Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Введение.
   Глава 1. Предпосылки формирования научных связей Сибири в конце XIX - начале XX в.
   1.1. Предпосылки формирования зарубежных научных связей Сибири в конце XIX - начале XX в.
   1.2. Зарубежные путешественники в Сибири.
   1.2.1. Плавания в Сибирь И. Виггинса.
   1.2.2. А. Э. Норденшельд в Сибири.
   1.2.3. Экспедиция А. Брэма и О. Финша в Западную Сибирь.
   Глава 2. Зарубежные связи сибирских вузов в конце XIX - начале XX в.
   2.1. Обмен научной информацией.
   2.2. Экспедиции профессоров и преподавателей сибирских вузов как форма зарубежных связей.
   Глава 3. Зарубежные связи сибирских отделов ИРГО в конце XIX - начале XX в.
   3.1. Обмен научной информацией - основная форма зарубежных связей сибирских отделов ИРГО.
   3.2. Зарубежные экспедиции сибирских отделов ИРГО.
   Глава 4. Сибирь глазами иностранцев
   4.1. Дж. Кеннан и его "Сибирь и ссылка".
   4.2. Ф. Нансен о Сибири.
   Заключение
   Приложения: [1] [2] [3] [4] [5] [6]
   Summary
   Список сокращений

 

1.2. Зарубежные путешественники в Сибири.

