Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

От составителей
Таможенная служба в Забайкалье
- Документы
  01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70
Список сокращений
Таможня в Забайкалье: документы и материалы. 1862-1926 гг. / Авторы-составители: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 2008

№  55
Донесение Уполномоченного РСФСР в г. Маньчжурия Похвалинского о ситуации на разъезде 86, направленное Особоуполномоченному РСФСР в Харбине и Чрезвычайному Полномочному представителю РСФСР в Китае [1]
27 мая 1923 г.

   В начале мая у меня происходили крупные недоразумения с китвластями из-за китзаставы на 86-м разъезде.
   Как известно, Рябиковским договором [2] 86-й разъезд был признан нейтральной зоной между ДВР и Китаем с пребыванием на нем военных застав - китайской и русской. Тогда условились, что граница между Россией и Китаем пересекает железную дорогу где-то между 86-м разъездом и ст. Мациевской, как это и значится почти на всех картах, но точно место пресечения зафиксировано не было в предположении, что этим делом займется будущая русско-китайская конференция.
   Однако на практике было необходимо принять какую-то определенную линию за границу, в особенности это было необходимо для нашей пограничной стражи.
   После нескольких конфликтов в прошлом году с китайской таможней, сторожевой автомобиль которой подвергался частым обстрелам и задержанию наших пограничных разъездов, я произвел детальное обследование прилегающей к Маньчжурии пограничной линии.
   В результате этого обследования я пришел к выводу, что единственной обязательной линией, которую можно было бы признать пока за границу, является "Вал Чингиз-Хана", пересекающий железнодорожную линию в полуверсте от 86-го разъезда по направлению к ст. Маньчжурия.
   Точно также признается за границу этот вал и в некоторых картах, напр. в карте Маньчжурии, в издании КВЖД, 1915 г. И также, по-видимому, решен этот вопрос Цицикарским "Договорным актом" между Россией и Китаем в 1911 г.
   В таком смысле мною были даны указания нашим пограничным частям и с тех пор "Вал Чингиз-Хана" постепенно вошел в обиход, как граница между Китаем и Россией.
   В упомянутом мною обследовании принимали участие китайская таможня и местный Штаб охранных войск, которые также признали тогда "Вал Чингиз-Хана" за пограничную линию. Результат этого обследования не был закреплен протоколом, согласно указаний б[ывшего] МИД ДВР.
   До последних дней не было недоразумений с китайцами по поводу границы, т.к., хотя нами признавался за границу "Вал Чингиз-Хана", и, таким образом, 86-й разъезд оказывался лежащим на нашей территории, но с нашей стороны не было никаких возражений против пребывания на 86-м разъезде китзаставы и никто не препятствовал этой заставе свободно ездить между 86-м разъездом и Маньчжурией.
   Но после известного конфликта с запрещением китайцам произвести смену заставы на 86-м разъезде, о чем я донес Вам 7 мая за № 1049, наши пограничные войска на 86-м разъезде, по распоряжению Уполпункта на ст. Мациевской т. Карякина, стали чинить китзаставе разные препятствия в их пребывании на разъезде.
   Напр[имер], ограничивалось место, где китайские солдаты могут ходить, запрещалась доставка продуктов для заставы из Маньчжурии и, наконец, был запрещен свободный проезд китсолдат в Маньчжурию и обратно.
   Мелкие недоразумения мною понемногу улаживались, но последнее запрещение китсолдатам беспрепятственно ходить в Маньчжурию и обратно вызвало резкий конфликт. ГПУ требовало, чтобы китсолдаты заставы выбирали в моем Управлении визы каждый раз, когда захотят поехать в Маньчжурию и обратно.
   Китайцы категорически отказывались от этого и после нескольких дней безуспешных переговоров со мной (безуспешных потому, что ГПУ не шло ни на какие уступки в этом вопросе) предъявили мне 20 мая словесный "ультиматум" - или мы должны согласиться на беспрепятственный переход солдат китзаставы с разъезда в Маньчжурию, или они 21 мая отзывают свою заставу совсем в Маньчжурию. Причем предупредили, что если они отзовут заставу с разъезда, то согласно Рябиковского договора не допустят наши поезда дальше 86-го разъезда, а также выселят наши учреждения из Маньчжурии, как-то станцию, Маньчжурскую таможню и Мациевский таможенный пост. Был очень удобный момент для ликвидации китзаставы на 86-м разъезде, так как положение было таково, что китайцы действительно были вынуждены взять свою заставу. Но, с другой стороны, это отозвание, во-первых, создало бы весьма натянутые отношения между мной и китайцами, а, во-вторых, если бы они и не выселили бы наши учреждения из Маньчжурии и не смогли бы [запретить] [3] нашим поездам проходить до ст. Маньчжурия, то все же серьезные препятствия в работе этих учреждений попытались бы сделать. И, в конце концов, по моему мнению, нам пришлось бы все равно уступить им в этом, для нас совершенно неважном, вопросе.
   Из этих соображений я еще раз лично съездил на ст. Мациевскую и договорился, наконец, с т. Карякиным о порядке проезда китсолдат в Маньчжурию в приемлемой для китайцев форме.
   Теперь солдаты китзаставы ходят в Маньчжурию и обратно, предъявляя особое удостоверение от китштаба, форму которого при сем прилагаю.
   Таким образом, тянувшийся более двух недель конфликт можно считать ликвидированным и только наше запрещение произвести смену китзаставы по-прежнему раздражает китайцев, и они все время запрашивают меня, когда можно будет произвести смену.
   По этому вопросу я уже запросил Вас и снова прошу ускорить его разрешением.
   По моему мнению, до тех пор, пока мы признаем ст. Маньчжурия киттерриторией нецелесообразно создавать конфликт из-за смены китзаставы на 86-м разъезде.
   Я расцениваю это запрещение неблагоразумным шагом, основанным на простом незнакомстве ПП ГПУ на ДВ с нашими взаимоотношениями с китайцами на ст. Маньчжурия.
   Я не удивился бы, если бы китвласти заявили бы вдруг, что они запрещают менять нам сотрудников Читинской дороги, обслуживающих ст. Маньчжурия, и я боюсь, что они придумают что-нибудь вроде этого, если мы затянем разрешение вопроса со сменой их заставы.

    РГИА ДВ. Ф. Р-2422. Оп. 1. Д. 779. Л. 3-5
Копия. Машинопись


  [1] На документе гриф "Секретно"
  [2] См. прим. 2 к док. № 54.
  [3] В документе сказуемое отсутствует