под своим управлением все таможенные учреждения на территории Приамурья и Забайкалья (док. 24,  25). На обеспечение перестройки таможенной службы дополнительно к смете расходов выделялись значительные средства - более 616 тыс. руб. Приведенный в сборнике документ позволяет представить структуру таможенных учреждений Забайкалья в составе Приамурского таможенного округа: это две таможни 1-го класса (Маньчжурская и Сретенская), одна таможня 2-го класса (Кяхтинская, преобразованная из таможни 1 класса согласно тому же закону), 7 таможенных застав, 20 таможенных постов на границе с Монголией и Маньчжурией (док. 26). О материальном обеспечении таможенных служащих говорят приведенные в документах сведения о жаловании таможенных чиновников и досмотрщиков. Самым высоким было материальное обеспечение начальника таможенного округа, денежное содержание которого, без учета сумм на разъезды, составляло 8000 руб. в год, 5250 руб. составляло жалование управляющего таможней 1-го класса, 3600 - таможней 2-го класса, 1950 руб. в год получали управляющие таможенными заставами и надзиратели таможенных постов. Максимальное жалование досмотрщика (вольнонаемного служащего таможни) I разряда в таможенных учреждениях Приамурского края было значительно скромнее - всего 47 руб. в месяц.
   Создание Приамурского таможенного округа окончательно вводило в Приамурье и Забайкалье общероссийскую систему управления таможенным делом. Теперь таможенные учреждения действовали на основе Таможенного устава и Общего тарифа по европейской торговле. Однако специфические условия региона наложили отпечаток и на сферу их деятельности. Так, таможенные заставы Приамурского таможенного округа были наделены правами таможен 3-го класса по пропуску товаров, а таможенные посты, создававшиеся для предотвращения контрабанды, выполняли более широкие функции охраны границы. Приведенные в сборнике правила и инструкции 1901-1913 гг., адресованные конкретным таможням, таможенным заставам и таможенным постам, дают представление о специфике применения на окраине страны общих норм таможенного законодательства, процедур таможенного оформления и контроля.
   Одним из наиболее важных направлений в деятельности таможенных учреждений Приамурского таможенного округа оставалась борьба с контрабандой. Главным контрабандным товаром, в огромных количествах ввозимым из Манчжурии в Забайкалье, теперь стал алкоголь. А основными поставщиками контрабандной продукции - русские спиртовые заводы в полосе отчуждения КВЖД. Вывозимый согласно установленному порядку в Маньчжурию с возвратом акциза, разбавленный там до привычных российскому потребителю 40° спирт возвращался обратно в Россию контрабандным путем. По свидетельству чинов Забайкальского акцизного надзора, в 1911 г. Маньчжурской таможней, таможенными заставами, постами и конными акцизными контролерами было задержано более 3,1 тыс. ведер спирта крепостью 40°. В то же время ввезено на ст. Маньчжурия из Хайлара около 131 тыс. ведер [4]. Понятно, что население поселка Маньчжурия численностью около тысячи человек не могло потребить такое количество спирта. Совершенно очевидно, он предназначался для ввоза в села и приисковые поселки Забайкалья. В марте 1914 г. управляющий акцизными сборами Забайкальской области сообщал в канцелярию Иркутского генерал-губернатора о 60 тыс. ведер 40-градусного спирта, ввезенных в Забайкальскую область в 1913 г. [5] Однако, несмотря на принимаемые меры: введение конных акцизных контролеров, направление в Забайкалье для охраны границы конных сотен Заамурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи, - справиться с ситуацией до начала Первой мировой войны так и не удалось. Контрабанда оставалась одним из атрибутов повседневной жизни приграничного населения.
