Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Литягина Алла Владимировна
Алтайская государственная академия образования, г. Бийск

Разрушение сословности в повседневной жизни горожан Западной Сибири
во второй половине XIX - начале ХХ в.


  После великих буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. в городах Западной Сибири наметились прогрессивные изменения во всех сферах жизни общества, что повлияло на формирование нового социума, без деления на сословия как в повседневной жизни, так и в психологии людей.
  Сословная система размывалась под воздействием процессов модернизации общества. Большую роль здесь играла политика государства, соответствующая новым потребностям социума, а также активность общественности, готовой служить прогрессу. Сословные рамки разрушались под воздействием новых государственных законов. Однако нельзя отбрасывать роль неписаных правил, психологических установок, привычного социального поведения в повседневной жизни, которое может слабо меняться даже в условиях модернизационной политики правительства. В истории есть такие яркие примеры. Можно вспомнить Индию, где кастовая система всегда держалась прежде всего на древних традициях.
  Применительно к повседневности горожан Западной Сибири следует выделить три главных фактора, которые вслед за законодательной политикой правительства разрушительно воздействовали на принцип сословности общества, на социальное поведение и психологию, соответствующую замкнутым сословным группам. Во-первых, это увеличение числа светских учебных заведений и других центров светского просвещения (Народные дома, библиотеки и т.п.). Во-вторых, работа органов городского общественного самоуправления. И, в-третьих, функционирование культурно-просветительских общественных организаций.
  Просветительская культура являлась залогом развития гражданского общества. Образование должно было стать культурной основой единства нации. Его доступность в большой мере определяла социальную мобильность, возможность представителей разных социальных слоев получить желаемую профессию и статус. В повседневной жизни горожан светские школы становились неотъемлемым элементом в системе институтов, удовлетворяющих духовные потребности людей в участии в общественной жизни, в праздновании различных событий, памятных дат и чествовании великих гостей.
  Количество начальных и средних учебных заведений в регионе этот период постоянно увеличивалось. В большинстве городов региона в 60-е гг. XIX в. открываются новые учебные заведения: в Томске - Владимирское и юрточное приходские училища (1869 г), в Нарыме - также приходское училище (1862 г.), в Мариинске аналогичное (1869 г.), в Кузнецке - женское приходское училище (1862 г.) и т.д.
  В 1870 г. открылась мужская гимназия в Омске; в Томске и Тюмени были учреждены реальные училища. Безусловным подтверждением того, что к 1880-м гг. в сфере образования Сибири были сделаны определенные успехи, является процесс подготовки и открытия в 1888 г. Томского университета. К этому времени в регионе имелось 10 учебных заведений, дающих право окончившим их на поступление в университет.
  К 1910 г. общая численность учащихся начальных и средних учебных заведений была в городах весьма значительной и достигала во многих из них свыше тысячи человек, а в Томске насчитывалась свыше 9 тыс.чел.
  Школьные праздники становятся заметным событием для представителей различных городских слоев, создают особую атмосферу сопричастности людей к знаниям и почтение перед ними. Описание школьного праздника в Томске в 80-х гг. XIX в. современником тех лет показывает, что просвещение объединяло людей "разных состояний и званий", и праздник этот с лозунгом "Ни одного неграмотного!" был массовым, "хорошим и светлым".
  В сибирских городах общественность охотно организовывала культурно-просветительские организации, которые "имели бы целью облагораживать общественную жизнь служением общественным интересам" и участвовала в их работе.
  До нас дошло значительное количество отчетов общественных ассоциаций, в которых на первый план выходит гражданственность ее участников, демократизм работы. Отсутствует какое-либо упоминание о сословном происхождении участников.
  Еще одним социальным институтом, который мощно воздействовал на повседневную жизнь горожан и разрушение сословности, стало городское общественное самоуправление.
  В духе бессословности написаны все доклады, отчеты, сообщения, обращения городских голов, председателей комиссий, гласных городского самоуправления Томска, Омска, Новониколаевска, Барнаула, Бийска.
  В начале ХХ в. уже не редкость, когда на заседаниях городских дум, при обсуждении муниципальных дел (как у нас сложилось впечатление при знакомстве с протоколами этих заседаний) гласные забывали про сословность, свою и окружающих; создавалась, так сказать, бессословная атмосфера обсуждения вопросов. На заседаниях городских дум начинает доминировать атмосфера, свидетельствующая о наличии профессионализированного общественного самосознания. Такие заседания дум создают впечатление, что уже не существовало ни купцов, ни мещан, ни дворян, а только имелись люди определенной профессии и образования.
  Именно органы городского самоуправления принимали огромное количество решений в этот период о строительстве новых школ и Народных домов, об открытии библиотек, музеев и выставок, о пополнении книжных фондов, о проведении городских просветительских мероприятий для всего населения (наряду с общественными организациями, которые тоже вели большую деятельность в этом направлении), о материальной поддержке, социальной защите представителей различных профессий, без деления на сословия.
  В целом, процесс разрушения сословности в повседневной жизни и формирования нового общества был сложным, противоречивым, длительным. Однако деятельность вышеуказанных институтов и приобщение к ней все большего числа горожан позволяют говорить о значительных изменениях в социальном поведении людей и движении социума в сторону гражданского общества.

©  А.В. Литягина, 2014