Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Введение.
   Глава 1. Предпосылки формирования научных связей Сибири в конце XIX - начале XX в.
   1.1. Предпосылки формирования зарубежных научных связей Сибири в конце XIX - начале XX в.
   1.2. Зарубежные путешественники в Сибири.
   1.2.1. Плавания в Сибирь И. Виггинса.
   1.2.2. А. Э. Норденшельд в Сибири.
   1.2.3. Экспедиция А. Брэма и О. Финша в Западную Сибирь.
   Глава 2. Зарубежные связи сибирских вузов в конце XIX - начале XX в.
   2.1. Обмен научной информацией.
   2.2. Экспедиции профессоров и преподавателей сибирских вузов как форма зарубежных связей.
   Глава 3. Зарубежные связи сибирских отделов ИРГО в конце XIX - начале XX в.
   3.1. Обмен научной информацией - основная форма зарубежных связей сибирских отделов ИРГО.
   3.2. Зарубежные экспедиции сибирских отделов ИРГО.
   Глава 4. Сибирь глазами иностранцев
   4.1. Дж. Кеннан и его "Сибирь и ссылка".
   4.2. Ф. Нансен о Сибири.
   Заключение
   Приложения: [1] [2] [3] [4] [5] [6]
   Summary
   Список сокращений

 

Глава 1.
Предпосылки формирования научных связей Сибири
в конце XIX - начале XX в.

   Научные связи Сибири, как внутрироссийские, так и зарубежные складывались в течение длительного времени. Если в первой половине XIX в. в Сибири работали лишь отдельные ученые, то в последней трети XIX в. появились научные общества, а затем и вузы, которые с первых лет существования занимались активной научной деятельностью. Одна из самых важных предпосылок формирования зарубежных научных связей - развитие науки как таковой. Одним из факторов, способствовавших этому процессу, стали экспедиции зарубежных путешественников и исследователей в Сибирь.

   1.1. Предпосылки формирования зарубежных научных связей Сибири в конце XIX - начале XX в.

   Последняя четверть XIX в. ознаменовалась серьезными изменениями в экономике и культуре России. Не осталась в стороне от этого процесса и Сибирь. Строительство Транссибирской магистрали усилило процессы модернизации и индустриализации Сибири и превратило ее в основной район переселений. В 1883-1885 гг. на средства казны построена железная дорога Екатеринбург-Тюмень, посредством которой соединились Обь-Иртышский и Волжско-камский речные бассейны [1]. Западная Сибирь улучшила сообщение с Уралом. В 1891 г. началось сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали, которое завершилось в 1905 г. Эта крупнейшая в мире трасса, протяженностью более 8 тысяч километров, вызывала живейший интерес во всем мире. При строительстве использовались новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники. Вместе с парком локомотивов, сетью депо и ремонтных мастерских железная дорога стала самым крупным промышленно-транспортным предприятием в России. Использование парового транспорта ускоряло кругооборот капиталов и приток в Сибирь нового промышленного оборудования, устраняло территориальную изолированность края. В конце XIX в. Сибирь стала главным колонизуемым регионом в России. Железнодорожное сообщение облегчило народные переселения в Сибирь, привело к быстрому росту ее населения. Таких массовых переселений не знал ни один регион в России. В результате количество жителей в Сибири увеличилось до 5,4 млн. в 1897 г. и до 9,6 млн. человек в 1913 г. [2]. Переселенческое движение существенно повысило хозяйственную и культурную роль Сибири в составе России.
   В ходе строительства Транссибирской железной дороги формировался емкий рынок рабочей силы, строительных материалов, металла, сельскохозяйственных продуктов. В годы сооружения дороги крупные заказы получили предприятия местной металлургии, обрабатывающей промышленности  [3].
