Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

От составителей
Таможенная служба в Забайкалье
- Документы
  01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70
Список сокращений
Таможня в Забайкалье: документы и материалы. 1862-1926 гг. / Авторы-составители: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 2008

№  22
Из записки Департамента таможенных сборов об организации таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и Забайкальской области в связи с закрытием порто-франко [1]
28 февраля 1909 г.

А. Организация таможенного надзора в Забайкальской области

   В настоящее время в пределах Забайкальской области существуют следующие таможенные установления: а) по государственной границе: пост Желтуринский, Кяхтинская таможня 1-го класса, посты Киранский и Шарагольский, Маньчжурская таможня 1-го класса и Старо-Цурухайтуйская таможенная застава; б) в пределах 50-верстной пограничной полосы: Акшинская и Борзянская таможенные заставы, и в) внутри области: Сретенская таможня 1 класса и Танхойская застава [2] с постами по озеру Байкалу, входящая в район Иркутской таможни.
   Таким образом, в настоящее время для охраны внешней государственной границы в Забайкальской области, кроме таможен Кяхтинской и Маньчжурской, имеется 3 поста и 3 заставы. Этих учреждений будет ныне недостаточно, и число их необходимо увеличить на 3 заставы (в м. Джиндо, в сел. Олочинском и в уроч. Усть-Уровском) и на 17 постов, причем общее количество необходимых должностей для этих учреждений выразится в следующих цифрах: 3 управляющих заставою, 3 их помощника, 17 надзирателей постов, 1 канцелярский чиновник и 110 досмотрщиков, из коих 79 конных.
   Кроме учреждения означенных новых застав и постов, признается необходимым увеличить личный состав существующих ныне застав Акшинской и Старо-Цурухайтуйской должностями одного помощника управляющего, двух канцелярских чиновников и 10 конных досмотрщиков, а в постах Желтуринском, Киранском и Шарагольском, действующих ныне в составе лишь одних досмотрщиков, учредить по одной штатной должности надзирателя поста.
   Что касается затем таможен Кяхтинской и Маньчжурской, то относительно их министр финансов находит необходимым остановиться на следующих соображениях:
   а) Кяхтинская таможня находится в слободе Кяхте, в 50 саженях от китайского города Маймачена, на историческом торговом пути, ведущем из глубины Китая внутрь Забайкальской области. Главная деятельность Кяхтинской таможни заключается в досмотре и пропуске привозимых к ней из Китая чаев. С открытием действий Восточной Китайской железной дороги, изменивших условия передвижения товаров, пролегающий на Кяхту торговый путь в значительной степени утратил свое прежнее значение. Почти все кяхтинское купечество перестало в настоящее время направлять товары этим путем и предпочло выписывать чаи из Ханькоу и других городов Китая, с отправкой их морем на Владивосток и далее внутрь России по Восточной Китайской железной дороге. Большинство русских фирм прекратило в слободе Кяхте свои операции и перенесло их в Иркутск, Томск, Челябинск и другие города. Таким образом, привозная торговля русских фирм в Кяхте почти окончательно ликвидирована. В силу этого, поступление пошлин по Кяхтинской таможне в настоящее время в значительной степени сократилось, а именно поступило таможенного дохода:
   
в 1903 г. 1. 140. 638 руб.
в 1904 г. 684. 439 руб.
в 1905 г. 787. 392 руб.
в 1906 г. 704. 651 руб.
в 1907 г. 205. 748 руб.
по 1 ноября 1908 г. 92. 266 руб.

