Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 Предисловие
 Резун Д.Я.
А.И. Лосев как историк городов
 Комлева Е.В.
П.Ф. Ларионов: история "обыкновенного" купца
 Дамешек Л.М.
М.М. Сперанский в Иркутске
 Матханова Н.П.
С.Б. Броневский как мемуарист и любитель музыки
 Туманик Е.Н.
П.М. Муравьева: жена декабриста
 Ремнев А.В.
М.Н. Катков в поисках "сибирского сепаратизма"
 Ивонин А.Р.
Сибирские предприниматели дореформенного периода
 Мамсик Т.С.
Купеческая семья Тюфиных
 Зиновьев В.П.
Мариинские купцы Савельевы
 Ламин В.А., Ноздрин Г.А.
Сибирский купец М.К. Сидоров
 Воробцова Л.Н.
Барнаульский купец Е.В. Ельдештейн
 Толочко А.П.
А.Н. Букейханов в Омске

 Ноздрин Г.А.
В.В. Куйбышев в Каинске
 Макарчук С.В.
Г.Н. Мельничанский в Сибири
 Кириллов А.К.
М.И. Боголепов и идея планирования
 Шиловский М.В.
Литературный псевдоним Irridens. И.Г. Гольдберг
 Бочанова Г.А.
Г.М. Будагов
 Ус Л.Б.
В.А. Обручев в Томске
 Скубневский В.А.
Проблемы истории Сибири в книге Г. Гребенщикова
 Чедурова Е.М.
Теоретик кооперации М.И. Туган-Барановский
 Баяндин В.И.
Городские головы Новониколаевска
 Звягин С.П.
Деятельность М.П. Головачева в 1918-1922 гг.
 Исаев В.И.
Жизнь и смерть инженера П.М. Жаркова
 Тимошенко А.И.
Н.Я. Новомбергский у истоков планирования
 Зольникова Н.Д.
Судьбы сибирских староверов
 Красильников С.А.
"Репрессивный вектор" науки
 Модоров Н.С.
Л.П. Потапов - исследователь народов Сибири
 Сокращения


Институт истории
СО РАН
Личность в истории Сибири XVIII-XX веков.
Сборник биографических очерков. Новосибирск: ИД Сова, 2007. С. 130-135.

Толочко Анатолий Павлович
д-р ист. наук, зав. кафедрой дореволюционной отечественной истории Омского государственного университета