   Коренные изменения в экономике края поставили на повестку дня вопрос о создании вузов. Томский университет - один из старейших в стране. Он был первым высшим учебным заведением не только в Сибири, но и в Азиатской России. Мысль об его создании впервые появилась в конце XYIII в. в ряду широких проектов по народному образованию, задуманных Екатериной II. Более конкретно эта мысль была выражена в начале XIX столетия. По Высочайше утвержденным правилам народного просвещения, опубликованным при указе Правительствующему Сенату от 24 января 1803 г., было постановлено учредить университеты, кроме уже существовавших в Москве, Вильне и Дерпте - в округе Санкт-Петербургском, Казани и Харькове, а затем предназначалось открыть университеты в Киеве, Тобольске и Великом Устюге, "по мере способов, какие найдены будут к тому удобными" [4]. На протяжении XIX в. многократно возникали проекты создания университета в Сибири [5], однако конкретного воплощения они не получали. П.А.Зайченко в своей книге объясняет это препонами царской бюрократической машины [6]. Но не только они препятствовали появлению первого сибирского вуза. Существовали многие объективные причины. Самой главной из них следует считать недостаточное число существовавших в Сибири средних учебных заведений, которые должны предшествовать университету. Заметим, что в 1803 г. в Сибири не было ни одной гимназии. В начале XVIII в. единственным учебным заведением на всю Сибирь была открытая в Тобольске славяно-латинская школа, преобразованная потом в Духовную семинарию. В 1789 г. в Тобольске же открылось народное училище, преобразованное в 1810 г. в Губернскую гимназию. На другом конце Сибири в Иркутске в 1779 г. появилась вторая Духовная Семинария, а в 1808 г. - гимназия. С таким ограниченным числом средних учебных заведений трудно было рассчитывать на устройство университета. Поэтому прежде следовало обратить внимание на распространение в сибирских городах средних и начальных учебных заведений. В 1837 г. открылась еще одна гимназия в Томске, а в 1868 г. - в Красноярске. По мере распространения среднего образования снова возникла мысль об университете. В 1856 г. министр Народного просвещения А.С.Норов в докладе императору заявил о необходимости высшего учебного заведения в Сибири. Император счел аргументы разумными, но по многим причинам эта идея не могла быть тотчас осуществлена [7].
   Вторая половина XIX в. в России - время пробуждения общественного самосознания под воздействием бурного экономического развития. В этот период вопросы культуры, просвещения и образования в частности, становятся весьма актуальными и злободневными для сибирского региона. Сибирская пресса, значительно окрепшая к последней четверти XIX в. (газеты "Сибирская мысль", "Сибирь", "Восточное обозрение" и др.) развернули кампанию за открытие университета в Сибири.
   Сибири был нужен университет. Край нуждался в грамотных чиновниках, учителях, медиках, специалистах горного дела. Выпускники высших учебных заведений Европейской России находили работу на месте, а, попадая в Сибирь, обычно долго не задерживались в ней. Отсутствие здесь вузов имело и другую отрицательную сторону. Кроме того, что здешним уроженцам было трудно получить высшее образование, многие из них, причем наиболее способные, уезжали в высшие учебные заведения Европейской России и оставались там на всю жизнь. Таким образом, отсутствие в Сибири университета влекло за собой постепенное интеллектуальное истощение края.
   В 1860-е гг. идея организации университета в Сибири стала популярной среди молодых сибирских писателей. Они воплощали ее в статьях, брошюрах, стихах. Некоторые публицисты предсказывали мрачное будущее Сибири, если она не получит свою высшую школу. Н.М. Ядринцев, один из участников кампании за организацию сибирского университета писал: "Довольно к вопросу об университете: выражая наши желания, мы, жители Восточной империи, можем утешиться одним, что среди нашего поколения есть души, которые стремятся к просвещению. Может быть, нам не удастся дожить до основания великого образовательного учреждения на востоке. Пусть глаза наши будут засыпаны песком, но наше сердце горячо билось надеждами. Пусть не обвиняют все поколение, что оно не имело возвышенных стремлений. Родина вспомнит всех, кто ратовал за ее просвещение и идею науки на востоке" [8].