   При таких условиях содержание в Кяхте первоклассной таможни представляется излишним, тем более, что имеется основание предполагать, что деятельность этой таможни не увеличится и по ведении в крае пошлинного обложения. Но, с другой стороны, существование в Кяхте таможенного учреждения с достаточно широкими правами по пропуску иностранных товаров представляется, безусловно, необходимым. В городе Маймачене до настоящего времени существует много китайских торговых фирм с весьма солидными оборотами, имеющих свои отделения в Иркутске, Чите, Верхнеудинске, Томске и других сибирских городах. Фирмы эти, несмотря на выгодность отправок товаров из Китая железнодорожным путем, все-таки продолжают отправлять большую часть своих товаров через Монголию. Это обстоятельство объясняется тем, что у них имеются большие операции в Монголии, для которой они получают товары вьючным путем, и одновременно пользуются этим путем для доставки товаров как для пограничной торговли с Забайкальем, так и вообще для торговли с сибирским городами. Кроме того, с Ургой и Маймаченом имеет постоянные торговые сношения и приграничное население. Все это не может отнять от Кяхтинской таможни значения как пункта, необходимого для беспрепятственного, без задержек, пропуска товаров из Китая в пределы России. В виду этого и принимая во внимание сократившуюся деятельность Кяхтинской таможни по пропуску чаев, представляется возможным лишь несколько сократить штат таможни и перевести ее из I класса во II класс, в соответствии с чем должны быть положены оклады содержания чинов таможни; при этом сокращение штата таможни, состоящего ныне из управляющего, одного члена, секретаря, бухгалтера и его помощника, пакгаузного надзирателя и двух его помощников, может выразиться лишь в упразднении должности помощника бухгалтера, с возложением лежащих ныне на нем обязанностей казначея на секретаря таможни.
   б) Маньчжурская таможня расположена на ст. Маньчжурия Китайской Восточной железной дороги. Таможня эта была учреждена в составе управляющего, двух членов, секретаря, бухгалтера, пакгаузного надзирателя и 3 его помощников. Этот состав в виду усиленной деятельности таможни оказался недостаточным и потому был усиливаем из других таможенных учреждений. Необходимость усиления личного состава Маньчжурской таможни вызывалась тем, что отправление службы в этой таможне находится в особо неблагоприятных условиях: разбросанность ее района, отдаленность помещения таможни от перрона, проход пассажирских поездов через ст. Маньчжурия исключительно ночью - все это заставляет иметь значительный личный состав.
   В настоящее время к Маньчжурской таможне прикомандировано из Владивостокской 5 штатных чиновников, которые, в виду закрытия порто-франко, немедленно должны быть откомандированы к месту своего постоянного служения. Если и при существовании порто-франко деятельность Маньчжурской таможни была настолько велика, что наличный состав ее не в состоянии был справляться с возложенной на него работою, то по введении пошлинного обложения количество работы еще более возрастет, а посему представляется необходимым увеличить личный состав таможни, на первых порах, по крайней мере, тремя младшими исполнительными чиновниками - помощниками пакгаузного надзирателя, одним помощником секретаря и тремя канцелярскими чиновниками. Независимо сего при Маньчжурской таможне должен быть образован пост надзора под ведением таможни, в составе 16 досмотрщиков, в том числе 8 конных, деятельность коих будет строго ограничиваться полосою отчуждения Китайской Восточной железной дороги и пределами Забайкальской области. …
   Рассмотрев мероприятия по усилению таможенного надзора в Забайкальской, Амурской и Приморской областях вследствие введения в них пошлинного обложения иностранных товаров, министр финансов признает целесообразным обсудить также вопрос о наиболее правильной постановке и организации управления всеми таможенными учреждениями как ныне существующими, так и вновь проектированными к открытию в местностях, лежащих восточнее района Иркутской таможни.
   На основании ныне действующих постановлений, таможенные учреждения в Восточной Сибири образуют три самостоятельные района: Забайкальский, Амурско-Приморский и Заамурский. В состав Забайкальского района в настоящее время входят следующие таможенные учреждения: таможни - в Иркутске (со всеми подчиненными ей таможенными заставами и постами по озеру Байкалу и по границе Иркутской губернии), в Кяхте и Сретенске, таможенные заставы - в г. Акше и в с. Покровке. В состав Амурско-Приморского района входят заставы: Благовещенская, Екатерино-Никольская и Хабаровская, таможня - в г. Николаевске и переходный пункт в пос. Иман. К Заамурскому району принадлежат таможни: Владивостокская и Маньчжурская; заставы: в Борзе, в Старом Цурухайтуе, на ст. Пограничной, в с. Посьете и в с. Ханси; переходные пункты: Полтавский, Платоно-Александровский и Пограничный и семь таможенных постов, расположенных в селениях в районе Владивостокской таможни.
