Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 Ноздрин Г. А.
Л. М. Горюшкин о роли государства в хозяйственном освоении Сибири
 Шиловский М. В.
Роль государства в развитии производительных сил Сибири
 Зиновьев В. П.
Современная историография хозяйственного освоения Сибири
 Дамешек Л. М.
Национальная и окраинная политика как фактор хозяйственного освоения
 Дорожкин А. Г.
Хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока в освещении немецкоязычной литературы
 Ананьев Д. А.
Англо- и германоязычная историография научного освоения Сибири и Дальнего Востока
 Гончаров Ю. М.
Статус и роли женщин Сибири во второй половине XIX - начале XX в.
 Ведерников В. В.
Особенности производства на Колывано-Воскресенских заводах в 1747-1762 гг.
 Попов Р. И.
"Чукотский вопрос" в экономической политике России
 Черкасова О. Г.
Материальное положение слободского населения
 Андрющенко Б. К.
Государственная регламентация винной монополии
 Запорожченко Г. М.
Влияние государства на потребительскую кооперацию
 Рынков В. М.
Маслозаготовки в Сибири в 1914-1916 гг.
 Сметнева Н. В.
Виноторговля в Иркутской губернии
 Арзуманов И. А.
Институционализация буддизма в России
 Недоспасова А. П.
Шведские военнопленные и музыкальная культура Сибири
 Крих А. А.
Этносоциальные группы сибиряков в имперской практике
 Мамышева Е. П.
О формировании самоуправления сибирских аборигенов
 Потапов В. Г.
Изучение социокультурной инфраструктуры городов
 Баев О. В.
Иностранный капитал и социально-культурное освоение Кузбасса
 Воробцова Л. Н.
Cоциально-культурные процессы у новониколаевских предпринимателей
 Мамсик Т. С.
Российская империя и ее окраины в осмыслении А. С. Пушкина
 Матханова Н. П.
Мемуары сибирских генерал-губернаторов XIX в.
 Резун Д. Я.
Роль государства в колонизации Сибири
 Катионов О. Н.
Картографическое сопровождение освоения Сибири
 Усков И. Ю.
О времени поставления Верхотомского острога
 Волчек В. А.
Некоторые вопросы введения Сибирского учреждения 1822 г.
 Анкушева К. А.
Регулирование перехода крестьян в городские сословия
 Туманик Е. Н.
А. Н. Муравьев во главе Тобольской губ.
 Канн С. К.
Комитет Сибирской железной дороги и изучение Сибири
 Карпинец А. Ю.
Сметы Переселенческого управления как источник
 Палин А. В.
Органы местного управления в XIX - начале XX в.
 Блинов А. В.
Управление образованием в XIX - начале XX в.
 Ермоленко Г. Н.
Развитие финансового контроля

 Исаев В. И.
Жилищная политика в городах Сибири в начале XX в.
 Стецура Ю. А.
Рецензия на книгу Е. В. Алексеевой
 Сокращения


Институт истории
СО РАН
Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала ХХ века: Сборник материалов региональной научной конференции. Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. С. 296-305.

Ермоленко Герман Николаевич
канд. экон. наук, доцент кафедры гуманитарных наук
Сибирской геолого-геодезической академии (г. Новосибирск)

Развитие финансового контроля над экономикой дореволюционной Сибири

   Хозяйственное освоение Сибири проходило различные этапы государственного контроля: от силового - путем строительства острогов и размещения в них воинских гарнизонов, через хаотическую систему ясачных волостей - взимания дани с покоренных племен в сочетании с присудами - налогообложением русских податных сословий заселявшегося края, с трудным и долгим процессом выработки способности противостоять беззакониям и коррумпированности государственного аппарата, наконец, к установлению стройной финансовой системы с применением различных рычагов бюджетного и налогового регулирования.