   Очередное ходатайство о сибирском университете было подано в 1875 г. генерал-губернатором Западной Сибири Н.Г. Казнаковым вскоре после его назначения на этот пост. Результатом стала разработка Министерством народного просвещения проекта учреждения общего для всей Сибири университета. В том же 1875 г. Н.Г. Казнаков прислал из Омска в МНП представление об университете, которое было рассмотрено в особой комиссии и 29 мая 1876 г. направлено в Государственный Совет [9]. Из-за участия России в балканском конфликте Государственный Совет рассматривал в это время более неотложные проблемы, и только в мае 1878 г. вопрос об открытии университета в Сибири был решен положительно и утвержден императором: "Разрешить учреждение Императорского сибирского университета в городе Томске с четырьмя факультетами: историко-филологическим, физико-математическим, юридическим и медицинским" [10]. 26 августа 1880 г. производится торжественная закладка зданий нового университета, а 22 июля 1888 г. состоялось открытие первого в Сибири Томского университета в составе одного медицинского факультета [11].
   В период создания Сибирского университета нередко возникал вопрос, привлечет ли это новое учреждение достойных представителей науки, поедут ли в сибирскую провинцию те профессора, которые по своим научным заслугам могли бы рассчитывать на места в центральных городах России, ближе к источникам мировой научной жизни. Благодаря гибкой кадровой политике, мрачные прогнозы не подтвердились. Для профессоров Томского университета были предусмотрены определенные привилегии. Они, в частности, получали полуторное содержание по сравнению с профессорами университетов Европейской России: экстраординарным профессорам был положен оклад в 3 тыс. руб., а ординарным - 4,5 тыс. руб. в год. К основному содержанию по истечению 5 и 10 лет были положены прибавки в размере 20 и 40 процентов жалования на основании положения о гражданской службе в Сибири. По истечении 10 лет службы к выслуге лет на пенсию прибавлялось 5 лет. Пенсия за 25 лет службы (20 лет с сибирской прибавкой 5 лет) назначалась в размере жалования ( для ординарного профессора 2400 руб.) и за 30 лет службы (25 лет с сибирской службой) в размере полного содержания, т.е. 4,5 тыс. руб. для ординарного профессора. Помимо основного жалования профессора получали гонорар за лекции со сбора со студентов, который у некоторых превышал 1000 руб. в год. Как правило, помимо университета они преподавали в ТТИ, училищах и гимназиях, занимались юридической и медицинской частной практикой [12]. Сибирь для исследователей была привлекательна во все времена. Кому неизвестны, например, имена Гмелина, Палласа, Лепехина, Крашенинникова, Миллера, Фишера, Миддендорфа, Щуровского, Максимовича, Северцева и многих других, снискавших научную известность исследованием Сибири. Подробное изучение края, по какому бы то ни было вопросу невозможно для путешественника, стесненного временем и средствами. Для этого необходима постоянная "научная станция" в центре Сибири, снабженная всеми средствами научного исследования. Такой "станцией" мог бы стать университет. Поэтому в Томский университет, несмотря на некоторые неудобства здешней жизни, приехали преподаватели, руководимые научными побуждениями. Среди них Н.А. Гезехус, Н.Ф. Кащенко, Н.М. Малиев и многие другие. После выхода на пенсию многие из профессоров, если они не продолжали преподавание в университете в качестве внештатных профессоров, предпочитали переехать на постоянное место жительства в Европейскую Россию.