Алихан Нурмухамедович Букейханов в Омске:
страницы биографии

   Алихан Нурмухамедович Букейханов (1870-1937) - видный представитель казахской национальной интеллигенции, просветитель и общественный деятель. Его судьба тесно связана с Омском. А. Н. Букейханов родился в 1870 г. в одном из аулов Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Начальное образование получил в Каркаралинске, затем для продолжения обучения в 1886 г. отправился в Омск. Город на Иртыше был в числе тех российских городов, которые всегда пользовались приоритетом у казахской молодежи при выборе места для дальнейшего обучения. Во-первых, сказывалось удобное географическое положение Омска, который находился на границе с казахской степью. Во-вторых, здесь в начале ХХ в. уже имелось значительное количество общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. В-третьих, в них с учетом многонационального состава населения Степного края практически отсутствовали сословные и вероисповедные ограничения для поступавших, а некоторым учащимся-казахам назначались даже специальные стипендии. А. Н. Букейханов поступил в местное механико-техническое училище, где в течение 4 лет овладевал профессией техника. Аттестат об окончании училища он получил 14 июня 1890 г. [1]. Оценки подтверждали высокий уровень подготовки выпускника: по русскому языку, русской истории, геометрии, алгебре, тригонометрии, физике, механике, по технологии дерева и металлов, счетоводству и строительному искусству А. Н. Букейханову были выставлены отличные отметки, а по черчению, рисованию и практическим работам в мастерских - хорошие отметки. После получения аттестата техника А. Н. Букейханов уезжает в Петербург и становится студентом Лесного института. Здесь проявились его качества не только как способного студента, но и как активного участника общественных и литературных кружков. Он осознает, что подъем общей культуры казахского народа невозможен без развития просвещения и образования и видит в этом главную задачу национальной интеллигенции. В период обучения в Лесном институте Алихан впервые привлек к себе внимание жандармских органов и, как следствие, попал в список "политически неблагонадежных элементов" [2]. Годы пребывания А. Н. Букейханова в Санкт-Петербурге, являвшемся центром общественно-политической жизни Российской империи, оказали огромное влияние на формирование его общественно-политических взглядов.
   Успешно окончив Лесной институт, А. Н. Букейханов в 1894 г. вернулся в Омск. Он сначала работал преподавателем в лесной школе, затем находился на службе в переселенческом управлении. Этот период пребывания в городе, который с перерывами продолжался около 14 лет, был временем его активного участия в просветительской и общественной жизни. Алихан являлся деятельным членом Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества и одним из организаторов Омского отдела Московского общества сельского хозяйства, его статьи регулярно появлялись на страницах местной периодической печати. А. Н. Букейханов участвовал также в руководимой Ф. М. Щербиной экспедиции по исследованию степных областей, основная цель которой заключалась в изучении вопроса о переселении сюда крестьян из Европейской России. Это участие дало возможность ему глубже ознакомиться с положением коренного населения Степного края и определить свое негативное отношение к проводимой царским правительством переселенческой политике в данном регионе. В одной из своих работ он писал: "Считая землю своей собственностью, киргизы при вступлении в русское подданство не думали, что государство позволит себе посягнуть на частную собственность; между тем русское правительство создало законы, по которым без всякой мотивировки просто и по праву сильного все киргизские степи признаются государственной собственностью, последствием чего создалось переселенческое движение в киргизские степи, и самые лучшие участки земли перешли к переселенцам, а худшие остались за киргизами" [3]. Общественная активность нашего героя вызывала обеспокоенность царских властей, и по их распоряжению он был взят под негласный надзор полиции [4].
   А. Н. Букейханов был знаком с теорией марксизма, некоторое время сотрудничал с социал-демократами, но к 1905 г. пришел к выводу, что революционное вмешательство в естественно-эволюционный путь развития казахского общества было бы пагубным для коренного населения Степного края. Именно это обстоятельство привело уже достаточно известного представителя казахской национальной интеллигенции в ряды кадетской партии, которая, по его мнению, в наибольшей степени отражала в своих установках насущную необходимость демократических реформ, осуществленных законодательным путем. Будучи избран от омских либералов одним из делегатов учредительного съезда названной партии, но не сумев попасть на него из-за железнодорожной забастовки, А. Н. Букейханов по прибытии в Москву, тем не менее, смог поучаствовать в организованных ЦК партии кадетов совещаниях, проходивших 12-14 ноября 1905 г., на которых обсуждались вопросы создания ее губернских отделов [5].
   Являясь деятельным участником кадетской организации в Омске, А. Н. Букейханов в период Первой российской революции выступил также в качестве одного из лидеров национально-освободительного движения казахского народа. Он был в числе инициаторов проведения съездов представителей пяти степных областей, состоявшихся в декабре 1905 г. в Уральске и в феврале 1906 г. в Семипалатинске. Особую значимость имели решения съезда в Семипалатинске, участники которого одобрили близкую к кадетской партии программу, включив в нее требования, направленные на защиту национальных интересов казахов: признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, прекращения переселения в казахскую степь крестьян из Европейской России, создания национальных образовательных учреждений и т.п. [6].
