Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Ушницкий Василий Васильевич
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск

Якутский улус XVIII-XIX вв.:
искусственное образование или отражение родо-племенной структуры общества?

  Административное разделение земли, населенные якутами на улусы возникло в XVIII-XIX вв. в результате обьединения нескольких волостей в более крупные территориальные формирования. В XVII в. якуты в административном плане состояли из отдельных волостей, большая часть волостей впоследствии стала наслегами. В историографии вопроса можно обнаружить споры вокруг значений терминов "улус" и волость в документах XVII вв. "Волости" считал С.А.Токарев, представляли собой племенные группировки [Токарев, 1945, с. 41-43].
  Термин улус, как и многие термины тюрко-монгольского происхождения, безусловно, не был принесен извне русской администрацией, о знакомстве с ним свидетельствуют тексты олонхо и предания саха, а также устойчивость этнического самосознания саха. В этой связи необходимо проследить его значение в степной традиции. В языке древних тюрков Орхона VI-VIII вв. слово "улус", "улыс" употреблялось в значении "народ, область, страна" [Древнетюркский словарь, 611]. Улус был и высшей формой социальной организации татаро-монгольских племен XII в. В монгольские улусы, объединялись не племена, а нойоны разных племен со своими людьми [Кычанов, 1997, С. 260]. Монгольский улус, как и якутский, разбивался на уделы-аймаки. В то же время такое деление по аймакам, видимо, было еще у древних тюрков и хунну.
  Если про центральные улусы можно сказать, что они отражают старинную племенную организацию якутского общества, то возникновение вилюйских и северных улусов связано с территориальным администрированием, при этом часто менялись названия и территории принадлежащие отдельным улусам (районам). Так часть Сунтарского улуса входила в состав Олекминского, часть в состав исчезнувшего Мархинского улуса.
  В "казачьих" донесениях 30-40 х гг. XVII в. термин улус употреблялся в отношении жителей одной "волости", видимо родов. Следует отметить, что батулинцы, бетунцы и кангаласцы имели нескольких тойонов, кочевавших отдельно и ведших самостоятельные военные действия. Поэтому можно сделать вывод, о знакомстве саха с термином улус, но они его активно не употребляли. По крайней мере, русские казаки, пришедшие из тюркских земель на Юге Сибири, применяли его не только в отношении якутов, но и юкагиров, для обозначения группы аборигенов, собравшихся в одном месте.
  Рассматривая структуру улуса, отметим, что одноулусники являлись представителями разных родов. Находясь же номинально в разных родах (прежние волости), они не переставали быть жителями одного улуса. Так в одном улусе проживали представители прежних четырех-пяти волостей (Кангаласский или Намский). Таким образом, улус - это особое общинно-территориальное образование. Если рассмотрим историю термина улус, то получается, что термин улус активно употреблялся в документах 30-х гг. XVII в., потом был целиком вытеснен словом "волость" и вновь всплыл на поверхность в 1720-х гг., когда были образованы более крупные административные объединения, состоявшие из нескольких волостей [Сафронов, 1987, с. 48].
  Ф. Ф. Васильев синонимами термина "улуус" - считал якутские слова уус, биис, аймах, дьон. В XVII в. землепроходцы и переписчики под термином улус могли обозначать территориальные владения крупных обособленных семейно-родственных групп, впоследствии названных волостями [Васильев Ф.Ф., 1994, с. 35].
  Согласно А.А.Борисову, улусы имели территориальный характер. По его утверждению, жители одного улуса осознавали свое отличие от представителей других улусов. Улусы состояли из семейных кланов, которым соответствуют поздние "ага ууса" и "ийэ ууса" [Борисов, 1997, с. 60].
  Согласно фольклорным данным XX в., еще до прихода русских образовались шесть крупных территориальных объединения: Ханалас дьоно, Нам дьоно, Мэнэ дьоно, Борогон дьоно, Байагантай дьоно и Боотур ууhун дьоно [Боло, 1994, c. 103, 128]. Эти обьединения можно назвать племенами, так как они состояли из различных родов, иногда входивших в состав нескольких улусов.
   В якутском фольклоре, записанном иностранными учеными, сохранилась информация о родовой структуре саха еще в степях вокруг Байкала. Впервые генеалогия прародителей якутских улусов была записана участником I Камчатской экспедиции И. Линденау в XVIII в. По его записям, восемь якутских родов кочевали вокруг озера Байкал. К потомкам Омогоя из местного рода Боотулу, он относил намцев и баягантайцев. Потомки Эллэя - кангаласцы, мегинцы, хатылинцы, борогонцы и чериктэйцы еще на Байкале выделились в отдельные рода [Линденау, 1983].
  Российское государство проводило целенаправленную имперскую политику по отношению к своим окраинам. Ясачные волости, основанные на особой раннеулусной организации якутов, эволюционировали через укрупнение в административный улус в сторону превращения в наслежную систему. Улус - административно-территориальное единица Якутии, введенное царской администрацией в XVIII в., соответствующее району.

  Литература:

  Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии (XV-XVII - середина XIX в.). Т.I. Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов. М.: Арт-Флекс, 2003. 448 с.
  Борисов А. А. Якутские улусы в эпоху Тыгына. Якутск: Нац. кн. изд-во: "Бичик", 1997. 160 с.
  Боло С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). Якутск: Нац. кн. изд-во "Бичик", 1994. 320 с.
  Васильев Ф.Ф. Раннеякутский улус: социальные и военные структуры // Этнос: традиции и современность: Сборник научных трудов. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. 96 с.
  Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. Якутск: Нац. кн. изд-во "Бичик", 1995. 220 с.
  Древнетюркский словарь. - Л.: Наука, 1969. - 677 с.
  Токарев С.А. Общественный строй якутов XVII-XVIII вв. Якутск: Кн.изд-во, 1945. 414 с.
  Сафронов, Ф.Г. Мирское управление в XVII - начале XX вв. Якутск: кн. изд-во, 1987. 127 с.
  Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.: Изд.фирма "Вост.литер" РАН, 1997. 320 с.
  Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983. 176 с.

©  В.В. Ушницкий, 2014