Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Конев Алексей Юрьевич
Тюменский государственный нефтегазовый университет

"Инородцы" - сословный проект империи: сибирская версия

  Одной из особенностей Российской империи было то, что ее полиэтничность не имела четко выраженного территориально-административного воплощения, а учет национальных особенностей населения находил выражение, прежде всего, в формировании и существовании социальных категорий, причудливо сочетавших в себе этнический, вероисповедный и сословный признаки.
  Весьма разнообразная терминология, используемая для обозначения и классификации включавшихся в состав Российского государства сибирских народов и племенных группировок в XVI-XIX вв., в последние два десятилетия стала предметом пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей (М.М. Федоров, А.А. Люцидарская, С.В. Соколовский, А. Каппелер, Ю. Слезкин, Дж. Слокум, В.О. Бобровников, Н.Н. Андреянова, А.С. Зуев, П.С.Игнаткин, А.Ю. Конев).Тем не менее,задача дальнейшего изучения семантикисамих терминов ("иноземцы", "иноверцы", "инородцы")и специфики социально-правового статуса обозначавшейся ими части сибирского социума,сохраняет актуальность.
  Появление термина "инородцы" в российском политико-правовом лексиконе остается недостаточно изученным вопросом, без выяснения которого невозможно составить адекватное представление о зарождении идеи формирования новой категории населения в юридическом и социальном смысле.Бобровников полагает, что обобщающее понятие "инородцы" было взято М.М. Сперанским и Г.С. Батеньковым из единичных указов петровского и екатерининского времени. В самом деле, в Полном собрании законов Российской империи (ПСЗ) имеется несколько случаев использования термина "инородцы" в заголовках отдельных законодательных и распорядительных актов конца XVII-XVIII вв. Но, следует учесть, что эти заголовки были сформулированы или отредактированы в 1820-х гг. кодификаторами во главе с самим Сперанским. Все случаи применения интересующего нас понятия не стыкуются с текстом самих документов, где употребляется другая терминология для обозначения народов Сибири: "ясачные иноземцы", "ясачные народы", "ясачные иноверцы". По видимому, обратив на это внимание, Слокум признает тот факт, что в правовых актах XVIII в., вошедших в ПСЗ, термин "инородцы" не использовался для обозначения определенной правовой категории подданных империи. Федоров выдвинул предположение о попытке узаконения данного термина в качестве общего юридического наименования народов Сибири в 1798 г., когда по его мнению был составленпервоначальный вариант "Устава об управлении инородцев". Но, как нам удалось выяснить, отнесение этого проекта к концу XVIIIв. является ошибочным, он был разработанне ранее конца 1820 - начала 1821 гг.
  И все же отдельные случаи употребления слова "инородные" известны не только вXVIIIв.,но и в более раннее время. Изучив их, автор пришел к выводу о том, что тогда русское слово "инородный" было связано с идеей рода в значении кровнородственной и поколенной связи. Лишь со временем оно стало переосмысливаться как принадлежность к чужеземцам, иноплеменникам. Результаты этого процесса стали заметны к концуXVIII в., когда по наблюдению Слезкина, образованные русские все более и более интересовались проблемой упорядочения этнических групп империи. Первое издание "Словаря Академии Российской" 1794 г., зафиксировало термин "инородец"в смысловом значении, связанном с племенной/этнической принадлежностью.Переосмысление слова "инородные" привело к возникновению производного от него термина, обозначающего не только свойство отношений, а категорию лиц, социальную группу. В данном качестве этот термини был введен Сперанскимв русское законодательство.
  Появившаяся в результате сибирской реформы Сперанского категория инородцев, объединив подавляющую часть аборигенного населения Сибири, не получила в соответствующих законодательных актах однозначного определения. Согласно "Уставу" 1822 г.инородцы распадаются на три разряда. "Оседлые" сравнивались "с россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступят", а "кочевые" и "бродячие" рассматриваются как "особенное сословие в равном степени с крестьянским, но отличное от онаго в образе управления". На практике главное отличие последнихот "оседлых" было в том, что они должны были уплачивать ясак. "Свод законов о состоянии людей в государстве" 1833 г. по различию прав состояния, установленных законом, выделил три группы: природных обывателей (городское и сельское население), инородцев (оседлых и неоседлых) и иностранцев.Первая группа разделялась на четыре "главные рода людей", именовавшихся так же сословиями: 1. Дворянство, 2. Духовенство 3. Городские обыватели 4. Сельские обыватели. Инородцы были исключены из этого числа, что разделило подданных империи, по сути, на две большие части по признаку "природности".
  Идея четырех сословий, просматривающаяся в "Своде законов" и концептуализированная представителями "государственной школы", как известно не отражает всего разнообразия реально существовавших социальных страт дореволюционной России. Г.Л. Фриззаметил, что "даже на уровне юридической терминологии государство не учреждало системы четырех сословий - скорее оно учредило четыре юридических состояния, включавших в себя целый мир из многих различных сословий". С этой точкой зрения согласились авторы новейшего обобщающего труда по истории сословной организации в Российской империи Н.А. Иванова и В.П. Желтова. При этом они, как и многие современные исследователи, трактуют "инородцев" как особое сословие.
  На мой взгляд "инородцы" представляли собой все-такине сословие, аюридическое состояние, включающее несколько этносословных групп. В Сибири наиболее ощутимый социально-правовой водораздел, осознаваемый самими инородцами, проходил по линии "оседлые" "кочевые"/"бродячие". Первые были исключены из числа ясакоплательщиков, а именно уплата ясака рассматривалась индигенными народами Сибири как наиболее существенная особенность их взаимоотношений с государством, определявшая специфические обязанности, праваи льготы. Ясачный фактор отчетливо влиял на самоидентификациюпредставителей этих народов ещё до реформы 1822 г. Общность по состоянию определяласьэтническойоппозицией к русскому населению, освобождением от рекрутской повинности, наличием"инородческого" законодательства и самоуправления.

©  А.Ю. Конев, 2014