   Для повышения эффективности таможенной службы в мае 1912 г. была начата реформа местного таможенного управления (док. 39,  40). В ходе реформы были упразднены таможенные округа, возросла самостоятельность таможен 1-го класса, которые теперь подчинялись непосредственно Департаменту таможенных сборов. Остальные таможенные учреждения (таможни 2-го и 3-го классов, таможенные заставы и таможенные посты) вошли в состав вновь образованных таможенных участков во главе с участковыми таможенными инспекторами. Всего в стране было создано 11 таможенных участков, среди них - Читинский, Хабаровский и Владивостокский (док. 41). Инспектору Читинского таможенного участка в ревизионном отношении починялась теперь и Маньчжурская таможня. На должность Читинского таможенного инспектора был назначен опытный таможенный чиновник Александр Валерьянович Волынцевич-Сидорович, занимавший должности управляющего Владивостокской (1902-1907) и Иркутской (1907-1912) таможнями. Отметим, что некоторые подразделения управления Читинского таможенного участка выполняли свои функции и за его пределами. В частности, летом 1914 г. архитектор Читинского таможенного участка Георгий Казеев обследовал таможенные учреждения Хабаровского таможенного участка и принял участие в составлении строительной программы специально для Благовещенской таможни [6].
   Участковая структура управления таможенными учреждениями пережила создавшую ее таможенную систему. Как наиболее эффективная, она была сохранена в системе таможенного управления правительства адмирала Колчака (док. 45), Дальневосточной республики и осталась в системе советских таможенных органов вплоть до 1925 г.
   С установлением советской власти административный центр Забайкальской области г. Чита на некоторое время стал таможенной столицей Дальнего Востока. Еще в декабре 1921 г. законом правительства ДВР была учреждена Читинская таможня (док. 46). Именно здесь до переезда в 1925 г. в Хабаровск дислоцировалось управление созданного в декабре 1922 г. Дальневосточного таможенного округа (ДВТО).
   Помещенные в сборнике документы дают представление о структуре таможенных учреждений Забайкалья в первые годы после установления здесь советской власти, позволяют проследить общую тенденцию к упрощению структуры, сокращению количества таможенных учреждений и их штатной численности в условиях установления монополии внешней торговли. Из существовавших в дореволюционной России трех типов таможенных учреждений (таможня, таможенная застава, таможенный пост) теперь сохранились только два - таможни и таможенные посты. К началу 1924 г. 10 таможен и 23 таможенных поста Забайкалья по-прежнему подчинялись инспектору Читинского таможенного участка, а через него управлению Дальневосточного таможенного округа. Впоследствии эта структура была еще более упрощена - функции управления таможенными учреждениями Забайкалья стали выполнять Читинская и Сретенская районные таможни в составе ДВТО.
   Среди проблем советского времени, с которыми впервые столкнулась таможенная служба, появилась проблема кадров. Отчеты таможенных учреждений зафиксировали их так называемую "текучесть". Увольнение работников преимущественно "по собственному желанию" всерьез беспокоило руководителей таможенных учреждений. Они прекрасно понимали, что за этим мотивом увольнения из таможни скрыты серьезные причины и главная из них - крайне низкая оплата труда. "Не будет никакого преувеличения в утверждении, - отмечалось в отчете Читинской таможни, - что сотрудники таможни получают наименьшую зарплату по сравнению с сотрудниками других учреждений гор. Читы" (док. 70). О реально существующей проблеме материального обеспечения сотрудников таможни свидетельствует целый ряд документов, подтверждающих это заключение. Особенно острой она была для сотрудников таможенных учреждений, расположенных на китайской территории в Маньчжурии, на которых не распространялись льготы, установленные для служащих советских учреждений за границей (док. 67,  68).
   Документы советского периода отражают и некоторые новые черты в развитии традиционных для таможенной службы Забайкалья и Приамурья направлений деятельности. После советизации края не только не потеряла своего значения, но обострилась проблема борьбы с контрабандой. В условиях хозяйственной разрухи и товарного дефицита контрабанда товаров из Маньчжурии приобрела "бытовой характер", а контрабандистами становилось едва не поголовно население приграничных сел и приисковых поселков. В целях искоренения контрабанды и порождающих ее условий в марте 1923 г. Дальревком принял решение о введении мер административного характера. На путях следования и в "наиболее пораженных контрабандой" районах предполагалось создать внутренние таможенные надзоры путем реорганизации бездействующих таможенных постов на границе (док. 65,  66). И хотя работа подобных надзоров осенью и зимой 1923 г., в том числе и в Чите, дала первые положительные результаты, они просуществовали два года и были упразднены в декабре 1925 г.
