Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Дегальцева Екатерина Александровна
Бийский технологический институт

Закодированные дискурсы власти (в сновидениях её носителей)


  Империя чувств в исследованиях повседневности стала изучаться сравнительно недавно и имеет ограниченную топографию. Территория политики в этом смысле остаётся неизведанным полем. Пересечение традиций и культурных потоков в России особенно отчётливо видны на характере как истории повседневной жизни, так и современной археологии "политического быта". Вообще политика и повседневность на первый взгляд кажутся непересекающимися векторами нашей жизни, однако российская специфика сделала их однонаправленными, всепроникающими.
  Подобные исследования предполагают использование интегративного метода познания человека в истории, который охватывает его элементарную, базовую деятельность (Ф. Бродель). Применение данного метода обусловлено тем, что повседневность, обыденность в России является для людей главной сферой при отсутствии активного участия ("выключенности") в других сферах - общественно-политической, гражданской. Поэтому особенно важно understanding past understanding (понимание прошлого понимания).
  Сновидение - это своеобразный строй переживаний и событий, специфический тип восприятия реальности, в том числе и повседневной. Как писал Фрейд, "нужно на вопрос о побудителях сновидения и о связи последнего с повседневной жизнью ответить следующим образом: сновидение никогда не интересуется тем, что не могло бы привлечь нашего внимания днем, и мелочи, не волнующие нас днем, не в состоянии преследовать нас и во сне". Долгое время люди не затруднялись объяснениями сновидения и в различных областях науки (за исключением психоанализа) снам не уделялось должного внимания. Однако символика сновидений отражает наиболее архаические черты любой культуры и тем более интересной будет расшифровка снов наиболее закрытой части общества - политической элиты. Однако большую сложность в данном вопросе представляет скудость источников, - немногие сильные мира сего могли откровенно признаться, используя мемуарный жанр, в своих ночных грёзах. Тем не менее некоторые подробности о власти, зашифрованной в снах, мы обнаруживаем в воспоминаниях и мемуарах, например, К.П. Победоносцева, великого князя Константина Николаевича, П.П. Баснина о М.М. Сперанском, изданные в 1903 г., высшего чиновника при МНП В.М. Флоринского, инициировавшим открытие первого университета в Сибири и служившего попечителем Западно-Сибирского учебного округа, изданные в 1906 г., генерал-лейтенанта И.Ф. Бабкова, исполнявшего обязанности Семипалатинского военного губернатора в 1867 г., степного генерал-губернатора и других.
  Мифологизация, мистификация власти глубоко укоренена в нашей культуре: в русских народных сказках часто именно во сне приходило мудрое решение выхода из неразрешимой казалось бы ситуации, которое и приводило главного героя на трон, делало властителем, почитателем.
  В упоминаемых источниках, появившихся в конце XIX- начале XX в., мы видим элементы сакрализации власти, наличие самой разной символики, подчеркивающий её божественный характер. Наряду с другими символами власти (Римский Колизей, Капитолий, высокие башни, величественные статуи, небо) постоянно фигурировала и Луна. В мифологии именно Луна чаще всего предстаёт как всевидящее божье око, внимательно наблюдающее за всем происходящим на земле во мраке ночи.
  Трудно переоценить значение мистики сновидений для российской политической культуры, как в прошлом, так и сегодня. С одной стороны, это объясняется сложившимся патерналистски-божественным образом власти, а с другой, неизменным национальным разочарованием реформами и начинаниями как со стороны самой власти, так и со стороны различных слоев населения.
  Компонентами рассматриваемых нами дискурсов в условиях дореволюционного периода являлись унаследованные от прошлого сакральные образы власти. От них, разумеется, не могли избавиться и сами её носители. Однако накануне краха системы в начале ХХ в. эти сакральные образы власти уже утрачивают свою актуальность и силу, а также свою связь с реальными носителями власти. Эти образы зачастую меняются на противоположные, затем те и другие превращаются в симулякры, обменивающиеся друг на друга "по структурному закону ценности" [1] и становятся элементами политических мифов. Как точно уловил В.С. Соловьев: "Всюду невнятица. Сон уж не тот. Что-то готовится. Кто-то идёт".


[1] См.: Фишман Л. Политическое в фантастике // Свободная мысль. 2007. № 6. С.111.

©  Е.А. Дегальцева, 2014