Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

От составителей
Таможенная служба в Забайкалье
- Документы
  01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70
Список сокращений
Таможня в Забайкалье: документы и материалы. 1862-1926 гг. / Авторы-составители: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 2008

№  42
Из проекта представления Министерства финансов об отпуске дополнительных средств на содержание таможенных учреждений в пределах Приморской и Забайкальской областей [1]
1913 г.

    В 1909 г., после закрытия порто-франко в Приамурском крае, Японским правительством было учреждено порто-франко в корейском порте Чон-Чжин для ввоза и вывоза товаров в приграничные с нами области - корейскую Кандо и китайскую Хун-Чун. Открытие в сопредельном нам районе Кореи порто-франко вызвало необходимость установления более действительной таможенной охраны Южно-Уссурийского края, чем то предусматривалось законом 2 мая 1909 г. об организации таможенного надзора в Приамурском крае. Беспошлинное обращение иностранных товаров в двух приграничных нам областях не могло остаться без влияния на значительное усиление контрабандного промысла на соответственных участках нашей государственной границы. Оставить эти участки границы при существовавших средствах таможенной охраны (42 досмотрщика на 190 верст) представлялось, в виду изложенного, совершенно недопустимым, вследствие чего было признано необходимым передвинуть в Южно-Уссурийский край часть чинов охраны Китайской Восточной железной дороги. Вместе с тем, было обращено внимание на необходимость усиления погранично-таможенного надзора за участками нашей границы, прилегающими к конечным пунктам Китайской Восточной железной дороги, где среди приграничного населения, с закрытием порто-франко, весьма развилось стремление к тайному водворению в наши пределы предметов, обложенных акцизом и таможенными пошлинами, а между тем находящаяся там недостаточная таможенная стража не в силах была оказывать должное противодействие водворению контрабанды. Вследствие сего и в виду того, что увеличение численности таможенного надзора потребовало бы значительных расходов со стороны Государственного казначейства, были командированы в 1910 г., с высочайшего соизволения, три конные сотни из охраны Китайской Восточной железной дороги в составе 9 офицеров и 400 нижних чинов, для усиления охраны государственной границы в Южно - Уссурийском крае и в местностях Приамурской и Забайкальской областей, прилегающих к конечным пунктам Китайской Восточной железной дороги.
   В 1912 г. командированные для охраны границы означенные три сотни были расположены в нижеследующих пунктах: <...>
   В Забайкальской области
   
Число
офицеров
Число
нижних чинов
1. Поселок Кобухаевский 1 30
2. Поселок Ара - Булак - 8
3. Станция Борзя [*] 1 40
4. Станция Харанор - 7
5. Станция Шарасун [*] - 25
6. Станица Чиндант - Гродеково [*] 1 30

   Районы, обслуживаемые этими сотнями, охватывали нижеследующие пространства по нашей границе с Маньчжурией: 1 сотня от Кобухаевской станицы на восток до ст. Борзя, Забайкальской железной дороги, и далее вдоль этой дороги до государственной границы протяжением 210 верст; 2 сотня от пос. Богодуховского до уроч. Ушагоу на протяжении 120 верст; 3 сотня от уроч. Ушагоу до корейской границы на протяжении 160 верст.
   В начале 1913 г. было признано необходимым несущие службу по пограничному надзору в Забайкальской и Приморской областях сотни из охраны Китайской Восточной железной дороги вернуть к отправлению их прямых обязанностей. Откомандирование этих сотен открывает государственную границу в таких её участках, которые в контрабандном отношении представляются наиболее опасными. Вследствие этого возникает необходимость возложить охрану государственной границы в названных местностях на таможенных досмотрщиков, а между тем выделить досмотрщиков для этой цели из состава местных таможенных учреждений не представляется возможным в виду сравнительно незначительного числа досмотрщиков на Дальнем Востоке и громадной протяженности границы, подлежащей их охране. В Приморской области, в местностях, где были расположены две сотни, наличный состав таможенных досмотрщиков всего 98 человек при 53 лошадях, а в Забайкальской области, где была расположена одна сотня - всего 30 досмотрщиков при 19 лошадях. На этих досмотрщиков, кроме надзора за границею, возлагается обслуживание и окарауливание таможенных застав и постов и надзор в некоторых местностях за судами каботажного и речного плавания. При таких обстоятельствах можно ожидать массового водворения в наши пределы контрабандных товаров, в особенности спиртных напитков. В предупреждение сего необходимо во всех пунктах, где были посты пограничной стражи и где ныне не имеется таможенных учреждений, учредить таможенные посты, во главе со штатными чиновниками для наблюдения и руководства нижними чинами и для очистки пошлинами предметов, разрешенных к пропуску чрез таможенные посты на Дальнем Востоке по особому списку (Собр. Узак. 1913 г., ст. 61). При этом, в виду отмены с 1 января 1913 г. 50-верстной льготной полосы, новые таможенные посты представляется необходимым поместить по возможности на самой черте государственной границы.
   <...> При организации таможенной охраны государственной границы в местностях Забайкальской области, охранявшихся ранее стражею Китайской Восточной железной дороги, надлежит принять во внимание, что граница эта на всем протяжении от станции железной дороги Мациевской до станции Усть - Иля (свыше 250 верст) представляется везде проходимой и удобной для водворения контрабанды. Посты пограничной стражи были расположены в пределах 50-верстной льготной полосы; в настоящее же время, с упразднением этой полосы, таможенные посты должны быть учреждены на черте государственной границы. Так как у черты границы не имеется каких-либо населенных пунктов, то посты эти следует учредить на определенных расстояниях один от другого, не более чем на 25 - 30 верст, для чего потребуется не менее 10 постов [2]; причем на каждом посту должен быть управляющий и 5 досмотрщиков при 3 лошадях.
   Таким образом, для установления надлежащего таможенного надзора по морскому побережью от Владивостока до Кореи и по границам с Кореей, Китаем и Монголией в пределах Приморской и Забайкальской областей представляется необходимым к ныне существующему таможенному надзору добавить 34 управляющих постами и 170 досмотрщиков при 102 лошадях, причем всем управляющим постами необходимо выдавать разъездные деньги в размере 300 руб. в год каждому, как это и ныне установлено для управляющих постами на Дальнем Востоке, так как на обязанности этих управляющих лежит, помимо взимания пошлин с товаров, привозимых для местного потребления, также наблюдение и совершение разъездов за прилегающими к постам пограничными районами.

    РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 872. Л. 12-18
Копия. Машинопись


  [1] Поступило 10 августа 1913 г. в Канцелярию генерал-губернатора из Департамента таможенных сборов под грифом "Весьма спешное".
  [*] В означенных пунктах имеются одновременно и таможенные учреждения. - Прим. док.
  [2] Подчеркнуто в документе.