   Для этих ученых открылись широкие возможности самостоятельного исследования неизведанного края. Тем более что к началу учебных занятий Томский университет располагал прекрасной учебной и научной базой. Богатые коллекции по многим отраслям естествознания, а также палеонтологический и минералогический естественноисторические музеи создавали благоприятные условия для учебных и научных занятий. Особых слов заслуживает библиотека, которая составила бы честь любому вузу. Первые пожертвования на научную библиотеку будущего университета сделала Томская городская Дума, выделившая 500 рублей на покупку книг при условии, если университет будет в Томске [13]. В 1878 г. A.M.Сибиряков пожертвовал для библиотеки и пересылки закупленных в Петербурге и Москве книг 10 000 рублей. Через год он же приобрел для университетской библиотеки у наследников поэта В.А.Жуковского его личную библиотеку в составе 4 674 тома, в которой были ценные книги из произведений художественной литературы на многих языках  [14]. Наиболее ценный вклад в первоначальные фонды научной библиотеки сделал граф А.Г. Строганов в 1878 г. в составе 7 523 названий книг и журналов в количестве 22626 томов. Собранная несколькими поколениями Строгановых, эта библиотека по числу находившихся в ней редких и уникальных изданий, считалась одной из лучших библиотек Европы [15]. Более 5 000 книг из числа дублетов своей библиотеки подарил университету директор Голицынской больницы в Москве князь С.М. Голицын. К открытию университета в 1888 г. в фондах библиотеки уже состояло 96 тысяч томов, и она могла удовлетворить запросы не только студентов, но и преподавателей [16]. Библиотека из года в год пополнялась на средства, отпускаемые в порядке сметных ассигнований, из специальных средств, а также за счет добровольных пожертвований. В 1916 г. в научной библиотеке уже числилось 237 157 томов, общей стоимостью 652 5529 рублей  [17].
   Вопреки опасениям профессорско-преподавательский состав молодого вуза отвечал необходимым требованиям. Преподавать в Томске изъявляли желание в основном энергичные молодые ученые. Многие из них впоследствии стали признанными руководителями научных школ, известными учеными. Первыми профессорами Томского университета стали физик Н.А. Гезехус, химик С.И. Залесский, анатом Н.М. Малиев, гистолог А.С. Догель, геолог А.М. Зайцев, ботаник С.И. Коржинский, фармаколог Э.А. Леман, зоолог Н.Ф. Кащенко. Медицинский факультет в качестве его секретаря возглавил А.С. Догель, а первым ректором стал Н.А. Гезехус [18]. Справедливости ради следует отметить, что некоторые профессора по разным причинам покидали Томск через два-три года работы, как, например, профессора Гезехус, Коржинский, Догель, Лященко и другие. Однако было немало таких видных ученых, как П.Н.Крылов, В.В.Сапожников, Н.Ф.Кащенко, Н.Я. Новомбергский и другие, которые десятки лет вели в Томском университете полезную учебную и научную деятельность, подготовив сотни специалистов для Сибири и опубликовав большое количество научных работ.
   Развертыванию плодотворной научной и учебной деятельности способствовало открытие новых кафедр. На медицинском факультете были созданы кафедры: фармакологии (1890), патологической физиологии и патологической анатомии (1890), судебной медицины (1891), терапевтическая факультетская клиника (1891), госпитальная терапевтическая клиника (1892), кафедра общей хирургии с пропедевтической хирургической клиникой (1890), факультетская хирургическая клиника (1891), госпитальная хирургическая клиника (1892), кафедра акушерства и гинекологии (1891), кафедра детских болезней (1892) и некоторые другие. На юридическом факультете появились кафедры: уголовного права и уголовного судопроизводства (1900), гражданского права и гражданского судопроизводства (1900), международного права (1901) , торгового права (1901), церковного права (1900), полицейского права (1900), финансового права (1901), энциклопедии права и истории философии (1903) [19]. Создание новых кафедр повлекло за собой привлечение новых преподавателей, расширение экспериментальной базы, оборудование новых лабораторий, что способствовало проведению серьезных научных исследований.
   Развивающейся Сибири требовалось большое количество самых разнообразных специалистов с высшим образованием. Томский университет выпускал только врачей и юристов. Перспективы экономического развития Сибири настойчиво требовали организации подготовки инженеров. В связи с этим на повестку дня встал вопрос об учреждении при Томском университете физико-математического факультета с организацией особого отделения для изучения знаний, имеющих приложение к технике и промышленной практике [20]. К сожалению, в те годы идея не нашла своего воплощения.
