Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 Предисловие
 Резун Д.Я.
А.И. Лосев как историк городов
 Комлева Е.В.
П.Ф. Ларионов: история "обыкновенного" купца
 Дамешек Л.М.
М.М. Сперанский в Иркутске
 Матханова Н.П.
С.Б. Броневский как мемуарист и любитель музыки
 Туманик Е.Н.
П.М. Муравьева: жена декабриста
 Ремнев А.В.
М.Н. Катков в поисках "сибирского сепаратизма"
 Ивонин А.Р.
Сибирские предприниматели дореформенного периода
 Мамсик Т.С.
Купеческая семья Тюфиных
 Зиновьев В.П.
Мариинские купцы Савельевы
 Ламин В.А., Ноздрин Г.А.
Сибирский купец М.К. Сидоров
 Воробцова Л.Н.
Барнаульский купец Е.В. Ельдештейн
 Толочко А.П.
А.Н. Букейханов в Омске
 Ноздрин Г.А.
В.В. Куйбышев в Каинске
 Макарчук С.В.
Г.Н. Мельничанский в Сибири
 Кириллов А.К.
М.И. Боголепов и идея планирования
 Шиловский М.В.
Литературный псевдоним Irridens. И.Г. Гольдберг
 Бочанова Г.А.
Г.М. Будагов
 Ус Л.Б.
В.А. Обручев в Томске
 Скубневский В.А.
Проблемы истории Сибири в книге Г. Гребенщикова
 Чедурова Е.М.
Теоретик кооперации М.И. Туган-Барановский
 Баяндин В.И.
Городские головы Новониколаевска
 Звягин С.П.
Деятельность М.П. Головачева в 1918-1922 гг.
 Исаев В.И.
Жизнь и смерть инженера П.М. Жаркова
 Тимошенко А.И.
Н.Я. Новомбергский у истоков планирования
 Зольникова Н.Д.
Судьбы сибирских староверов
 Красильников С.А.
"Репрессивный вектор" науки
 Модоров Н.С.
Л.П. Потапов - исследователь народов Сибири

 Сокращения


Институт истории
СО РАН
Личность в истории Сибири XVIII-XX веков.
Сборник биографических очерков. Новосибирск: ИД Сова, 2007. С. 282-292.

Модоров Николай Семёнович
д-р ист. наук, профессор, зав. лабораторией по комплексному изучению народов Южной Сибири Горно-Алтайского государственного университета

Леонид Павлович Потапов - выдающийся исследователь
истории, этнографии народов Сибири и Центральной Азии

   В июле 2005 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося исследователя истории и этнографии народов Сибири и Центральной Азии, доктора исторических наук, профессора, "Заслуженного деятеля науки Российской Федерации", нашего земляка Потапова Леонида Павловича, о котором и постараемся мы сказать несколько слов.
   Уроженец Алтая (родился в г. Барнауле 6 июля 1905 г.) с юношеских лет проявлял большой интерес к жизни местного аборигенного населения и стал осознанно наблюдать за нею. Эту тягу и пристрастие юноши подметил известный на Алтае музыкант и ученый А. В. Анохин. Благодаря его содействию и под непосредственным руководством Андрея Викторовича совершил молодой барнаулец и несколько поездок по Горному Алтаю с целью изучения алтайцев. Познав алтайский язык, он стал более отчетливо подмечать многие тонкости народной жизни, которые были недоступны ему при обычных расспросах. Потом, став уже маститым ученым, он не раз повторит слова своего коллеги по исследовательскому "цеху" - проф. О. А. Сухаревой - о том, что работа этнографа сродни труду человека, черпающего море ложкой. При этом Леонид Павлович был не только крупным собирателем и знатоком этнографического материала, но и крупным ученым.
   После окончания в 1928 г. этнографического отделения географического факультета Ленинградского университета (где под руководством Л. Я. Штернберга, В. Г. Богораза, А. Н. Самойловича и других ученых Л. П. Потапов получил основательную теоретическую подготовку и обрел опыт проведения самостоятельной полевой работы) молодой этнограф получил направление на работу в Узбекистан, где успешно трудился в течение нескольких лет: активно проводил там научно-организационную и исследовательскую работу, собирал и публиковал материалы по этнографии узбеков. В 1930 г. он поступил в аспирантуру. После ее окончания (в 1933 г.) Леонид Павлович устроился в этнографический отдел Русского музея (ныне Российский этнографический музей) научным сотрудником (потом он будет работать здесь же, в музее, заместителем заведующего отделом Сибири, а затем - заместителем директора музея по научной работе). В музее Леонид Павлович завершил кандидатскую диссертацию "Пережитки первобытно-общинного строя у народов Алтая". Вскоре она была успешно защищена в 1939 г. Это была первая работа, защищенная в ЛГУ после того, как университету было предоставлено право присуждения ученых степеней по специальности "этнография".
