Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Паршуков Владимир Александрович
г.Ульяновск

О воровстве скота "инородцами" в Енисейской губернии. К вопросу о взаимоотношениях с казаками

  На протяжении веков енисейские казаки жили по соседству с "инородцами", как их тогда называли, ставших позже известными под именем "хакасы". Взаимоотношения этих групп населения нередко были напряженными.
  В марте 1860 г. родоначальник Степной Думы Соединенных разнородных племен Кызласов направил Минусинскому окружному начальнику донесение. "… инородцы моего ведомства, кочующие по речкам Тее, Большой и Малой Еси, Аскису (так в документе) и Бозе жалуются мне, что казаки Таштыпской станицы безо всякого на то дозволения самовольно заняли у них луга и даже выгоны для скота почти до самых кочевьев… Инородческий же скот согнали на самую голую и сухую степь, отчего скот у инородцев начинает гибнуть от голода… Такое своевольство казаков Таштыпской станицы делается уже не в первый раз, несмотря на неоднократное напоминание о том, командиру 5-й сотни, из которой состоит население станицы".
  Из донесения Бельтырского родового старосты становится известно о самовольной распашке земель и порубке леса по ведомству Степной Думы таштыпскими и имекскими казаками.
  В публикациях, особенно советского периода, можно встретить немало других фактов того, как казаки пасли свой скот на землях "инородцах", не разрешали им ловить рыбу вблизи своих станиц и другим способом притесняли местных жителей. Но вопрос о массовом явлении того времени и страшном пороке - воровстве скота "инородцами" в Енисейской губернии не был исследован историками и краеведами.
  Состоящий при Таштыпском карауле за капрала казак Шахматов в своём рапорте от 9 января 1791 года сообщал следующее. Отставной казак Петр Еремеев принес ему жалобу на ясачного татарина Каргинской волости Кузнецкого ведомства Ильгома Котомаева. Котомаев украл у казака ночью со двора буланого мерина и увел этой же ночью к себе на речку Тею, на расстояние 20 вёрст от Таштыпа в юрту к своему отцу "с намерением тем, чтобы того мерина в удобное время убить до смерти и употребить в пищу". Еремеев поехал догонять воров с 4-мя казаками "и по приезде на оную речку, просил он Еремеев, Верхотомской волости башлыка по прозванию Семенека и Каргинской волости кнезца Василия Карталакова" провести дознание. Которыми "Ильгом спрашиван был и напервой делал запирательство, а потом и принес повинную, что точно та лошадь им была в ночи покрадена и отведена от юрты версты с две в высокую гору", где лошадь и нашли потом. Кроме того, Ильгом показывал, "что лошадь покрадена... умышленно единственно для пищи" вместе с татарином Кадьяком Кочуковым, "который, не доходя Таштыпа с версту, дожидался его".
  Из того же рапорта известно, что "у казака Никиты Юшкова в прошлом году в июле месяце был в поле воровски в ночи пойман арканом Каргинской волости татарином Карагашем Афонасьевым жеребёнок, и по поимке был резан ножом в горло, но не до смерти... Уезжав в поле той же ночью тот же татарин Афонасьев поймал другого жеребенка и зарезав до смерти, мясо увез в юрту в дом свой на речку Курлугаш".
  Таким образом, согласно "рапорту, покраденным у таштыпских казаков лошадей и рогатого скота" с 1780 по 1790 год у них было похищено инородцами 45 лошадей и 25 единиц другого скота. Среди пострадавших от воровства скота только в станице Таштыпской были казаки Тимофей Зырянов, Иван Каргополов, Сидор Лалетин, Петр Смолянинов, Степан Козьмин, Михаил Потылицын, Иван Юшков, Павел Шахматов и другие.
  Спустя 110 и более лет воровство скота "инородцами" в Минусинском уезде Енисейской губернии не только у казаков, но и друг у друга по-прежнему процветало.
  21 ноября 1902 г. на заседании Минусинского уездного комитета был заслушан доклад "инородца" Абаканской Инородной Управы Г. П. Чаркова, который привел многочисленные факты такого бедствия. Докладчик сообщил, что среди Аскызской и Абаканской инородных управ кража скота "достигла ужасающих размеров" и привел примеры: у "инородцев", имевших два года тому назад по 3 и 4 табуна лошадей, сейчас осталось по одному табуну, и даже оставшиеся они "стараются распродать".
  Коневоды Аевы, Орешковы и многие другие решили "свое коневодство уничтожить". Другие коневоды, такие как Саражаковы и Чарковы, во избежание краж угоняют пасти скот за 150 верст от своих степей.
  Г. П. Чарков указал, что "сотни дворов ведомства Аскызской инородной управы по речкам Уйбата, Бея, Сырам и по Бозе" занимаются воровством и существуют только за счет этого. Причину этого бедствия докладчик видел в том, что многим семьям "инородцев" если не воровать, "то нечем жить", так как "со стороны приобрести копеечку почти негде", кроме того многие преступления остаются безнаказанными при халатном отношении "судей инородческой Аскызской управы, частью по боязни мщения воров".
  По мнению выступающего, необходимо "принять следующие меры: по Тее, Есе и Теренсугу, образовать бы деревни", где среди инородцев "установить бы обязательное хлебопашество". Кроме того, "вполне доказанного вора переводить бы в крестьянское сословие" и приписывать к деревням.
  Кража лошадей для употребления их мяса в пищу свидетельствует о бедности "инородцев" Енисейской губернии. Источники указывают на то, что почти четвертая часть их находилась в "бедном состоянии". Некоторые авторы видят причину бедности хакасов в праздности, пьянстве, мошенничестве и краже "лошадей и рогатого скота между собою".
  Как один из видов преступлений, кража скота уходит корнями в далекое прошлое. Наказание скотокрадам было суровое, тем не менее, как у кочевых, так и у оседлых народов этот вид деятельности стойко выдержал испытание временем.
  Несмотря на то, что казаки в Енисейской губернии жили с "инородцами" в добрососедских отношениях, их взаимоотношения порой носили конфликтный характер. Причем виновником конфликта выступала как одна, так и другая сторона.

©  В.А. Паршуков, 2014