   В то же самое время шел процесс постепенного изъятия из ведения таможенных органов некоторых присущих им ранее функций. Роль организатора борьбы с контрабандой постепенно переходила к органам ГПУ. Последствия такого перехода подчас оказывались неожиданными. В Забайкалье усиление позиций ГПУ привело к осложнению ситуации на границе с Китаем, усугубив и без того непростое положение российских таможенных учреждений в Маньчжурии. Жесткая бескомпромиссная позиция работников аппарата полномочного представителя ГПУ на Дальнем Востоке, незнание местных условий и игнорирование местной специфики вело к разрушению сложившихся за долгие годы взаимоотношений российской и китайской таможенных служб.
   Взаимодействие таможенных учреждений двух сопредельных стран - отдельный сюжет в истории таможенной службы Забайкалья. Впервые как практическая задача она обозначилась в январе 1908 г., когда на конечных станциях КВЖД Маньчжурия и Пограничная были открыты китайские таможни. Основой их деятельности стали принятые после долгих переговоров Временные правила для действий китайских таможен на ст. Маньчжурия и Пограничная (Суйфэньхэ) (док. 20). Правила не только регулировали действия непосредственно китайских таможен, но устанавливали порядок их взаимоотношений с российскими таможенными учреждениями при осуществлении конкретных таможенных процедур. Выработка общего порядка действий при таможенном оформлении пассажирского багажа и грузов, следующих в Забайкалье и далее в Россию по КВЖД, объективно способствовала ускорению движения пассажирских поездов.
   В период военных действий и нестабильности границы между российской (правительство ДВР) и китайской стороной были достигнуты договоренности, согласно которым на российской стороне (86-й разъезд) действовала китайская погранзастава, а на китайской, кроме Маньчжурской таможни, два таможенных поста - Мациевский и Бугутуровский. Своеобразие ситуации заключалась в том, что служащие этих постов вели свою деятельность на российской (советской) территории, а управление ими размещалось в помещениях Маньчжурской таможни на ст. Маньчжурия. Вошедшие в сборник документы позволяют проследить все перипетии решения вопроса "о Мациевской границе", результатом которого стало выведение российских таможенных постов на российскую территорию (док. 53,  54,  55,  56,  57,  58,  59,  60,  61).
   К началу 1926 г. реорганизация таможенных учреждений на территории Забайкалья, как и в целом на Дальнем Востоке, была завершена. Управление Дальневосточного таможенного округа (ДВТО), преобразованного в Дальневосточное отделение ГТУ (ДВОГТУ), переехало в Хабаровск. На 1 октября 1926 г. таможенная служба в Забайкалье была представлена пятью таможенными учреждениями со штатом 79 чел. Все они подчинялись Читинской районной таможне. Среди пяти таможенный учреждений - Мациевский таможенный пост, преобразованный впоследствии в Отпоровскую (ныне Забайкальскую) таможню.

    Н.А. Беляева


  
  [1]  См.: Из истории таможенной службы России на дальнем Востоке. Документы и материалы. 1899-1925 гг. Владивосток. 1999. С. 20.
  [2] ГАЧО. Ф. 107. Оп. 1. Д. Л. 280-281.
  [3] Список личного состава Министерства финансов на 1906 год. СПб., 1906. Стлб. 466-472.
  [4] ГАЧО. Ф. 107. Оп. 1.Д. 92. Л. 246.
  [5] ГАИО. Ф.25. Оп. 11. Д. 103. Л.12об.
  [6] См. об этом: Таможня на Тихом океане. Документы и материалы. Вып. 2. Хабаровская таможня. Владивосток, 2004. С. 33-35.