   Пушные богатства северо-западной окраины Сибири издревле привлекли внимание русских торговых людей к Югорской земле. Однако ставленник Бухары хан Кучум не только сумел подчинить своей власти местные зачаточные государственные образования, но и вознамерился закрыть на замок восточные рубежи Руси. Все же конец XVI века ознаменован вторжением в Сибирь крупных уральских солезаводчиков и торговцев Строгановых, опиравшихся на военную поддержку казацкой вольницы во главе со знаменитым атаманом Ермаком Тимофеевичем. Иван IV сообщение об этом вторжении воспринял негативно, как обычное для того времени разбойное поведение лихих людей на окраинах государства, но казаки поспешили легализовать свою инициативу, отправив к царю посольство. Следовательно, можно утверждать, что первый шаг в освоении Сибири русскими предпринимателями произошел бесконтрольно со стороны государства, но завершить начатое без его мощной поддержки в исторических условиях того времени, когда вокруг русских земель укреплялись старые и сформировались новые государства. оказалось невозможно. После гибели Ермака казачий круг обратился к царю за непосредственной военной помощью, которая поступила в виде регулярных войск, возглавлявшихся кадровыми офицерами.
   В XVII веке приоритет в хозяйственном освоении Сибири перешел к государству, что и обеспечило стремительное продвижение казаков и служилых людей в течение одного века от Уральского хребта до побережья Тихого океана. Ускоренное освоение Сибири было подстегнуто необходимостью оздоровления национальной экономики и увеличения денежных поступлений от внешней торговли после кризиса смутного времени и катастрофических потерь подмосковных уездов, нанесенных польско-шведской интервенцией. Можно сказать, что экономическое строительство в стране и в Сибири началось с чистого листа: новые экономические условия, новая династия Романовых, новые порядки. В этот период новое строительство острогов велось преимущественно в северных широтах азиатского материка. Объяснялось это в первую очередь, двумя обстоятельствами: стимулом для территориальной экспансии оставались пушные ресурсы Севера, во-первых, и, во-вторых, удобством для быстрого продвижения на восток каботажного плавания в морях Северного Ледовитого океана. Быстрому продвижению способствовал также исторический опыт общения русских с Золотой Ордой, который позволил им строить общение с туземными племенами отличное, скажем, от общения англичан с американскими индейцами. Русские, облагая покоренные племена натуральным пушным ясаком, косвенным образом включали их в свою государственную налоговую систему и заботились о сохранении бытового уклада жизни туземцев, о прекращении межплеменной розни, о сохранении их охотничьих угодий и навыков зимней охоты. Татарские князья не только добровольно переходили в русское подданство, но и беспрепятственно включались в русскую национальную элиту, а ясак все больше превращался во внутринациональное условие поддержания доходов государственной казны. Очевидно, это и способствовало появлению так называемого мифа о мирном присоединению к России сибирских народов, хотя на деле первое знакомство пришельцев и аборигенов редко обходилось без вооруженных столкновений. У англичан, напротив, преобладали частные торговые отношения с индейцами, что придавало их взаимоотношениям более рыночный и, более того, внешнеэкономический характер [1].
   Централизованное управление экономикой осуществлялось приказами. Сибирью первоначально правил Казанский приказ, затем, с 1637 года, все дела региона стали подведомственны Сибирскому приказу, который подчинялся непосредственно царю и Боярской думе. Этот приказ занимался приемом и хранением сибирской пушнины, руководил торговлей с Китаем, осуществлял реализацию пушнины в Европе.. Как судебный орган проводил сыски о злоупотреблении воевод и приказных людей, слишком вольготно чувствовавших себя на далекой азиатской окраине. Управлением Сибирью ведали территориальные столы. Со временем приказная система усложнялась. В 1654 году создается первое контрольное ведомство - Приказ счетных дел, в функции которого входят "государевы счетные и сыскные, и описные дела" [2]. Через два года он переименован в Приказ столовых и счетных дел с увеличением функций контроля за содержанием царского стола. Здесь обращает на себя внимание накопление проблем и необходимость корректировки с начала века, когда управление было модернизировано и полностью обновлено. Потребность реформирования управления экономикой стала возникать регулярно примерно через 50 лет во всех последующих веках. В дальнейшем к 1680 году относится первая попытка составления бюджетной росписи. Значительные контрольные функции были возложены на местные органы власти: на аппарат приказной палаты в Тобольске и приказных изб в других городах.