   Во время Великой Отечественной войны Л. П. Потапов продолжал трудиться в музее, отдавая все свои силы сохранению его бесценных коллекций. В 1943-1946 гг. он учится в докторантуре. Закономерным итогом стало присуждение ему в 1946 г. ученой степени доктора исторических наук.
   С 1947 г. и до последних дней своей жизни (умер он в сентябре 2000 г.) творческая деятельность Леонида Павловича была связана с Институтом этнографии АН СССР - Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук. С 1948 по 1968 год он работал заместителем директора Института этнографии и был бессменным руководителем его Ленинградского отделения, где и сформировался как талантливый руководитель и организатор - волевой, жесткий, требовательный, ставивший перед своими подчиненными большие задачи и умело организовывавший их выполнение.
   Работу в академическом научном учреждении Леонид Павлович сочетал и с преподавательской деятельностью. Его лекции, по отзывам бывших учеников, всегда изобиловали историческими деталями, придававшими им особую ауру. Однако обращение к ним не являлось для лектора самоцелью. Его мастерство состояло в том, что каждая деталь, приводимая им в лекции, выражала индивидуальное, частное в истории и привлекалась потому, что она помогала понять и закрепить в памяти студентов и частное, и общее. Поражала слушателей и способность Леонида Павловича с помощью одной детали нарисовать яркий образ прошлого, описать какую-либо конкретную историческую ситуацию или создать колоритный портрет исторического деятеля прошлого. В этом наглядно довелось убедиться автору данной статьи в Ленинграде, в далеком 1966 г., а потом - в Горно-Алтайске, который Леонид Павлович посещал достаточно регулярно. Следует отметить, что его приезды в Горный Алтай не были "туристическими прогулками". Каждое его появление здесь неизменно превращалось в консультацию коллег, а также в "контроль-отчет" его учеников и коллег о проделанной ими научной работе.
   Имя нашего земляка было широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. В исторической науке он был известен как широко эрудированный сибиревед, тюрколог, признанный специалист в области музееведения. Круг его научных интересов был необычайно широк и многогранен. Его плодотворная научная деятельность всегда была обращена к актуальным теоретическим проблемам этнографии, сложным вопросам сибиреведения. Особенно большое место в его творчестве занимала этнография коренных сибирских народов - алтайцев, тувинцев, хакасов, шорцев и др. Его перу принадлежит свыше 250 печатных трудов, в т. ч. почти два десятка монографий, материалы которых в значительной мере служат нам сегодня первоисточниками.
   Особое место в творчестве Л. П. Потапова занимали историко-этнографические исследования прошлого и настоящего народов Южной Сибири. Им были опубликованы такие фундаментальные труды, как "Очерк истории Ойротии", "Очерки по истории алтайцев", "Лук и стрела в шаманстве алтайцев", "Краткий очерк культуры и быта алтайцев", "Очерк социалистического строительства у алтайцев в период коллективизации", "Краткий очерк истории и этнографии хакасов (XVII-XIX вв.)", "Происхождение и формирование хакасской народности", "Очерки народного быта тувинцев", "Этнический состав и происхождение алтайцев", "Алтайский шаманизм" и др. В этих работах, наряду с архивным документами, литературными источниками, им был использован и оригинальный полевой материал, собранный автором в ходе его поездок в тот или иной сибирский регион. Например, чтобы изучить охотничий промысел у шорцев, Леонид Павлович провел, по его словам, с ними несколько месяцев в тайге, принимая активное участие в их охоте на копытного и пушного зверя.
   Словом, исследования Леонида Павловича всегда опирались на богатый конкретно-исторический материал и на знания автора культуры изучаемого народа. Им, к примеру, был досконально изучен этногенез народов Саяно-Алтая. Благодаря его трудам нам стали известны многие ранее загадочные страницы истории народов этого региона. Раскрывая их, он всегда применял, и весьма успешно, метод комплексного исследования этнографических материалов в сочетании с данными археологии, фольклора, архивными документами и другими источниками.
   Вне всякого сомнения, Л. П. Потапов внес значительный вклад и в тюркологию, по-новому осветив многие дискуссионные вопросы, касавшиеся истории и этнографии многих древнетюркских племен. Этот его вклад в устранение "белых пятен" в востоковедении был оценен не только в нашей стране, но и за рубежом. К примеру, высокую оценку у зарубежных коллег получили его работы: "Новые данные о древнетюркском Otukan", "Умай - божество древних тюрков, в свете этнографических данных", "О народах Беклийской степи", "Тюльбеты енисейских надписей", "Особенности материальной культуры казахов, обуславливающие кочевой образ жизни", "Из истории кочевничества" и др.