   Необходимость подготовки инженеров в Сибири диктовалась как дальнейшим развитием региона в связи с окончанием прокладки Транссибирской железнодорожной магистрали, так и требованиями местной интеллигенции создать здесь высшую техническую школу. Это учебное заведение стало бы базой для исследования природных богатств, а также промышленного развития в те времена далекой и оторванной от центра окраины. Особая комиссия, образованная при министерстве народного просвещения для решения этой важной задачи в ноябре 1895 г. вынесла заключение, что для подготовки необходимых Сибири инженеров и химиков-техников в Томске будет создан самостоятельный технологический институт с двумя отделениями: инженерно-строительным и химико-технологическим с усиленным преподаванием электротехники и металлургии. Решение комиссии было утверждено в окончательной форме соответствующими инстанциями 12 марта 1896 г. Официальной датой основания Томского технологического института считается 11 мая 1896 г., когда Император утвердил принятое Государственным Советом решение об учреждении в Томске технологического института [21]. В октябре 1900 г. начались занятия на механическом и химико-технологическом отделениях института, в 1901 - на горном и в 1902 г. - на инженерно-строительном отделении.
   В организации ТТИ, как в свое время и Томского университета, большую роль сыграл Д.И.Менделеев. В 1904 г., когда отмечалось его семидесятилетие, первые сибирские вузы избрали его своим почетным членом  [22].
   Первый период истории Томского технологического института протекал в благоприятных условиях, когда создавалась материально-техническая база, формировалась богатая техническая библиотека. В институте работали крупные ученые, оказавшие большое влияние на развитие экономики, культуры и науки Сибири. В стенах ТТИ В.А. Обручев создал сибирскую школу геологов, которая в последующие годы развивалась под руководством его ученика М.А.Усова. Сибирские геологи внесли огромный вклад в изучение природных богатств Сибири, Урала и Казахстана. Большое влияние на развитие металлургии в Сибири оказали труды профессоров Н.П. Чижевского, В.Я. Мостовича, Н.В. Гутовского.
   Именно в Томском технологическом институте были заложены основы будущего Сибирского научно-исследовательского физико-технического института, получившего ныне всеобщее признание. Один из основателей этого института академик В.Д. Кузнецов начал свой путь в науку с должности лаборанта кафедры физики ТТИ. Созданная в 1909 г. при лаборатории физики под руководством профессора Б.П.Вейнберга метеорологическая станция института проделала большую работу по изучению геофизических явлений и климата Сибири. Работая над проблемой "движение без трения", профессор Б.П.Вейнберг в 1912-1914 гг. создал в лаборатории технологического института первый в мире поезд на магнитной подушке, более чем на полвека опередив американцев.
   Первым директором ТТИ стал Е.Л. Зубашев. Он организовал строительство и оборудование института и вместе с сотрудниками поставил в нем учебный процесс. Ближайшими помощниками Е.Л. Зубашева по организации химического отделения стали профессора А.Э. Сабек, Н.В. Джонсон и Н.М. Кижнер. Известный всей Сибири геолог В.А.Обручев стоял у истоков горного отделения вместе с первыми профессорами А.М.Зайцевым и М.Э. Янишевским. Видной фигурой первоначального ядра механического отделения явился будущий ректор института профессор И.И. Бобарыков при непосредственной поддержке Н.И. Карташова, Т.И. Тихонова и А.В. Угарова. Инженерно-строительное отделение формировалось усилиями В.Н. Пинегина, которому немалую помощь оказали профессора Я.И. Николин, Н.А. Кошкаров и С.А. Введенский, а также К.К. Лыгин.