   Земледельческая колонизация только начинается в нескольких уездах Западной Сибири и, хотя иммиграция идет довольно быстрыми темпами, полное самообеспечение региона хлебом достигается лишь в конце столетия. К переселенцам управителями и приказчиками применялись натуральные повинности и сборы: казенная денежная пашня и денежный оброк. В целом, для экономики северной части Сибири XVII века характерны дезинтеграция прежних, традиционных связей аборигенов и одновременно устанавливается колониальная связь с российской метрополией
   Государственное управление экономикой в XVIII веке связано с реформами Петра I, подстегнутыми необходимостью мобилизации финансовых ресурсов страны для успешного завершения Северной войны.
   Вводится обременительная подушная подать, в 1698 году вводится таможенный устав, просуществовавший в Сибири до отмены внутренних таможен в 1753 роду. Следовательно, и этот век начинается с военного шока, а затем напряженность в экономике и дальше нарастает в связи со строительством и заселением новой столицы. Естественно, при этом потребовалось укрепление и государственных органов. Уже на рубеже веков, в 1699 году образована Ближняя канцелярия, составлявшая главным образом сметные расчеты средств для содержания всех остальных госорганов. Новыми центральными органами стали Ратуша, Преображенский и Монастырский приказы. В 1717 году образована система из трех коллегий, выполняющих контрольные функции: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия и Ревизион-коллегия.
   Однако в отношении Сибири многие положения, сложившиеся в прошлом веке были законсервированы. В частности, была сорвана местной коррумпированной верхушкой городская реформа 1699 года, вводившая в европейской части выборные должности бургомстров. В Сибири магистраты появились только в 1723 году. Юрисдикция Преображенского приказа по политическим делам вводилась постепенно, а юрисдикция Монастырского приказа в Сибири совсем не была осуществлена, поскольку меры по ликвидации монастырских хозяйств проводились через Сибирский приказ.
   Своевременно проведены в Сибири губернская и провициальная реформы. Управление на местном уровне было разделено на административные, фискальные и судебные органы. Сибирский приказ при этом стал московской канцелярией Сибирской губернии. Первым губернатором в Тобольске в 1712 г. стал князь М. П. Гагарин, впоследствии, в 1721 г. казненный по повелению Петра I после тщательного судебного расследования за дерзкие кражи, взятки, авантюрные преступления в торговле с Китаем.
   В царствование Екатерины I и последующих преемников Петра I прошли контрреформы, в частности был восстановлен, хотя и с урезанными полномочиями, Сибирский приказ. С новой силой возродились произвол местных властей и коррупция. Но откат был не полным. Осталось деление на губернии, которые делись на провинции, а те, в свою очередь, на уезды. Из Сибирской губернии в Казанскую были переданы в 1727 году Вятская, Соликамская провинции, в 1738 выделилась Исетская провинция. В 1736 образована Иркутская губерния.
   Реформирование управления страной продолжила Екатерина II. Централизация контроля в Ревизион-коллегии вела к ее чрезмерной перегрузке и большим недочетам в работе, поэтому ее решено было упразднить, и с 1775 г. ревизия счетов проводится через систему Казенных палат со специальными экспедициями, укрепляется местный контроль. В 1763 г. окончательно ликвидирован Сибирский приказ, повышена роль губернатора в управлении регионом, изменены штаты органов управления. В политико-административном смысле Сибирь перестает быть колонией. Проведены были преобразования и в крестьянском самоуправлении, Запашка значительно сдвигается в восточном направлении, с развитием хлебного рынка наблюдается тенденция перевода пашенных крестьян на хлебный и денежный оброк, ликвидируются в присудах приказчики и управители из дворян и на их место назначаются из крестьян выборные старосты, сотские и десятские [3].