   Важным этапом в биографии А. Н. Букейханова как общественного деятеля стало участие в избирательной кампании в I Государственную думу. Он совершал поездки в казахскую степь, проводил встречи с коренным населением Степного края, излагая свои взгляды на предстоящие выборы и те задачи, которые неотложны были для казахского народа. Кроме того, в его публикациях на страницах местной периодической печати звучали призывы к демократизации политического строя царской России. Так, в одной из статей, опубликованной в газетах "Степной край" (Омск) и "Семипалатинский листок", А. Н. Букейханов называл чиновников царской администрации "могильщиками приказного строя", превратившими казахские степи в "сатрапию", и заявлял, что их "дни сочтены" [7]. В январе 1906 г. во время поездки в Семипалатинск он был задержан полицией и заключен в тюрьму в Павлодаре, а спустя некоторое время переведен в омскую тюрьму. Из заключения его освободили лишь 30 апреля 1906 г., когда стало известно о его избрании выборщиком от Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. На состоявшемся 15 июня 1906 г. в Семипалатинске областном собрании выборщиков он был избран депутатом I Государственной думы от казахского населения этого региона [8].
   В работе I Государственной думы А. Н. Букейханову поучаствовать практически не удалось, так как он прибыл в Санкт-Петербург незадолго до ее роспуска. После этого казахский депутат был в числе подписавших "Выборгское воззвание", содержавшее призывы к населению России не платить налоги, не давать новобранцев в армию и т.п., за что подвергся гонениям со стороны властей. Для понимания взглядов А. Н. Букейханова на сложившуюся в стране в это время политическую атмосферу значительный интерес представляют его статьи в газете "Степной пионер" (Омск), анализ которых проведен исследователем Р. С. Буктугутовой. В 10-м и 11-м номерах названного повременного издания он подробно характеризует роль армии в процессе демократических перемен в стране и, соглашаясь с социал-демократами, поддерживает необходимость агитации и пропаганды в войсках: "Я хочу сказать, что вожди революции были совершенно правы, когда указывали на войско, как главное препятствие в их борьбе со старым строем. Войско в руках правительства представляет из себя организованную силу, побороть которую революционные не военные массы не в состоянии". В тоже время для А.Н. Букейханова законодательная деятельность по-прежнему являлась единственным регулятором отношений во всех сферах жизни. Он считал, что и правительство, и революционеры, добиваясь своих целей, действуют схожими, противозаконными методами: "Возьмите вы министров, хотя за неделю, рассмотрите их тактику и вы увидите, что эта тактика построена сплошь на революционных приемах. Вся их деятельность не что иное, как сплошное отрицание закона и компетентности суда. В этом они пошли куда дальше, революционеры, как известно, требуют, чтобы в стране был единый суд, беспристрастный и независимый, а министры заменяют его военными судами, военно-полевыми и расстрелами без суда, властью начальников и городовых" [9].
   В начале 1907 г., когда в Семипалатинской области развернулась кампания по выборам во II Государственную думу, А. Н. Букейханов вновь активно включился в этот процесс, но вскоре сам снял свою кандидатуру, поскольку опасался, что царская администрация в любой момент может отменить результаты выборов. Причину своего поступка он объяснил в "Открытом письме киргизам Семипалатинской области", опубликованном на страницах газеты "Голос степи": "Изложенные факты решительной попытки администрации помешать моей вторичной кандидатуре в члены Государственной думы заставляет меня со своей стороны пойти навстречу желаниям конституционного правительства и снять свою кандидатуру в члены Госдумы. Дело в том, что вторичное избрание, в чем я не сомневаюсь, поведет со стороны правительства к кассации выборов и помешает представителю от киргиз Семипалатинской области своевременно явиться на сессию Государственной думы" [10]. Представители властных структур, тем не менее, отчетливо осознавали, что именно мнение А. Н. Букейханова во многом определило результаты избирательной кампании (на выборах в Семипалатинской области депутатом II Думы от казахского населения был избран поддержанный им кандидат), поэтому они "вспомнили" о "Выборгском воззвании". В декабре 1907 г. решением суда А. Н. Букейханов приговаривается к трем месяцам тюрьмы, а в 1908 г. высылается из пределов Степного края и вынужденно поселяется в Самаре [11]. Покинув родину, он стремился поддерживать связи с оставшимися там единомышленниками, продолжая и после поражения Первой российской революции активно влиять на развитие общественного и, прежде всего, национально-освободительного движения в казахской степи.


  [1] ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 942. Л. 23.
  [2] Букейхан А. Избранное. Алматы, 1995. С. 30-31.
  [3] Цит. по: Ибраев С. И. Переселенческая политика царизма и изменение демографической ситуации в Северном Казахстане (конец XIX - начало ХХ века) // Вестник науки Акмолинского аграрного университета. Акмола, 1996. С. 68.
  [4] ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 201. Л. 14.
  [5] Харусь О. А. Политическая консолидация буржуазии в Омске в годы первой российской революции // История Западной Сибири в дореволюционный период. Омск, 1988. С. 69.
  [6] История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Т. 3. Алматы, 2000. С. 618.
  [7] Аккулулы Султан хан. Жизнь и смерть лидера Алаш-Орды // Нива. 2001. № 4. С. 129.
  [8] Кожахметов Г. З. Государственная дума России и народы Степного края: 1905-1917 гг. Караганды, 1999. С. 36.
  [9] Цит. по: Буктугутова Р. С. Очерки истории общественного движения в Степном крае в конце XIX - начале ХХ вв. Кокшетау, 2006. С. 54-55.
  [10] Аккулулы Султан хан. Указ. соч. С. 132.
  [11] Букейхан А. Указ. соч. С. 40-41.