   Уровень научных изысканий, развернувшихся в первых сибирских вузах, был достаточно высоким, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы о докладах профессоров и преподавателей Томского университета и Томского технологического института на российских и международных научных форумах. Научные разработки сибирских ученых имели практическое значение. И.д. экстраординарного профессора по кафедре химической технологии и металлургии Н.П.Чижевский работал над технологией коксования сибирских углей, которые считались непригодными для коксования. В ТТИ сложилась сибирская школа коксохимии. Н.М. Кижнер опубликовал труды в области химии алицикличных соединений, аминов. В науке широко известно его открытие под названием "Реакция Кижнера". Руководимая им лаборатория создавала красители, необходимые для кустарных промыслов Сибири  [23].
   Всемирно известную школу геологов основал в Сибири В.А.Обручев. Будучи профессором ТТИ, он внес значительный вклад в развитие теоретических основ геологии, обосновал теорию эолового происхождения китайского лёсса, создал новую науку - мерзлотоведение. В результате экспедиций в Монголию В.А. Обручева, экспедиционных исследований земного магнетизма Б.П. Вейнберга и изысканий М.А. Усова удалось создать первую Геологическую карту Монголии [24]. В рамках вузовской науки в начале XX в. поднимались проблемы изучения радиоактивных элементов, велись палеонтологические, ботанические, географические изыскания, о которых было широко известно. Таким образом, научный потенциал первых сибирских вузов позволял формировать и расширять международные научные контакты.
   Функции учреждений, занимавшихся исследованием Сибири, ее природных богатств, народов, населяющих ее бескрайние просторы, во многом взяли на себя научные общества. В отличие от вузов научные общества - добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Для возникновения международных научных связей необходимо наличие, по меньшей мере, двух компонентов. Во-первых, существование научных обществ с собственным печатным органом, который являлся бы средством обмена информацией. Во-вторых, участие в трудах обществ исследователей, ведущих работы на достаточном для осуществления таких связей уровне. Кроме названных предпосылок на формирование зарубежных связей оказали влияние некоторые другие субъективные факторы, среди которых особо следует выделить деятельность центрального ИРГО, а также внутреннюю и внешнюю политику царской администрации, способствовавшую этому процессу.
   Вскоре после образования Императорского Русского географического общества стали появляться его региональные отделы. Инициатива учреждения Сибирского отдела принадлежала вице-председателю общества М.Н.Муравьеву. В сентябре 1850 г. он предложил создать в Сибири отдел ИРГО после того, как получил одобрение этого проекта от генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева. Совет ИРГО подал представление министерству внутренних дел, по докладу которого б июня 1851 г. Император учредил Сибирский отдел в Иркутске с ежегодной субсидией 2 тыс. рублей [25]. Отдел открылся 17 ноября 1851 г. Первыми крупными мероприятиями молодого сибирского общества стали снаряжение Вилюйской экспедиции и участие в Сибирской экспедиции ИРГО. Деятельность отдела во время первого этапа в основном была посвящена исследованию Восточной Сибири. В середине 70-х гг. возникла идея создания еще одного сибирского отдела ИРГО. В Совет общества в марте 1876 г. поступило ходатайство генерал-губернатора Западной Сибири Н.Г. Казнакова - об учреждении в Омске отдела ИРГО под названием "Западно-Сибирского". В своей докладной записке он указывал, что находящийся в Иркутске Сибирский отдел посвятил свою деятельность исключительно Восточной Сибири. Между тем, раскинувшаяся на огромном пространстве Западная Сибирь, из-за географического положения и большого количества народов, населявших ее, нуждалась в специальном изучении. Исследования Западной Сибири необходимы были также для решения местной администрацией различных практических вопросов по управлению краем. Собранные к 70-м гг. XIX в. скудные сведения, по словам Н.Г. Казнакова, не имели между собой ничего общего или представляли выводы и заключения, в основе которых лежали данные, иногда весьма сомнительного происхождения [26]. Предполагалось, что новый отдел займется исследованием природы и естественных богатств, быта народов и их хозяйства, промыслов и торговли. Совет общества, одобрив предложения генерал-губернатора Западной Сибири о необходимости учреждения в Омске нового отдела, представил в министерство внутренних дел проект Положения о Западно-Сибирском отделе. Для обеспечения успеха деятельности отдела в столь отдаленном крае решено было ходатайствовать о назначении ему, по примеру Кавказского и Сибирского отделов, ежегодного денежного пособия в размере 2 тыс. рублей из государственного казначейства [27]. 10 мая 1877 г. Государственный Совет принял решение об открытии Западно-Сибирского отдела ИРГО, а 31 июля Н.Г. Казнаков объявил новое учреждение открытым.