   В течение XVIII в. прирост населения в Сибири был невелик, в пределах естественного прироста. Слишком много людских, материальных и финансовых ресурсов потребовалось государству на завоевание и освоение в начале века побережья Балтийского моря и во второй половине века - побережья Черного и Азовского морей. Иными словами, произошла вековая передышка в миграции русского населения за Уральский хребет. Тем не менее, и в Сибири продолжалась территориальная экспансия в южном направлении, возникали новые города, создавались казенные горнодобывающие предприятия.
   Его величеству случаю угодно было, чтобы и начало XIX в. было связно в судьбе России с грандиозными военными потрясениями. Продолжение победоносной войны с Турцией в данный момент за обладание Бессарабией можно отнести к продолжению многовековой традиции борьбы с южными соседями. Но вот движение катка наполеоновских войн от западной оконечности европейского материка до западных рубежей России и в 1812 г. до самой Москвы - это явление чрезвычайное, которое, однако, вписывается в тысячелетнюю историю России как устойчивая тенденция - возникновения шоковых ситуаций на грани веков.. Эти события не могли не отложить отпечаток на систему государственного руководства экономикой.
   Для наведения четкого порядка и устранения стихийности в проектировании будущих бюджетов с учетом смет каждого министерства, для составления отчета Государственного казначея о государственных доходах и расходах в 1802 г. было образовано Министерство финансов. В 1811 г. учреждается Главное управление ревизии государственных счетов, состоявшее из двух департаментов - военного и гражданского. Возглавлял управление Государственный контролер, подотчетный непосредственно Императору, что обеспечивало независимость контроля и большую объективность при проверках, но и возбуждало враждебность в среде бюрократического аппарата. Реформирование финансовой системы проходило по схеме М. М. Сперанского, который, попав вскоре в опалу, был отправлен управлять Сибирью, а финансовый контроль ослабевает.
   На протяжении XIX века продолжается усиление интеграции сибирских регионов с метрополией. При этом роль севера азиатского материка с оскудением запасов пушнины отодвигается на третьестепенные позиции. Развивается промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственное сырье и лес. С открытием богатых месторождений золота возникает крупная золотодобывающая промышленность, в развитии которой активное участие принял иностранный капитал.
   Стихийно заселяются и распахиваются земли в Приамурье, на которые у России еще не было прав. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев заключает в 1858 г. с Китаем Айгунский договор, по которому все левобережье Амура отходило к России. Граф Н. Игнатьев, прибыв в 1860 г. в Пекин для ратификации упомянутого договора, заключает договор, по которому к России присоединяется Уссурийский край. Для скорейшего освоения новых земель государство выделяет переселенцам плодородные земли и освобождает их от подушной подати и рекрутской повинности.
   Развитие мировой экономики в XIX в. получает обобщенное выражение в столетних циклических колебаниях экономической конъюнктуры, получивших наименование длинных волн Кондратьева. На начало века, вплоть до 1812 г., приходится повышательная волна, после 1812 г. идет спад до 1838 г. На этом этапе российская экономика соответствует мировой тенденции, поскольку крупным европейским державам потребовалась четверть века, чтобы залечить раны войны. За 1838 г. начинается второй цикл мирового развития, открытый Кондратьевым посредством эконометрического анализа роста экономики развитых стран. Но в России ситуация оказалась в диссонансе с ходом мирового цикла. На этот повышательный ход в нашей локальной экономической истории выпадает продолжение застоя в царствование Николая I, вследствие чего возможности благоприятной мировой конъюнктуры не были использованы. Напротив, понижательная волна мировой конъюнктуры с 1866 по 1892 год сопровождалась прогрессивным реформированием российской экономики, но неблагоприятная международная обстановка в какой-то мере наложила негативный отпечаток на восприятие произошедших изменений со значительными политическими осложнениями. В конечном счете эффект от проведения реформ смог проявиться лишь в следующем веке, поскольку следующая повышательная волна, наступившая после 1892 г., длилась до Первой мировой войны.