   Важное место в трудах Л. П. Потапова занимало исследование социально-экономических отношений, в частности, патриархально-феодальных отношений у кочевников. Привлекши значительный материал, он наглядно показал, что эти отношения у них сочетались с еще достаточно реальными пережитками патриархально-родовых, общинных институтов и были характерны для кочевого и оседлого населения Средней Азии.
   Широкую известность в нашей стране и за рубежом получили его работы по шаманизму и народным культам народов Саяно-Алтая и Средней Азии. На основе богатой источниковой базы, значительную часть которой составляли его полевые материалы, им были созданы работы, в которых была дана характеристика и анализ шаманизма. Особенно важным в них было то, что автором была выяснена символика, семантика названий отдельных частей и изображений на шаманских бубнах. При этом им было доказано научное значение бубнов как ценного исторического источника при изучении традиционной культуры народов Южной Сибири и проблем, связанных с их этногенетическими и этнокультурными связями. Весь этот комплекс вопросов и был им освещен в фундаментальной монографии "Алтайский шаманизм", увидевшей свет в 1991 г.
   Активно участвовал ученый и в создании коллективных научных трудов по истории страны и Сибири, в их числе: "История СССР", "Очерки по истории СССР: период феодализма IX-XIII вв.", "История Тувы" и др.
   Наряду с исследовательской работой много внимания уделял Леонид Павлович и редакторской деятельности. Под его научным руководством вышло немалое число коллективных трудов и свыше 60 монографий. В их числе несколько томов "Сибирских этнографических сборников", "Историко-этнографический атлас Сибири", "Народы мира", "Народы Сибири", свод источников Н. В. Кюнера "Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока", "Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области", монографии: А. П. Окладникова ("История Якутии"), С. В. Иванова ("Материалы по изобразительному искусству народов Сибири", "Орнамент народов Сибири как историко-этнографический источник"), а из наших земляков - монографические работы Ф. А. Сатлаева, Н. И. Шатиновой, Н. А. Тадиной и других авторов. Л. П. Потапов принимал активное участие в организации и работе научных конгрессов, конференций и симпозиумов, проходивших в Советском Союзе, в России и в других странах. Его труды переведены на многие языки и изданы за рубежом.
   Значительное место в научной деятельности ученого занимала экспедиционная работа. Начиная с 1949 г., он руководил работой комплексной научной Саяно-Алтайской экспедиции, проводившей исследования в Горном Алтае, Шории, Хакассии и Туве. Позднее (в 1957 г.), она была преобразована в Тувинскую комплексную археолого-этнографическую экспедицию, в задачу которой входило изучение проблемы этногенеза и истории тувинцев. Сотрудники экспедиции, в том числе и ее руководитель приняли непосредственное участие в создании "Трудов" экспедиции, а также в написании (по материалам полевых исследований) монографических работ и статей. Но, будучи в экспедициях, Л. П. Потапов занимался не только непосредственной работой по выполнению плана полевых научных исследований. Он использовал их и для оказания практической помощи местным научным центрам Тувы, Хакассии и Горного Алтая. Многие ученые из этих центров и, прежде всего, Тувинского НИИ, принимали непосредственное участие в работе Тувинской экспедиции.
   Занимаясь наукой, будучи крупным, разносторонним ученым, Леонид Павлович являлся одновременно с этим и крупным специалистом-музейщиком. Работая в Государственном музее этнографии, а затем будучи руководителем Музея антропологии и этнографии РАН, Л. П. Потапов прекрасно освоил сложное музейное дело. В начале войны им со знанием дела была проведена большая и сложная работа по подготовке к эвакуации ценностей Музея, а в 1942 г. он лично выезжал в Новосибирск, где было организовано хранение бесценных коллекций МАЭ.
   В послевоенное время Леонид Павлович продолжил в Музее работу по сохранению музейных фондов, а также по реконструкции старых экспозиций и созданию новых. Благодаря его усилиям, МАЭ в полном объеме функционировал не только как научное, но и как научно-просветительское учреждение.
   Разносторонняя деятельность Л. П. Потапова была высоко оценена государством. За создание фундаментального историко-этнографического труда "Очерки по истории алтайцев" (первое издание) его автор был удостоен в 1951 г. Государственной премии. Ему были присвоены звания "Заслуженный деятель науки РСФСР" и "Заслуженный деятель науки Тувинской АССР". За большую научную и научно-организаторскую работу Л. П. Потапов был награжден орденами "Трудового Красного Знамени", "Знак Почета" и многими медалями. В 1993 г. он стал лауреатом премии Американского фонда по изучению шаманизма.