   Среди членов сибирских отделов были такие видные путешественники, как М.В. Певцов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, В.А. Обручев, Д.А. Клеменц и другие. Во время своих экспедиций они исследовали малоизученные районы Сибири и соседних стран. Результаты некоторых из них были удостоены наград Русского географического общества. Результаты исследований публиковались в "Известиях ВСОИРГО" и "Известиях ЗСОИРГО". С появлением печатных органов открылись широкие возможности для обмена научной информацией, в том числе с зарубежными научными обществами.
   Среди факторов, способствовавших успешному осуществлению экспедиционной деятельности сибирских отделов, следует назвать благоприятную внешнеполитическую обстановку, сложившуюся к этому времени. Тянцзинский и Пекинский договоры с Китаем открывали русским доступ в пределы Китайской империи [28]. Вслед за Великобританией Россия добилась права для своих подданных путешествовать во всех частях внутреннего Китая. Так представилась возможность основательно ознакомиться с обширным соседним государством.
   С первых лет своего существования Русское Географическое общество развивало заграничные связи, участвуя в регулярных международных статистических конгрессах.
   Позднее ИРГО участвовал в международных географических конгрессах, в международных конференциях по вопросам содействия ученым-путешественникам. В 1876 г. ИРГО выступило одним из инициаторов проведения в Петербурге Международного конгресса ориенталистов [29]. Как только стало известно о результатах деятельности сибирских отделов общества, они также стали получать приглашения принять участие в работе международных выставок, конгрессов и конференций. Такая необходимость существовала и раньше, поскольку с ростом интереса к Азии во второй половине XIX в. увеличился интерес и к Сибири. В 1867 г. на Всемирной Парижской выставке в экспозиции Русского отдела были представлены экспонаты, рассказывающие о Западной Сибири [30]. Организационный комитет Международного конгресса ориенталистов, состоявшегося в 1876 г. в Петербурге, направил С.И.Гуляеву письмо с просьбой оказать помощь в сборе экспонатов и материалов из Западной Сибири [31]. По мнению организаторов конгресса, русским предстояло показать перед светилами ориентализма в Европе, что сделано ими до сих пор для изучения Востока и Сибири, издавна вошедшей в пределы Азиатской России [32]. С возникновением Западно-Сибирского отдела функции подготовки подобных экспозиций взяло на себя это научное учреждение.
   Разноплановая деятельность сибирских отделов и подотделов ИРГО, включавшая в себя экспедиционную и научно-исследовательскую работу вызвала интерес зарубежных географических обществ и, тем самым, стала одной из предпосылок формирования зарубежных научных связей.
   Строительство железной дороги и сопровождавший его приток капиталовложений обусловили появление новых отраслей в хозяйстве Сибири, увеличили хозяйственную подвижность местного населения и привлекли из Европейской России массовые потоки крестьян, расширили предпринимательство. Для окраины сложилась новая экономическая конъюнктура. Сибирь становилась сферой приложения капитала. С 90-х гг. XIX в. началось проникновение иностранного капитала в экономику региона.
   Изменения в экономике и культуре региона стали одной из главных предпосылок развития науки и, как следствие, зарубежных научных связей. В связи с вовлечением Сибири в процесс модернизации и индустриализации возникла необходимость научного изучения этой некогда отсталой окраины. Широкомасштабное строительство железной дороги обусловило организацию геологических изысканий не только вдоль трассы, но и во многих районах Сибири. Неосвоенные прежде территории нуждались в географических, ботанических, метеорологических исследованиях. Массовые переселения поставили задачу этнографического изучения Сибири.