   Проведение крестьянской реформы мало затронуло экономику Сибири, поскольку в ней не было помещичьих хозяйств с крепостными крестьянами, зато большое значение имело укрепление финансового контроля (с 1863 г. все казенные доходы поступают в Министерство финансов, распределявшее их по степени надобности и обоснованности требований - принцип единства кассы), проведение денежной и кредитной реформ, начавшихся с создания Государственного банка в 1864 г., с дозволением учреждать коммерческие акционерные банки. Таковым был Сибирский торговый банк, основанный в 1872 г. в Екатеринбурге, финансировал он преимущественно предприятия горной промышленности, и большая часть филиалов его размещались в восточных регионах. В 1895 г. при активном участии правительства был создан Русско-Китайский банк [4].
   Преобразование налоговой системы проходило поэтапно. Первый этап приходится на десятилетие после Крымской войны, когда были произведены частичные изменения, сохранившие в целом феодальный характер налогообложения. Прежде всего реформировалась система обложения промышленности и торговли, были уничтожены винные откупа, и обложение спирта переведено на акцизную систему, затем в 1863 г. вместо отмененного подушного налога на мещан вводится налог на городские недвижимые имущества. Второй этап проводится после Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг., когда отменяются соляной налог (1880), вводится налог с наследства (1882), налог на капитал (1885) - тем самым вводится принцип подоходности в промысловом обложении, завершен длительный процесс отмены подушной подати (1886). Третий этап проводится после голода 1891-1892 гг., который обнажил обездоленность русского крестьянства. Пришлось пойти на повышение акцизов со всех обложенных предметов потребления; увеличен сбор с городских недвижимых имуществ, вводится казенная винная монополия (обеспечила четверть всех бюджетных поступлений), отсрочены выкупные платежи, отменены паспортные сборы и т. д. [5].
   Неразвитость путей сообщения и плохое состояние транспорта в России всегда сдерживали производство и торговлю. Страна с необъятными просторами, огромными расстояниями между населенными пунктами не имела возможности эффективно использовать главное условие успешного экономического роста - быстроту обмена материальными, трудовыми и информационными ресурсами. В первой половине XIX в. основной поток грузов внутри страны перевозился по рекам. Наличие многочисленных и полноводных рек было сильным аргументом в консервативных правительственных кругах в пользу водных путей сообщения. Если даже и осознавалась необходимость строительства железных дорог, то большие расстояния представлялись непреодолимым препятствием из-за дороговизны предприятия. Россия позже приступила к активному железнодорожному строительству, чем западноевропейские страны и США. Первой в 1837 г. открылась Царскосельская железная дорога протяженностью около 27 км и предназначена была она для увеселения столичной публики.
   Расцвет железнодорожного строительства достигнут в 1890-е гг., чему способствовало положительное влияние реформ министра финансов С. Ю. Витте (с 1893 г.). Благодаря им стабилизируется финансовая система, быстро накапливается золотой запас, наступает общий подъем промышленности, государство активно вмешивается в строительство железных дорог, привлекая под свои гарантии иностранный капитал. Высшим достижением в этом деле стала прокладка Транссибирской магистрали. Высоким темпам ее строительства способствовало назначение цесаревича Николая председателем Комитета Сибирской железной дороги. К 1900 г. дорога протянулась до Байкала, через который первоначально была организована паромная переправа, из Забайкалья поезда пошли по КВЖД до Владивостока, от него до конца века успели проложить пути до Хабаровска.