   Но самой большой наградой для Л. П. Потапова стали его ученики. Свою научную работу он всегда сочетал с большой педагогической деятельностью. На местах, в республиках Южной Сибири, и в центральных научно-исследовательских институтах трудятся сегодня его многочисленные ученики, в том числе и из числа представителей коренных народов Сибири, Средней Азии, Казахстана, Китая, и Чехословакии. "Школу" Потапова прошли и успешно защитили кандидатские диссертации почти 40 аспирантов. В их числе есть и наши земляки. Это П. Е. Тадыев, Ф. А. Сатлаев, Л. В. Кыпчакова, Н. И. Шатинова и др. Около 20 человек стали под руководством Леонида Павловича докторами наук. Не без его "идейного и научного вмешательства" приступила в свое время к подготовке докторской диссертации его бывшая аспирантка Н. А. Тадина. "Леонид Павлович, - вспоминала она о тех далеких годах, - посоветовал мне, как следует собирать полевой материал, по теме "Традиционная свадебная обрядность южных алтайцев". А как был он любезен с моей матерью, когда она приезжала в Ленинград, а затем родственниками моего мужа. Надо сказать, Леонид Павлович всегда был рад гостям из Горного Алтая. Когда я защитила кандидатскую диссертацию, то и тогда Учитель не оставил меня в покое. Он сразу же поставил передо мной новую задачу: расширить и углубить изучение темы, которой он заставил меня "заболеть". Ее и готовлю в настоящее время к защите".
   Несмотря на огромный объем работы (научной, организаторской, экспедиционно-полевой и общественно-политической), он все же находил время для посещения Алтая, своих коллег и учеников. Без преувеличения, он был заботливым их куратором на протяжении всей своей жизни. И как бы ни критиковали сегодня Л. П. Потапова отдельные представители "нового" поколения историков, в активе первопроходца в деле изучения истории и этнографии Алтая его исследовательские труды, не потерявшие и по ныне своей научной ценности и продолжающие служить бесценным ориентиром для современного поколения тюркологов.
   А как можно забыть его общественно-политическую деятельность во славу Земли, вскормившей его! Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить только одну деталь: его поддержку в 1956 г. инициативы своего ученика - Павла Егоровича Тадыева, тогда - секретаря Горно-Алтайского обкома КПСС по идеологии - по-новому оценить (и это после только недавно прошедшего XX съезда КПСС) значимость исторического события, свершившегося в середине XVIII века в судьбе алтайского народа, 250-летие которого мы торжественно отметили летом прошлого года. Именно благодаря их усилиям, нашедшим поддержку и у определенной части интеллигенции Горного Алтая, была проведена научно-практическая конференция, посвященная 200-летию добровольного вхождения алтайцев в состав России, а на Семинском перевале появился монумент, посвященный этому знаменательному событию в истории алтайского и русского народов.
   Не остался в стороне Леонид Павлович и тогда, когда разгорелись жаркие споры относительно строительства ГЭС на Катуни. Свое мнение на сей счет он выразил в письме на имя народного депутата СССР, академика Д. С. Лихачева, поступившее в канцелярию Верховного Совета СССР 11 апреля 1989 г. В нем он просил Дмитрия Сергеевича довести до сведения Председателя Правительства СССР Н. И. Рыжкова его мнение о недопустимости возведения ГЭС на Катуни. В качестве главных аргументов против ее строительства Леонид Павлович называл: необходимость сохранения уникальной природы Горного Алтая, угрозу ассимиляции коренного населения, возможную потерю в процессе возведения ГЭС ценных археологических памятников. Письмо было написано в эмоциональном стиле, что свидетельствовало о крайней обеспокоенности автора за будущее алтайского народа. И эту озабоченность нашего земляка Дмитрий Сергеевич довел до Председателя Правительства СССР своим письмом, которое поступило в Управление делами Совета Министров 20 июня 1989 года. Спустя 10 дней, 30 июня 1989 г., общий отдел Совмина СССР завизировал исходящее письмо Н. И. Рыжкова Председателю Совмина РСФСР А. В. Власову, в котором предлагалось рассмотреть вопросы, поставленные депутатом Д. С. Лихачевым. 4 августа 1989 г. А. В. Власов поставил перед членами Совмина РСФСР вопрос о рассмотрении проекта Катунской ГЭС и вынесении по нему окончательного решения. Дальнейший ход событий общеизвестен: 12 сентября 1989 г. Президиум Совмина РСФСР вынес решение об отклонении проекта и отправил его "на доработку".
