Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Тезисы выступления на всероссийской (с международным участием) научной конференции:
Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)
Новосибирск, 25-26 августа 2014

Хоменко Денис Юрьевич
Красноярский государственный педагогический университет

Этническая идентичность в условиях модернизации
(на примере населения Енисейской губернии)

  В условиях модернизации, перехода к индустриальному обществу, видимые, ощутимые различия между этносами стираются. Работа на предприятиях с большим количеством рабочих предполагает унифицированную одежду, пищу, язык, без учёта национальных особенностей. Вместе с тем, национальные различия в индустриальном обществе не исчезают, представители различных народов продолжают ассоциировать себя с тем или иным этносом. Более того, в условиях индустриального общества этносы входят в новую стадию своего развития - нацию.
  В Российской империи процесс перехода от традиционного общества к индустриальному традиционно датируется второй половиной XIX - началом XX вв. Он имел свои особенности и проявлялся в самых различных сферах. Объективная необходимость нивелировки этнических особенностей приняла в России характер русификации, особенно активно с конца XIX века.
  В условиях Сибири, где не существовало крупного производства, где бы представители различных народов варились в своеобразном "котле", политика русификации не имела под собой объективной подоплёки.
  Население Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. было полиэтнично. Самым многочисленным народом были русские. Кроме них, в губернии проживали коренные народы и "этнические переселенцы": евреи, поляки, татары, латыши, эстонцы и др.
  Целью настоящего сообщения является установления особенностей сохранения этничности в условиях модернизации в Енисейской губернии.
  Единственным народом, которому не грозило обрусение, были сами русские. Вместе с тем, имели место обратные случаи, описанные современниками как "объякучивание". На Енисейском севере проживала немногочисленная группа "крестьян Затундринского общества". Во второй половине XIX века произошёл синтез трёх соседних этносов: затундринских русских, эвенков и якутов, - сложился новый народ - долганы. Этот факт был не замечен царскими властям - долганы продолжали официально числиться крестьянами, якутами и эвенками.
  Параллельно с этногенезом долган, в изучаемый период происходил этногенез нганасан - в результате выделения из энецкого (самоедского) этноса. Важную роль в этнической идентификации обоих народов сыграло православие. С одной стороны, принадлежность к этой религии стало объединяющим фактором для русских, якутов и эвенков. С другой - непринятие православия нганасанами в окружении православных народов так же становилось фактором самоидентификации. Таким образом, в условиях Енисейского Севера религия была важнейшим этнодифференцирующим фактором.
  Из коренных народов модернизационные процессы сильнее всего затронули хакасов. Прежде всего это выразилось в экспроприации хакасских земель под нужды столыпинских переселенцев и переводе из кочевых в оседлые "инородцы". Потеря сословного статуса в сознании хакасов соединялась с потерей их этнической идентичности, воспринималась как "обрусение".
  Т.н. "этнические переселенцы" попадали в Енисейскую губернию двумя путями: изначально в качестве ссыльных, а в конце XIX века начали поступать как вольные переселенцы в рамках политики правительства. Попадая в иноэтничную и иноконфессиональную среду, переселенцы стремились селиться совместно, со временем создавая общины.
  Активно с русскими контактировало еврейское население. Отмечалось, что сибирские евреи в третьем поколении уже не знали иврита, и даже дома общались на русском. Вместе с тем, принадлежность к иудаизму было важнейшим, если не единственным, признаком этнической принадлежности.
  Татарское население губернии в начале XX века активно создаёт социальную инфраструктуры: открываются мечети в Красноярске и новосозданных переселенческих моноэтничных посёлках, создаются общественные организации. Допуск в них был разрешён для всех мусульман, независимо от этнической принадлежности. Таким образом, для татар решающим этнодифференцирующим маркером был конфессиональный критерий.
  В отличие от других национальностей, польская ссылка по большей части была политической. Этот фактор предопределил особенности расселения поляков в Сибири - администрация противодействовала созданию моноэтничных поселений, надеясь растворить польский контингент в русском. Масса польских ссыльных не было однородной по своему составу. Привилегированные слои польского общества получали материальную помощь либо от родственников, либо от государства, что позволяло им не работать и не утруждать себя общением с местным населением. В результате этого они сохраняли свои националистические воззрения и всячески их оберегали. Среди низших слоев, кроме собственно поляков, попадались также и "западные переселенцы": белорусы и украинцы, которые гораздо охотнее шли на контакт с местным населением.
  Прибалтийские народы (финны, латыши, эстонцы) являлись представителями лютеранского вероисповедания. Для государства они все представляли одну категорию населения - лютеране. Поэтому всех ссыльных лютеран отправляли в колонии-поселения на юге губернии. Первой была создана колония Верхний Суэтук. Однако ссылавшиеся в неё латыши и эстонцы не смогли ужиться с первооснователями - финнами, и основали новые, моноэтничные поселения. Более того, эстонцы и латыши отказывались признавать лютернского пастора - финна по национальности, и правительство было вынуждено учредить для них отдельного пастора. Национальная дифференциация была для прибалтийских народов важнее конфессиональной.
  Таким образом, русификация на территории Енисейской губернии была весьма относительной. Правительство подчас даже забывало о судьбе некоторых категорий русского населения. Модернизационные процессы проявлялись по-разному. Например, для хакасов они выразились в экспроприации земель, а для мусульман и евреев - в послаблениях в государственной религиозной политике. Вместе с тем, национальное самосознания часто находило выражение в формах, характерных для традиционного общества: сословный статус (хакасы), религия (долганы, нганасаны, татары, евреи). В то время как для поляков, финнов, эстонцев, латышей национальный фактор был решающим. Это может говорить о более высоком уровне национального самосознания этих народов, т.к. они более продвинулись в процессе формирования индустриального общества и стояли на более высокой ступени нациеобразования.

©  Д.Ю. Хоменко, 2014