   XX век открывается для России потрясением от крупнейшего в ее истории промышленного кризиса среднесрочного (десятилетнего) цикла, наложившегося на повышательную волну (с 1890 по 1915 г.) долгосрочного (столетнего) цикла. Начался он в 1901 г. с перепроизводства в строительстве и отраслях тяжелой промышленности, особенно в нефтяной. Затем перекинулся на южные металлургические заводы, в угольную, текстильную, промышленность. Кризис имел общеевропейский характер, но в России проявился с особенной остротой и продолжительностью. В 1903 повсеместно появляются признаки оживления, но война с Японией и революция 1905 г. продлили депрессию до 1908 г. Накапливается свободный капитал, превышающий нормальные потребности.
   Тем стремительнее был предвоенный подъем. Россия вошла в пятерку стран с наиболее развитой промышленностью. Успешное строительство Транссибирской магистрали дает толчок развитию в Сибири угледобычи, появлению машиностроения, открыла путь для переселения крестьян из европейской части России. Столыпинская аграрная реформа придает переселению массовый характер. В районах, прилегающих к железной дороге, быстро развивается производство зерна, молочное животноводство, производство масла на экспорт. Растет доходность железной дороги, сельского хозяйства, промышленности. Путем слияния в 1910 году Русско-Китайского и Северного банков создан Русско-Азиатский банк, занявший видное положение среди крупнейших банков России [6].
   Создаются основы индустриального общества, однако неспособность царского правительства предотвратить вступление России в мировую войну поставила предел успехам. Военная разруха, революции 1917 г., гражданская царского правительства предотвратить вступление России в мировую войну поставила предел успехам. Военная разруха, революции 1917 г., гражданская война, социально-экономические преобразования советского периода прервали ход традиционного развития страны: весь двадцатый век стал переломным.
   Экономическая наука исследует циклические процессы эконометрическими методами. При этом обнаруживается, что периодичность циклов меняется; в XIX в. кризисы повторялись в среднем через одиннадцать лет, в XX в. участились и наступали через десять, потом через семь лет. Современные менеджеры научились сглаживать циклические колебания и некоторые виды циклов (а их различают тысячи видов) могут совсем сойти на нет. В связи с этим все больший интерес представляет методология исследования цикличности, принятая в исторических науках, которая за основу моделирования берет постоянный временной масштаб, чаще всего производится анализ в рамках столетия, но не исключаются и другие временные единицы, вплоть до тысячелетия.
   Применением векового масштаба к анализу хозяйственного освоения Сибири русским государством и предпринимателями выявляется определенная последовательность этапов: XVII век - распад традиционных азиатских методов хозяйствования и интеграция в российское народное хозяйство ресурсов пушнины севера азиатского материка, XVIII век характеризуется в основном освоением земельных ресурсов южных районов Сибири русским пахарем, для этого века характерно также повышение организованности и культуры государственного управления экономикой, XIX век продолжает тенденцию совершенствования государственного контроля экономики, создает основы индустриализации региона и всей страны, но XX век замыкает ход вековых фаз трехвекового цикла и, надо полагать, открывает новый цикл нарастания стабильности в XXI и XXII веках, пока процессы глобализации не нарушат покой наших потомков. Велика ли вероятность осуществления такого сценария? Возможность этого может прояснить, подтвердить или опровергнуть, изучение тенденций в других сферах народной жизни, сравнение с иными цивилизациями, а также продление подобного анализа в глубь веков.


  [1] Алексеев В. В. и др. Азиатская Россия в геоэкономической и цивилизационной динамике. XVI-XX века. М., 2004. С. 235.
  [2] Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 33.
  [3] Акишин М. О. Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в. М., 2003. С. 261-263.
  [4] Гиндин И. Ф. Банки и экономическая политика в России (XIX - начало XX в.): очерки истории и типологии русских банков. М., 1997. С. 365.
  [5] Пушкарева В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М., 2003. С. 212-213.
  [6] Бовыкин В. И. Финансовый капитал в России накануне Первой мировой войны. М., 2001. С. 182.

©  Г. Н. Ермоленко, 2007