Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Палин А.В.

Сибирская губернская реформа 1895 г.

как отражение эволюции правительственной политики  в Сибири

                                                                                                

Сибирская губернская реформа 1895 г. привела к образованию в губерниях Сибири (Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской) губернских управлений, состоящих из губернатора, общего присутствия и канцелярии. В результате в одном учреждении оказались сосредоточены полномочия, ранее выполняемые губернским советом с его канцелярией, губернским правлением со всеми его отделениями и частями, а также приказом общественного призрения, врачебной управой, комитетом оспен­ного и общественного здравия, губернским комитетом распорядительным и целым рядом гу­бернских присутствий. Тем самым, правительству удалось решить административно-управленческие проблемы. А именно: устранить «двойственность» управления (возникала из-за неясности разграничения административной компетенции между губернским советом и губернским правлением); упорядочить делопроизводство за счет объединения в учреждении функций указанных органов власти; и создать более дешевый административный аппарат, благодаря сокращению целого ряда должностей, ранее действующих в упраздненных административных структурах.

Между тем, реформа отражала и политические задачи в регионе. При этом решающим здесь выступило строительство Транссибирской железной дороги, явившейся  грандиозным сооружением мирового масштаба. Проведение сибирской магистрали стимулировало развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства, способствовало росту численности населения в Сибири. В сложившихся условиях меняется правительственные представления  о месте и роли Сибири в самодержавной политике, переоценивается ее стратегическое значение в экономической жизни страны. Возникла необходимость создания системы местного управления отвечающей новым правительственным интересам в регионе. Реализация сибирской губернской реформы 1895 г. стало по сути дела отражением данных процессов. Становится очевидной причина безрезультативности обсуждения данного вопроса в разнообразных правительственных комитетах и комиссиях (Особый комитет, 1864 г.; Комиссия при МВД под председательством А.И. Деспот-Зеновича, 1873 г.), игнорирование ходатайств, представления местного начальства о коренном преобразовании  губернских учреждений в предшествующие десятилетия.

Однако в научной литературе данная тема не получила должного освещения. Дореволюционные историки и правоведы  (Н. М. Коркунов, С. А. Корф и др.) лишь в общих чертах рассмотрели содержание сибирской губернской реформы 1895[1]. В советской историографии данная тема не поднималась. Среди современных российских историков только А.В. Ремнев дал общую оценку предпосылкам и причинам сибирской губернской реформы 1895 г.[2]  В настоящее время среди историков, правоведов, политологов существует некое недопонимание значения реформы, которое уходит корнями в историографию Российской империи. Сложившееся  мнение относительно губернской реформы можно сформулировать высказыванием известного дореволюционного исследователя С.А. Корфа: «… в общих чертах реформа сибирских установлений 1895 года  не представляет собой какого-либо принципиального улучшения, а является примером одних из тех многих паллиативов, которыми столь обилует наше законодательство XIX века. В сравнении с сибирской реформой, введшей губернские советы в адм. строй взамен некоторых губ. присутствий, учреждение 1895 года не представляет ничего нового с принципиальной точки зрения»[3].

Тщательное изучение архивных материалов по реформе показало, что она являлась далеко не рядовым, «техническим» преобразованием административно–управленческой структуры сибирских губерний. Образование губернских управлений, с учетом опыта действующей  системы местного управления в европейской части России, явилось одним из факторов свидетельствующим о новых тенденциях экономической и политической интеграции Сибири с основной частью страны. После строительства и пуска в эксплуатацию Транссибирской железной дороги, реализовывать государственные задачи в регионе только в рамках так называемой окраинной политики было уже невозможно.  

Таким образом, возникает необходимость более детального исследования сибирской губернской реформы. Предстоит разобраться, почему данное преобразование практически осталось не замеченным для российского общества дореволюционной России, и в тоже время выявить истинное значение реформы 1895 г. Для этого надо посмотреть на реформу в контексте общероссийских событий последней трети XIX века. Требуется детальный анализ архивных документов. В особенности проектов, мнений и идей, имеющих как косвенное, так и прямое отношение к сибирской губернской реформе 1895 г. Очень важно остановиться на персоналиях принимавших участие в обсуждении и реализации реформы. Личности, их политические взгляды и убеждения позволяют наиболее полно отразить ситуацию, сложившуюся вокруг реформы, ее влияние на развитие Сибири.  

 



[1] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.II. Часть особенная. – СПб.,1903. – VI, 596 с.;   Корф С.А. Административная юстиция в России. – СПб., 1910. –Т.I. – 528 с.

[2] Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX – начала XX веков: Монография. –  Омск, 1997. – 253 с.; Он же. Губернская реформа 1895 г. в Сибири // Проблемы отечественной истории. – Омск, 1992. – С. 41-46; Он же. Самодержавие и Сибирь в конце XIX – начале XX века: проблемы  регионального управления // Отечественная история. – 1994. – №2. – С. 60-73.

[3]  Корф С.А. Указ. соч. – С.423.

© А.В. Палин, 2011