   Непосредственный надзор за деятельностью таможенных учреждений, входящих в состав первых двух районов, как равно ближайшее управление ими и руководительство принадлежат Департаменту таможенных сборов (ст. 11 Уст. Там.), для ревизии же этих учреждений существуют два ревизора (ст. 12 Уст. Там.), из коих один имеет пребывание в г. Чите, а другой в Хабаровске. Каждое из таможенных учреждений Забайкальского и Амурско-Приморского районов является вполне самостоятельным, не подчиненным какой-либо местной центральной власти, каковой, напр., на европейской границе являются начальники таможенных округов, причем отсутствие на месте подобной центральной инстанции вызывает иногда целый ряд разного рода затруднений.
   Что же касается третьего, т.е. Заамурского района и таможенных учреждений, входящих в его состав, то общее управление ими объединено ныне в лице окружного таможенного инспектора (ст. 13 и 14 Уст.Там.), которому предоставлены все права начальника таможенного округа, за некоторыми небольшими изменениями, особо оговоренными в законе (ст. 119 Уст. Там.). При окружном инспекторе существуют ныне чиновник для поручений и секретарь, он же письменный переводчик с азиатских языков (ст. 13 Уст. Там.).
   Рассмотрев организацию существующего ныне местного управления таможенными учреждениями в областях Забайкальской, Амурской и Приморской, нельзя не обратить внимания на недостаточную стройность, цельность и единообразие этого управления, явившегося результатом разновременно принятых в этом отношении мероприятий со стороны Министерства финансов по введении там пошлинного обложения, в виду быстро изменявшихся в то время условий местной экономической жизни и торгового движения товаров. В настоящее время политическая и экономическая жизнь населения Дальнего Востока вошла в более или менее нормальное положение, а потому и не имеется ныне оснований к существованию там столь разнообразного местного управления таможенным делом. По введении пошлинного обложения деятельность всех таможенных учреждений, расположенных на Дальнем Востоке, должна быть вполне единообразной и подчиненной одному общему порядку; между тем как существующая ныне постановка дела ведет как раз к противоположным результатам, ибо каждое таможенное учреждение Забайкальского и Амурского районов, не имея на месте общего руководителя в своей деятельности, сообразуется лишь со своею практикою и поступает вполне самостоятельно, вне всякой зависимости от своих соседних учреждений. Признавая необходимым в виду таких соображений объединить все управление, как вновь проектируемыми, так и ныне уже существующими таможенными учреждениями, лежащими на восток от оз. Байкала, по образцу, уже принятому вообще в таможенном ведомстве, министр финансов находит необходимым учредить окружное управление для всех таможенных учреждений, входящих в состав Забайкальской, Амурской и Приморской областей, в составе одного начальника округа, с состоящими при нем двумя ревизорами, двумя чиновниками для поручений, одним секретарем и пятью канцелярскими чиновниками, с оставлением лишь вне окружного управления Иркутской таможни с входящими в район ее таможенными учреждениями. Место нахождения окружного таможенного управления, за силою ст. 4 Уст. Там., будет определено министром финансов в зависимости от характера деятельности входящих в состав округа учреждений, а также состояния путей сообщения в Восточной Сибири.
   По вопросу об учреждении указанного выше нового таможенного округа министром финансов было сделано сношение с Иркутским и Приамурским генерал-губернаторами и со стороны их по сему вопросу каких-либо возражений не последовало.

    РГИА ДВ.Ф. 702. Оп. 6. Д. 161. Л. 11-27об.
Типограф. оттиск


  [1] Документ подписан министром финансов статс-секретарем В. Коковцовым и директором департамента С. Ганом.
  [2] Танхой - населенный пункт в Забайкалье (Республика Бурятия). Танхойская таможенная застава входила в район деятельности Иркутской таможни. Выполняла роль контрольного пункта при ввозе товаров из Приамурья в Иркутск и далее в Европейскую Россию. Ее деятельность регламентировалась особыми инструкциями министра финансов (1909 г.).