   Выше уже упоминалось, что руководимое Леонидом Павловичем учреждение занималось не только научной, но и просветительской деятельностью. Это в полной мере продемонстрировали Дни алтайской литературы, в проведенные в Ленинграде в 1986 году, в которых приняло участие 11 писателей Горного Алтая. Сколько же сил и энергии приложил директор МАЭ, чтобы они прошли успешно?! В этом воочию довелось убедиться руководителю делегации, секретарю обкома партии Б. К. Алушкину, который поделился с нами своими впечатлениями о тех днях.
   "Первым учреждением, которое посетили посланцы Алтая, - рассказывал он, - конечно же, был Институт этнографии АН СССР - Музей антропологии и этнографии, где нас встречал радушный хозяин - Леонид Павлович Потапов, который подробнейшим образом рассказал гостям не только о своем "детище", но и о науке, которой он посвятил всю свою жизнь".
   Этнография, по признанию Леонида Павловича, была для него главным делом его жизни: ей подчинялись все его остальные занятия, ради науки он многим жертвовал, даже своим здоровьем. О его влюбленности в "свою науку" свидетельствовала и его работоспособность. Она же у него, по свидетельству его коллег - Л. Р. Павлинской, Р. В. Кинжалова, Е. А. Алексеенко и других, - а также его учеников, была поразительной. Нагрузку, какую он нес, можно было выдержать только лишь при хорошем здоровье, четкой организации труда и внутренней дисциплине. И всего этого у Леонида Павловича было предостаточно. Благодаря своим неписанным правилам он трудился всю жизнь. Именно они помогли ему сохранить до конца жизни острый ум, хорошую память и высокую работоспособность.
   Четкая организация, любил повторять Леонид Павлович, было и остается одним из условий плодотворной работы, особенно коллективной. Поэтому планируя или возглавляя подобные проекты, он составлял для каждого его участника подробную программу, где четко расписывались задачи, сроки и объем работы. По этому принципу организовывал свой труд и руководитель проекта.
   Особенно следует отметить предельное внимание ученого, с каким он относился к исследованиям своих коллег, а особенно учеников, всячески способствуя публикации их трудов, если видел в них интересный этнографический материал. Именно благодаря этой его "заинтересованности", увидела свет в 1956 г. большая статья его ученика - Павла Егоровича Тадыева - "Поворотный в пункт", посвященная 200-летию добровольного вхождения алтайцев в состав России, а в 70-80-х гг. прошлого века - коллективное издание "Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области", а также монографии (опять-таки, его учеников) Ф. А. Сатлева, Н. И. Шатиновой, Л. В. Кыпчаковой, Н. А. Тадиной и др. При этом, наставник тонко чувствовал, кому и в чем надо помочь, и был он очень требователен к подопечным, если считал, что человек наделен большими способностями.
   А как относился Леонид Павлович к своим информаторам! Достаточно вспомнить, с какой теплотой говорил он о них в каждой своей монографии. При этом ученый не только "собирал материал", но и искренне интересовался жизнью этих людей, по-настоящему дружил с ними. Потому-то они и встречали его с душевной теплотой, щедро делились с ним своими воспоминаниями, добросовестно стараясь восстановить в памяти все ими пережитое. И все это, надо сказать, было характерно для отношений Л. П. Потапова с людьми. Он не бросал тех, с кем столкнула его судьба, он продолжал интересоваться их делами, вел с ними переписку.
   Доброту Леонида Павловича всегда чувствовали коллеги и друзья. Не раз приходилось наблюдать автору данной статьи, как он обращался с детьми своего ученика Ф. А. Сатлаева: он садился среди них, и, поглаживая их по головам, расспрашивал каждого о его учебе, делах. Они же, видя такое расположение к себе со стороны "деды Лени", рассказывали ему, "без утайки", обо всех своих делах, даже "самых, самых сокровенных".
   Завершая очерк о жизни и научно-педагогической деятельности нашего земляка Леонида Павловича Потапова, следует подчеркнуть, что его никогда не покидало жизнелюбие, любовь к людям и человечность. Эти прекрасные черты характера, вне сомнения, сформировали в нем юность, проведенная в самом прекрасном уголке Сибири, а затем смерчем ворвавшиеся в нашу жизнь суровые и трагичные годы войны…
   Вот таким был наш земляк. А почему собственно был… Он есть. Он - с нами. Он вечно будет жить в памяти своих учеников, земляков и благодарных потомков.