   Подготовку кадров для развивающейся сибирской промышленности, научных изысканий, создания местной интеллигенции взяли на себя первые сибирские вузы: Томский университет (ТУ) и Томский технологический институт (ТТИ). В них постепенно накапливался научный потенциал, который позволил организовать контакты с зарубежными научными учреждениями и отдельными учеными. Может показаться, что всего два вуза на такой обширный регион не могли решить всех возложенных на них задач. Но следует помнить, что в Сибири до 1888 г. не существовало ни одного высшего учебного заведения. ТУ и ТТИ положили начало подготовке местных кадров и создали предпосылки для последующего бурного развития сибирской вузовской и академической науки.
   Общественное движение в Сибири и, особенно, областничество играло важную роль в становлении молодой сибирской науки и открытии первого университета в Томске.


  [1] История рабочего класса Сибири: Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период. Новосибирск, 1982. С.96.
  [2] Горюшкин Л.М. Место Сибири в жизни в России и мировом развитии во второй половине XIX - начале XX вв. // Гуманитарные науки в Сибири. 1994. №2.
  [3] История рабочего класса Сибири: Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период. С.74.
  [4] Сборник постановлений по министерству народного просвещения. СПб, 1864.Т.1. С.13 - 15; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. СПб., 1902. С.43.
  [5] См.: Манасеин В.С. Возникновение и развитие идеи учреждения сибирского университета. Иркутск,1924.
  [6] Зайченко П.А. Томский государственный университет им. В.В.Куйбышева. Очерки по истории первого сибирского университета (1880-1955). Томск,1960.
  [7] Описание празднества, бывшего в г. Томске 26 и 27 августа 1880 г. по случаю закладки Сибирского университета. Томск,1880. С.11.
  [8] Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. К юбилею трехсотлетнего современного положения Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее. СПб., 1882. С.410.
  [9] Описание празднества… С.2.
  [10] РГИА.Ф.7336. Оп.149.Д.379. Л.27,28.
  [11] Описание празднества…С.2.
  [12] См. об этом: Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып.1. 1888-1917. Томск, 1996. С.12-13.
  [13] Филимонов М.Р. Книжная сокровищница Сибири. Томск, 1988. С.4.
  [14] Зайченко П.А. Очерки по истории… С.52.
  [15] См.: Русская старина. 1887. №3,4.
  [16] Там же.
  [17] Филимонов М.Р. Книжная сокровищница Сибири. С.33.
  [18]Гезехус Николай Александрович - окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1883 - 1888 гг. был ректором Томского университета. С 1889 г. - профессор в Санкт-Петербургском технологическом институте. Научные труды - об изменении электропроводности селена под влиянием света, о звукопроводности тел и т.д. См.: Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии. М., 1993. Т.3. С.710.
  [19] Отчет о состоянии Императорского томского университета за 1913 г. Томск, 1914. С.9.
  [20] Гутовский Н.В. Исторический очерк возникновения и развития Томского технологического института // Томский технологический институт. 1900-1925. Томск, 1928. С.11.
  [21] Там же. С.12.
  [22] См.: Отчет о состоянии и деятельности Императорского Томского университета за 1904 год. Томск, 1905. Отчет о состоянии и деятельности Императорского Томского технологического института за 1904 год. Томск, 1905.
  [23] Горюшкин Л.М., Лозовский И.Т. Томский политехнический институт. // Наука в Сибири. 1992, №19.
  [24] Там же.
  [25] Семенов П.П. История полувековой деятельности Императорского Русского географического общества. 1845 -1895. СПб., 1896.Ч.1. С.66.
  [26] Там же. Ч.2. С.490.
  [27] Там же.
  [28] Дипломатический словарь. М., 1985. Т.2. С.484-485.
  [29] Семенов П.П. История полувековой деятельности ИРГО. Ч.2. С.496 - 503.
  [30] Архив РАН. Л..47.Оп.1. Д.1093.Л.1.
  [31] Там же. Л.13.
  [32] Там же.