   Во второй половине XIX в. в Сибири побывали различные иностранные экспедиции. Большинство из них было посвящено освоению Северного морского пути, так как важные географические открытия в этой области были сделаны в рассматриваемый в работе период.
   Поскольку предметом изучения являются зарубежные научные связи Сибири, то при отборе экспедиций и путешественников наиболее важными являются несколько критериев. Во-первых, научное исследование территории Сибири. Во-вторых, посещение сибирских городов и встречи с общественностью и научной интеллигенцией. Такой выбор обусловлен тем, что научное изучение Сибири, ее географии, флоры и фауны, а также этнографии зарубежными учеными дополнило картину исследований российских путешественников и естествоиспытателей.
   Участники зарубежных экспедиций не всегда преследовали конкретные научные цели и имели прямые контакты с сибирскими учеными. В таких случаях имели место опосредованные связи. Источники по данной проблематике не всегда позволяют раскрыть глубинный научный интерес иностранных путешественников. Начиная с 60-х гг. XIX в., посещения Сибири зарубежными исследователями были связаны с поисками стабильного пути из Европы в устья сибирских рек. Они явились одной из предпосылок зарождения собственно сибирской науки и тем самым формирования ее научных связей.
   60-70-е годы XIX в. ознаменовались первыми в это время путешествиями в Сибирь через Карское море. Они позволили выяснить реальные условия и возможности регулярного морского сообщения между портами Европы и устьями сибирских рек.
   Заметную роль в организации этих плаваний сыграли прогрессивные представители сибирской торгово-промышленной буржуазии. Один из них - крупный промышленник и общественный деятель Михаил Константинович Сидоров. В июне 1862 г. он предложил ИРГО учредить за его счет премию в 14 тысяч рублей для поощрения того русского моряка, который согласится пройти морем из Европы в устье Енисея. Вице-председатель ИРГО Ф.П. Литке посоветовал обратиться с этим предложением в Англию, поскольку, по его мнению, в России нет еще такого моряка, который решился бы плыть морем в устье Енисея. И потому денег Географическое общество не приняло [33].
   М.К. Сидоров не оставлял мысль о практической проверке возможности плавания через Карское море. Он обратился к П.И. Крузенштерну, который указал на своего сына П.П. Крузенштерна. Лейтенант Крузенштерн предложил М.К. Сидорову следующие условия: предоставить в его безотчетное владение пять тысяч пудов графита на Енисее, тогда он немедленно отправится за ним [34]. Экспедиция на шхуне "Ермак" состоялась в 1862 г., но закончилась неудачно. Тем не менее, отчет о путешествии Крузенштерна является первым полным описанием плавания с запада на восток через Карское море  [35].
   М.К. Сидоров искал новые пути. В 1862 г. во время своего пребывания в Лондоне он обратился к председателю Лондонского географического общества сэру Родерику Мурчисону с просьбой оказать содействие в организации экспедиции к Енисею. Было принято решение о подготовке плавания под командованием Англии Юнга [36]. Для исследования фарватера и бара Енисея 5 января 1863 г. англичанин Банистер прибыл в Красноярск, но после встречи с енисейским губернатором Замятниным в тот же день выехал из Красноярска обратно в Англию. Причиной отъезда стали "некоторые весьма оскорбительные для национальной чести англичанина выражения, которые Замятнин позволил себе употребить [37].
   Следующий этап мореходства по Карскому морю начался с плаваний норвежских зверобоев, которые искали места промысла у берегов Новой Земли. Пример Эллинга Карлсена, побывавшего в Карском море в 1869 и 1870 гг., привлек других зверобоев, например Иогансена [38]. За гидрологические наблюдения в Карском море Иогансен был удостоен в Стокгольме серебряной медали Академий наук [39].
   Удачи зверобоев позволили некоторым зарубежным исследователям (А. Петерману, А. Пешелю) сделать вывод о том, что Карское море, как и другие арктические моря, омывающие север Азии, легко доступно для судоходства [40]. О том, что этот вывод ошибочен, свидетельствовала судьба германской экспедиции 1871 г. на судне "Германия". Из-за ледовой обстановки в проливах Маточкин Шар и Югорский Шар экспедиции пришлось вернуться обратно, не только не достигнув цели, но даже не проникнув в Карское море. Однако сама идея этого путешествия - необычайно взволновала М.К. Сидорова. Он написал статью "Мысли по поводу Германской экспедиции"  [41]. В ней известный промышленник с горечью говорит о нежелании русских властей заниматься освоением Северного пути. "Мы не хотим или не умеем, или не можем воспользоваться богатствами своих морей и даже земель", - замечает М.К. Сидоров [42].
   "Было бы слишком наивным думать, - пишет предприниматель,- что все иностранцы заботятся о благосостоянии России. Вокруг нас, в промыслах, ремеслах и торговле, орудуют англичане, немцы, французы, они нас одевают, стригут, бреют, лечат и уму разуму научают; они же обирают наше сырье, отправляют его в чужие края и, обработав, привозят обратно" [43]. После сказанного понятны усилия иностранцев и их забота о российских путях сообщения - железных и водных. Они нужны для вывоза сырья, которого в России много, а обрабатывать его не умеют. Главный вывод в следующем: необходимо организовывать научные и коммерческие экспедиции для изучения новых водных путей, поскольку в этом есть государственная потребность.
   В 1872 г. в Австро-Венгрии снаряжалась экспедиция для открытия Северо-Восточного прохода к Беринговому проливу. Она отправилась из Бремергафена 13 июня. В течение двух лет о ней не было никаких сведений. Это было неудачное плавание, тем не менее, экспедиции удалось открыть новый архипелаг, получивший название Земли Франца-Иосифа.
   По поводу австро-венгерской экспедиции М.К. Сидоров сделал доклад Русскому географическому обществу, в котором, в частности, отметил заслуги путешественников перед наукой, промышленностью и мореплаванием. Несмотря на суровую двухлетнюю жизнь на льдинах, члены экспедиции производили метеорологические, магнитные и астрономические наблюдения, измеряли глубину и наблюдали за морскими течениями. Были исследованы и вновь открытые земли, а именно минералогия, флора и фауна Земли Франца-Иосифа. Доложив об австрийцах, М.К. Сидоров отметил нашего соотечественника Ф.Воронина, спасшего экспедицию, и ходатайствовал перед обществом о вручении ему золотой медали для ношения на шее, а экипажу шхуны "Св. Николай" - серебряных медалей, поскольку они спасли отважных мореходов и плоды их трудов  [44].
   В 1870 г. член ИРГО А. Воейков предложил снарядить экспедицию в Ледовитый океан. Специальная комиссия, созданная для изучения этого предложения рассмотрела потребности большой экспедиции для исследования морского пути от Новой Земли до Берингова пролива. Член комиссии барон Н. Шиллинг предполагал просить у правительства от двухсот до трехсот тысяч рублей. Но русская полярная экспедиция тогда не состоялась, потому что министр финансов отказал в отпуске не только двухсот тысяч рублей, но и меньшей суммы [45].
   Продолжить поиск Северного морского пути из. Европы в Азию удалось англичанину И. Виггинсу.
   


  [33] Студитский Ф. История открытия морского пути из Европы в Сибирские реки до Берингова пролива. СПб., 1883. Ч.1. С.47 -48.
  [34] Там же. С.49.
  [35] Норденшельд А.Е. Плавание на "Веге". Л., 1936. С.330.
  [36] Студитский Ф. История открытия морского пути. Ч.1. С.50.
  [37] Там же.
  [38] Норденшельд А.Е. Плавание на "Веге". Л., 1936. С.335.
  [39] Там же. С.336.
  [40] Обзор плаваний к берегам Новой Земли. // Морской сборник. 1873. №2. С.123 - 124, 127 - 130.
  [41] Сидоров М.К. Мысли по поводу германской экспедиции для открытия морского пути в Обь и Енисей.// Студитский Ф. История открытия морского пути. Ч.2. С.64 - 73.
  [42] Там же. С.65.
  [43] Там же. С.67.
  [44] Сидоров М.К. Об австро-венгерской северной полярной экспедиции под начальством Вейпрехта и Пайера и об исходатайствовании наград иностранным и русским мореходам.// Студитский Ф. История открытия морского пути. Ч.2. С.73-80.
  [45] Студитский Ф. История открытия морского пути. Ч.1. С.149.